Главная Публикации Лайфстайл Методы распознавания поддельных произведений искусства #2

Методы распознавания поддельных произведений искусства #2

Текст: Аркадий Шварцер

Спрос рождает предложение. По разным оценкам, от 30 до 60% международного рынка произведений искусства — это подделки. Начнем с определения понятия: подделка — это произведение искусства, специально созданное или предлагаемое для продажи с целью обмана потенциального покупателя. Другими словами, подделка создается всегда с мошенническими целями. 

Эксперты

В цивилизованном мире эксперт, который имеет право выносить заключение о подлинности произведений искусства, имеет лицензию и обязательную страховку. Точно как водитель автомобиля с лицензией на вождение — «правами» и страховкой. Без страховки нельзя выезжать на дорогу. На Западе после каждой аварии размер страхового взноса увеличивается, и может наступить такой момент, когда ни одна страховая компания не согласится страховать опасного водителя. Так и с экспертами. После каждой неверной атрибуции размер его страховки растет, пока не наступит момент, когда никто не захочет страховать сомнительного эксперта. И прощай, профессия. В нашей благословенной России работа экспертов не регламентирована, и они не застрахованы.

Примерно лет 10 назад научный сотрудник Третьяковской галереи Владимир Петров — один из главных специалистов России по русской живописи — в своем выступлении на XI Научной конференции по экспертизе и атрибуции произведений изобразительного искусства заявил: «В последние годы распространилось злостное переписывание живописных произведений зарубежных художников, которые впоследствии под именами русских живописцев поступают на наш рынок. И это отнюдь не примитивные подделки». Позже Владимир Петров признался, что он и сам дал несколько десятков свидетельств подлинности этим искусным «фальшакам». В результате многим честным и добросовестным дилерам были предъявлены требования со стороны покупателей о возврате денег. А дилер, заработав свои 2–3% от цены картины, разумеется, вернуть деньги не может. Продавца картины тоже не всегда легко найти. Не каждому покупателю можно объяснить, что гарантию подлинности работы дает не дилер, а эксперт. Так устроен антикварный рынок. Увы, проблемы возникли только у дилеров, но не у эксперта. Петров мотивировал свои ошибки тем, что технический уровень подделок очень вырос. Он умолчал о том, что технический уровень распознавания подделок тоже не стоит на месте. Как вечное соревнование снаряда и брони. Сегодня Петров остается одним из ведущих экспертов страны по русской живописи. И сегодня его атрибуции считаются гарантией подлинности картин. А если он захочет вновь выступить с публичным покаянием, то вряд ли его репутация пострадает. Есть ли вообще понятие «репутация» в современной России?

Техники подделок

Чаще всего встречаются подделки подписи художника: когда фальсификатор на месте оригинальной подписи пишет другую, более ценную. Потому подпись художника не гарантирует подлинность произведения. Для написания подделок используют старинные материалы: бумагу, холст, дерево, краски и прочее. Частым приемом являются поддельные надписи и этикетки на обороте холста: наклейки выставок, салонов или аукционов, а также печати галерей или частных коллекций. Самой серьезной техникой подделки является фрагментирование больших холстов, в результате чего получается несколько маленьких картин.

Существуют два вида анализа произведений: искусствоведческий (органолептический) и технический. 

Искусствоведческое определение подлинности произведения

Искусствовед изучает историю произведения, биографию и творчество автора, исследует индивидуальную манеру письма, содержание и стиль. Что может почти гарантировать подлинность картины? Это провенанс и каталог-резоне. Провенанс (происхождение) произведения — это его известный путь с момента, когда оно покинуло мастерскую художника: кому принадлежало, как переходило из рук в руки. Документировано! Аферистам стало непросто сочинять правдоподобную историю «чудесно найденного» шедевра.

Каталог-резоне (catalogue raisonné) — это не зависимое от рынка научное исследование, включающее все известные произведения конкретного художника. То есть каталог-резоне содержит заслуживающую доверие полную и исчерпывающую базу работ определенного художника. Его создание занимает долгие годы, а порой и десятилетия.

Начинается все с профессиональной экспертной оценки живописного стиля полотна. Особое внимание уделяется композиции, манере мазка, цвету, характеру красочной поверхности, подписи, если она имеется. Далее специалисты изучают провенанс произведения! Это весьма непросто: арт-рынок не отличается прозрачностью, и далеко не все владельцы готовы откровенничать о том, когда и где они покупали картины. Часто люди не дают разрешения на публикацию своих фамилий в каталогах-резоне из страха ограбления или из-за нежелания открывать свои финансовые дела.

Искусствоведы обращают внимание и на исторический контекст создания работы, сопоставляя стиль произведения со стилем других работ художника, выполненных в то же самое время. Этот момент весьма существенен, поскольку авторы подделок при создании своих «шедевров» чаще всего не учитывают изменения, со временем происходящие в стиле художника. Итак, каталоги-резоне составляются, чтобы предоставить заслуживающую доверие полную и исчерпывающую базу работ определенного художника. 

Например, подделки работ К. Малевича практически стали бессмысленны после появления его каталога-резоне. 

Невероятно сложно доказать подлинность работы Малевича, даже теоретически стопроцентного оригинала, если его нет в каталоге-резоне.

Технические методы определения подлинности

Исследование состава красок помогает примерно установить дату написания полотна, найти места, подвергавшиеся реставрации. Макрофотография позволяет изучить мазки краски: их направления и характерные черты. Рентгенография «читает» последовательные слои картины. Исследуя под электронным микроскопом вертикальный срез живописи Дега, ученые установили, что для достижения эффекта «прозрачности» художник накладывал один поверх другого семь-восемь слоев очень разбавленных красок и пользовался различными кистями. Его фальсификаторы таких тонкостей не знали. Ультрафиолетовое излучение позволяет обнаружить поддельные подписи и определить составные элементы основы. Химический анализ пигментов позволяет определить состав красочного слоя, исследовать подписи на основе анализа кракелюров (трещин красочного слоя). Кракелюры на поддельных подписях не такие, как на подлинной части картины. Проводят графологический анализ подписи. Дактилоскопия: зачастую художники оставляли отпечатки пальцев на своих еще не просохших картинах. 

Наука не стоит на месте. Недавно появилась оригинальная компьютерная программа Дэниеля Керена, профессора университета Хайфы. Ее суть заключается в переводе языка живописи на язык математических символов и формул. «Предположим, — объясняет профессор Керен в интервью газете Jerusalem Post, — у одного живописца преобладают вертикальные мазки. Ему, скажем, нравится рисовать телефонные столбы или небоскребы. Программа разбивает его картины на блоки и превращает их в математические символы, похожие на синусоиды и косинусоиды, которые знакомы школьнику, изучавшему тригонометрию. Если другой художник больше любит горизонтальные мазки, то его математические символы будут отличаться. Сравнивая их, программа сможет определить, где чья работа».

Пока Керен испробовал свою программу на пяти художниках: Ван Гоге, Рембрандте, Дали, Магритте и Кандинском. Программа проанализировала около 30 полотен каждого. В общей сложности компьютер добивался успеха в 86% случаев с картинами, которые раньше «не видел».

Уверен, именно развитие науки и техники в скором времени не оставит фальсификаторам произведений искусства ни одного шанса. 

Возврат к списку


Сообщение принято

Мы свяжемся с вами в ближайшее время