Бриллианты вчера, сегодня и завтра | Jets.ru
0 Сравнение 0 Избранное Спросить
+7 (985) 211-10-11
15.09.2017
Стиль

Бриллианты вчера, сегодня и завтра

Тайны бриллиантов раскрывает Вадим Игнатьевич Прыгов, действительный член Британского общества историков ювелирного искусства, эксперт аналитической лаборатории Государственного геологического музея  РАН им. В.И. Вернадского, кандидат искусствоведения.  
Интервью: Аркадий ШВАРЦЕР

Бриллианты на протяжении многих столетий олицетворяли богатство, власть, красоту. Рушились империи, менялись и трансформировались элиты общества, а бриллианты всегда оставались вожделенной драгоценностью, «кислородной подушкой» на черный день, способом «законсервировать деньги». Изменилось ли отношение к ним сегодня? 
Еще в недавнем прошлом бриллиант считался элитарной драгоценностью, овеянным легендами символом принадлежности к высшему обществу. В этом и заключена причина его притягательности. Крупные же бриллианты всегда вызывали острое любопытство у представителей всех социальных слоев. Почти за сто лет до открытия выставки Алмазного фонда в Кремле, на заре европейской глобализации, во время Всемирной выставки 1851 года, в Лондоне для публичного обозрения был выставлен 186-каратный алмаз (1 карат = 0,2 грамма) «Кохинур», поднесенный королеве Виктории руководителями Ост-Индской компании. Это было резонансное событие, о нем писали все лондонские газеты и публиковали гравированное изображение алмаза, стоимость которого была сопоставима с годовым бюджетом Британской империи! Через несколько лет камень был подвергнут дополнительной огранке (при этом его вес снизился до 105 карат) и затем вставлен в королевскую корону, где сейчас и находится. Спустя 150 лет эксклюзивные бриллианты по-прежнему ценятся очень высоко, однако купить себе «немного роскоши» уже может почти каждый.

Какие главные параметры влияют на цену бриллианта?
Основных, или традиционных, параметров четыре, их называют «4С»: масса (carat), огранка (cut), чистота (clarity) и цвет (color). Даже при одинаковой массе, например в один карат, цена камней в зависимости от характеристик цвета и чистоты может различаться на порядок. Креативные диамантеры и ретейлеры в маркетинговом угаре постоянно дополняют этот перечень. Появился такой параметр, как шарм (charm), характеризующий визуальную привлекательность камня, достигаемую за счет совершенства огранки и высокого качества полировки. Действительно, именно за великолепную игру света и цвета, которую нельзя измерить никакими приборами, бриллиант ценится столь высоко. Не менее важен в наше непростое время и такой параметр, как экспертное заключение — сертификат (certificate), предполагающий наличие ответственного вердикта авторитетной геммологической лаборатории. Нередко главенствующую роль в ценообразовании бриллианта играет его культурно-историческая ценность (culture), выражающаяся в документально подтвержденной принадлежности исторически значимым лицам или событиям.

Мы, разумеется, знаем, что высокая стоимость бриллиантов всегда привлекала жуликов и аферистов всех сортов и мастей: сколько фильмов снято на эту тему, сколько детективов написано! Какие основные вызовы готовит нам день грядущий?
Деятельность названных господ-мошенников многогранна. Самое невинное деяние — это обычное в любой торговой практике завышение цены с учетом немыслимой для отрасли последующей скидки под лозунгом тотальной ликвидации стока. Встречаются, конечно, случаи прямого обмана и фальсификации. Сравнительно недавно, в конце девяностых годов, на рынке появился новый материал — муассанит (карбид кремния), по своим физическим свойствам близкий к алмазу. Детекторы бриллиантов, имевшиеся тогда почти во всех комиссионных магазинах и ломбардах, на муассанит реагировали так же, как и на бриллиант. Схема обмана была проста: в кольцо крепился муассанит, по размерам соответствующий бриллианту массой от одного до двух карат, затем кольцо закладывалось в ломбард и, естественно, не выкупалось. Однако проблема диагностики новой имитации алмаза была решена достаточно быстро. Буквально через год-два на рынке появились детекторы муассанитов, и сегодня их диагностика не представляет никаких трудностей. Основной же вызов XXI века — это, конечно, производство синтетических бриллиантов в промышленных масштабах.

