Ремонт с инновациями

Самолет традиционно считается передовым с технической точки зрения продуктом, однако инновации не ограничиваются одним авиастроением и успешно внедряются в других областях гражданской авиации. 

О том, какие передовые технологии и материалы приходят в сегмент технического обслуживания и ремонта (ТОиР) авиационной техники, представители отрасли — провайдеры услуг, технические специалисты от авиаперевозчиков и авиапроизводителей — обсудили на организованной АТО Events практической конференции "Инновации в ТОиР авиационной техники", которая прошла в Москве 22 сентября.

Выступавший на этом мероприятии Хельге Захс, вице-президент по управлению инновациями Lufthansa Technik, одного из крупнейших провайдеров по ТОиР в мире, выделил несколько направлений внедрения инноваций в сфере техобслуживания. Первым среди них он упомянул 3D-печать, которая все шире применяется в техобслуживании. По его словам, 3D-печать имеет большой потенциал, поскольку позволяет быстро производить нужные запчасти, что сокращает сроки ремонта. Кроме того детали, изготовленные по этой технологии, могут получаться легче оригинальных компонентов, что в долгосрочной перспективе оборачивается для заказчиков-авиакомпаний существенной экономией на топливе за счет снижения взлетного веса ВС. 

Огромные перспективы открывают для ТОиР цифровые технологии, которые дают возможность собирать и анализировать большие массивы данных о работе самолета и его подсистем. Так, если самолет Boeing 777 передавал за полет 1 МБ технических данных, то новый Boeing 787 передает уже 28 МБ информации за один полет. За год объем переданных с ВС этого типа данных превышает 1000 ТБ, в то время как для Boeing 777 этот показатель в 140 раз меньше — 6,9 ТБ, рассказал г-н Захс. Он объяснил, что анализ этой информации позволяет создать цифровую модель конкретного самолета. Это в свою очередь дает возможность перейти от превентивного техобслуживания самолета (т. е. замены компонентов при регулярных проверках) к техобслуживанию по состоянию, когда сроки замены компонентов рассчитываются в зависимости от интенсивности их эксплуатации. 

Одновременно происходит переход на цифровой документооборот, который повышает доступность и прозрачность технической документации, что особенно важно при возврате самолета лизингодателю. 

Примечательно, что новые технологии уже успешно внедрены не только крупными провайдерами. По словам Ристо Маеотса, директора эстонской Magnetic MRO по производству, его компания использует арендованный 3D-принтер для изготовления пластиковых деталей элементов салона самолетов. По его словам, изготовление на месте позволяет, в первую очередь, сэкономить на сроках поставок запчастей, а также уменьшить их стоимость. Для работы с принтером компания получила одобрения как конструкторская (design) и производственная (production) организация в рамках сертификата EASA Part 21. Несмотря на то, что компания использует сертифицированные материалы для 3D-принтера, готовые изделия должны проходить испытания на воспламеняемость. 

С 2015 г. Magnetic MRO совместно с американской компанией Addaero Manufacturing работает над технологиями 3D-печати металлических изделий. Как рассказал Маеотс, приступить к 3D-печати металлических инструментов компания сможет через год-два, однако основным препятствием пока является высокие затраты на обработку поверхности изделия после печати. 

Помимо 3D-печати эстонский провайдер успешно применяет технологию виртуальной реальности. Например, с помощью 3D-очков компания представляет заказчикам варианты отделки пассажирских салонов, что позволяет более точно учесть пожелания клиентов и уменьшить количество доработок или переделок в ходе выполнения контракта. 

У Magnetic MRO также был опыт использования 3D-очков для проведения дистанционной инспекции ремонта самолета. Инженер из головного офиса компании использовал очки, куда передавалось изображения со специальной видеокамеры, установленной на самолете, который находился на другом континенте. Очки отслеживали движение головы инженера и поворачивали камеру в нужном направлении. Эта идея была позаимствована из опыта работы с лоукостером EasyJet, объяснил Маеотс. Инженеры этого британского перевозчика таким образом дистанционно проверяли ход ремонта своих самолетов на базе эстонской компании. 

Провайдеры по техобслуживанию не только внедряют в работу имеющиеся на рынке инновационные технологии, но и создают свои. По словам Хельге Захса, Lufthansa Technik разрабатывает риблетированное покрытие для коммерческих самолетов и устройство для его автоматического нанесения. Использование такого покрытия, состоящего из микробороздок, позволит снизить аэродинамическое сопротивление ВС в полете, уменьшить расход топлива и, соответственно, увеличить дальность полета. Провайдер собирается начать испытания этого покрытия на самолете в 2017 г. 

Другим инновационным проектом, упомянутым Захсом, стала система чистки авиационных двигателей CYCLEAN 2.0. Предыдущая версия системы использовала для очистки двигателя смесь воды и антифриза, что позволяло использовать ее при низких положительных температурах. В новой версии системы используется не жидкость, а дробинки из сухого льда, поэтому чистить двигатель можно будет и зимой при минусовых температурах.

Возврат к списку


Сообщение принято

Мы свяжемся с вами в ближайшее время

СРАВНИТЬ: 15 шт.