Влияют ли синтетические бриллианты на рынок натуральных бриллиантов?
Да, и очень серьезно. Это влияние подобно айсбергу. Видимая часть — это открыто позиционирующиеся на рынке синтетические бриллианты. Например, проект «Кузница бриллиантов» (Diamond foundry), в который инвестировано уже свыше $100 млн, в том числе известным актером Леонардо Ди Каприо и российским бизнесменом Зиявудином Магомедовым. Этот проект был запущен в США два года назад. К настоящему времени получены и выставлены на продажу синтетические бриллианты, самые крупные из которых имеют массу свыше пяти карат. При этом синтетические бриллианты позиционируются исполнителями проекта как уникальные творения человеческого гения, свободные от вовлеченности в военные конфликты и эксплуатацию коренного населения Африки. Тотальная толерантность! На каждый синтетический бриллиант геммологом оформляется сертификат по системе Геммологического института Америки с указанием тех же параметров, что и у природных камней. Главная же опасность такого конкурента природным камням в том, что запросная цена на «синтетику» формируется по тому же принципу, что и у природных камней. Это категорически противоречит практике ценообразования для синтетического материала, которая всегда была основана только на себестоимости производства.

Подводная часть айсберга, вероятно, гораздо серьезнее?
И разнообразнее: в отраслевой новостной хронике периодически всплывают истории о том, как синтетические бриллианты выдавались за природные. Однако мы можем лишь строить предположения об истинных масштабах этих деяний. Так, немногим более года назад была арестована группа индийских хакеров, которые взломали базу данных по сертификатам на бриллианты Геммологического института Америки и в 1042 сертификата внесли данные синтетических камней. В октябре прошлого года на сертификацию в этот институт был передан крупный синтетический бриллиант массой 5,19 карата без упоминания о природе его происхождения. Известны также случаи заброса необработанных синтетических алмазов в партии алмазного сырья для гранильных предприятий. Ну и, наконец, небольшие партии мелких синтетических бриллиантов свободно продаются китайскими предприятиями через Интернет. 

Неужели так сложно отличить синтетический алмаз от природного? Какие шаги по исправлению ситуации предпринимают крупные игроки отрасли?
Прежде всего интенсивно ведутся работы по усовершенствованию и запуску в серийное производство детекторов синтетических алмазов, которые обладали бы достаточно высокой скоростью обработки результатов анализа и давали простой однозначный ответ: «да» или «нет». Создание базовых моделей таких приборов было уже анонсировано в нашей стране, Европе и Америке. Также Геммологический институт Америки объявил о создании нового сервиса, позволяющего определить источник происхождения бриллианта (М2М). Участники этой программы передают алмазное сырье на исследование, по завершении которого каждому кристаллу присваивается уникальный номер. Полученные после огранки бриллианты передаются на повторное исследование — идентификацию, по итогам которой за бриллиантами закрепляются уникальные номера. Весь массив информации хранится в базе данных Геммологического института Америки. Через мобильное приложение будет организован общий доступ для получения данных по конкретному номеру.

Что же делать простому потребителю в нынешней ситуации? 
Прежде всего избегать соблазна покупать драгоценности в случайных местах без многолетней репутации. Также сертифицированные бриллианты нередко имеют лазерную маркировку на «пояске» камня. Например, на смоленском гранильном заводе «Кристалл», крупнейшем в отрасли отечественном предприятии, предлагается нанесение лазером логотипа или произвольного текста на бриллианты. Надпись не видна невооруженным глазом, но ее легко прочитать с использованием 10-кратного увеличения. И, разумеется, она никак не сказывается на внешнем виде и игре бриллианта, а также не ухудшает его группу цвета и чистоты. Маркировка Геммологического института Америки обычно включает аббревиатуру GIA и номер сертификата, также видимые лишь при увеличении в 10 раз. На интернет-сайтах солидных лабораторий обычно доступна возможность верификации сертификата: надо лишь ввести его номер и получить в ответ pdf-копию из архива. Но при высокой стоимости товара самостоятельной проверки подлинности сертификата, безусловно, недостаточно. Для полной уверенности необходимо проконсультироваться с независимым экспертом-геммологом. Мы с коллегами всегда к вашим услугам. Такая подстраховка оправдана, поскольку только квалифицированный специалист сможет провести экспресс-исследование лабораторными методами, чтобы исключить возможность подмены на синтетический бриллиант.

Указанные вами процедурные моменты покупки характерны для специализированных сделок. а что делать с женским подходом «нравится-не нравится»? 
Конечно, не следует забывать главного: бриллиант — это не столько концентрированное выражение стоимости, сколько важная часть ювелирного украшения, призванного акцентировать рафинированный вкус и достаток своего владельца. Удел финансового инструмента иной — непроницаемая тайна банковского сейфа и плотное кольцо сотрудников охраны на случай выхода в свет. Бриллиантовое украшение как зеркало души своего владельца — это антитеза тиражу, индустриальному подходу к дизайну. Для ювелира такая творческая задача при ее видимой простоте необычайно сложна: создать неповторимое произведение искусства, исключив возможность его последующего тиражирования. Настоящий художник не должен скатываться к тому, чтобы заказчикам оставалось лишь «меряться каратами». Разумеется, это мало кому удается. Один из редких примеров — кольцо-окулюс в витрине Новинского пассажа. Оно было бы монументально застывшим, если бы не живость и искрометность бриллианта, подвижно закрепленного на пружине внутри рубина. Как зеркало души он всякий раз по-иному смотрит на этот столь несовершенный мир.
Читайте также
Андрей Шмаков: «Соленые грузди, селедка и пирожки — это и есть ДНК русского человека»

Мила и Ольга Трещёвы, гастрономические обозреватели Jets.ru пообщались с Андреем Шмаковым, бренд-шеф...

Уиллиам Ламберти: «Человек может достичь всего, чего захочет»

Мила и Ольга Трещёвы, гастрономические обозреватели Jets.ru, беседуют с Уиллиамом Ламберти – шеф-пов...

#ТеатрПомогает: в МХТ им. А.П. Чехова месяц благотворительного фонда «Жизнь как чудо»

МХТ имени А.П. Чехова продолжает благотворительный проект #ТеатрПомогает, инициированный театром в г...

Гигантские черепахи на Сейшелах и подводный винный погреб на Мальдивах: как выглядит идеальный майский отдых у океана

Уникальные природные локации, продуманный до мелочей дизайн, расслабляющие спа-процедуры, изысканные...

Путешествие в нерассказанное: открываем заново Ближний Восток и Африку

От классики до эклектики, от старинных базаров среди небоскребов до фешенебельных курортов посреди п...

Итальянцы в России: воспоминания об итальянском детстве и русские сказки с итальянским акцентом

Если очень хочется в Италию, но дела пока не отпускают, гастрономические обозреватели jets.ru Мила и...

Артем Естафьев: «Я человек концепции. Моя задача – транслировать мой внутренний мир и творчество через еду»

Гастрономические обозреватели jets.ru Мила и Ольга Трещёвы пообщались с Артемом Естафьевым – шеф-пов...

Роскошная Греция от Sani Resort и The Greeks

Один из лучших в мире семейных курортов Sani Resort, расположенный в Греции, и греческий ресторан Ан...

Beechcraft Denali: долгожданная премьера

Долгая дорога Beechcraft Denali к сертификации приближается к концу. Самолет, задуманный как уникал...

Истории из жизни страховой компании

В 2008 году компания «Ингосстрах» начала выстравивать особый уровень сервиса и комфорта для премиаль...

Модель добавлена в избранное

перейти

Модель добавлена в сравнение

перейти