Главная Публикации Лайфстайл Инвестиции в антиквариат: интервью с экспертом Евгением Жарковым

Инвестиции в антиквариат: интервью с экспертом Евгением Жарковым

Евгений Жарков, старший эксперт по антикварной книге и графике аукционного дома «Антиквариум», о книжных раритетах, аукционных гигантах и  коллекционировании.  

Интервью: Аркадий Шварцер

Для начала расскажите нам об аукционном доме «Антиквариум».

Аукционный дом «Антиквариум» был основан четыре года назад группой ведущих московских экспертов в области антиквариата. Первый аукцион — букинистический — состоялся 16 ноября 2013 года. Он прошел с оглушительным успехом, и с тех пор «Антиквариум» занял одну из лидирующих позиций на российском рынке антиквариата. У нас представлен широкий спектр предметов коллекционирования, начиная с антикварных книг и заканчивая предметами живописи, графики и прикладного искусства. Аукционные торги проходят практически каждый месяц. Как правило, мы предлагаем предметы самого высокого коллекционного уровня.

Почему вы выбрали форму аукционной торговли?

Аукцион, несмотря на многовековую историю, — это наиболее удобная, прогрессивная и комфортная форма торговли и для покупателя, и для продавца. Имея дело с аукционом, владелец раритета застрахован от того, что недобросовестный антиквар может попытаться его обмануть. Ведь любой аукционный дом заинтересован в том, чтобы эта вещь продалась как можно дороже, — от этого зависит его доход. А не слишком опытный покупатель может ориентироваться на своих более осведомленных соперников — ему достаточно обойти их всего на один шаг.

Как небольшим аукционам конкурировать с такими гигантами, как Christie’s или Sotheby’s?

Жизнь показывает, что гигантизм таких китов антикварного бизнеса оказывается более затратен, а небольшая группа увлеченных людей может привлечь предметы не менее качественные и при этом значительно снизить затраты и для продавцов, и для покупателей. Если мы посмотрим на правила торгов тех же Sotheby’s и Christie’s, то увидим, что там вознаграждение от суммы продажи доходит до 30% только для покупателя, не считая процентов, которые они удерживают с продавца. У небольших аукционов комиссия в районе 10-15%, что явно привлекательнее для покупателя. Поэтому многие и предпочитают сотрудничать именно с нами. К примеру, мы предлагаем отдельные издания пушкинских произведений, весьма интересные в инвестиционном плане, поскольку последние 25 лет существования аукционной книжной торговли в России подобные редкости показывают стабильный ценовой рост.

Лев Леонардович Бурэ, «Дорога на Афросиаб». Холст, масло.

Несмотря на сегодняшний кризис? В валютном эквиваленте?

Все пушкинские редкости — это именно тот особый случай, когда, несмотря на кризис, цены продолжают повышаться.

А на мировых аукционах?

Прижизненная пушкиниана интересна и зарубежным коллекционерам. В первую очередь, конечно, собирателям российского происхождения. В результате цены поддерживаются на достаточно высоком уровне. 

Мы затронули животрепещущую тему: инвестиционную привлекательность. Кроме книг, что еще вы считаете интересным в инвестиционном смысле, стабильно растущим в цене, невзирая на кризис?

Большинство предметов антиквариата высокого качества: живопись, бронза, серебро, фарфор. Посмотрите, как на мировых аукционах каждый раз устанавливаются все новые и новые рекорды цен.

Какие же предметы антиквариата высокого качества ждут покупателей на ваших следующих аукционах?

Во-первых, роскошные иллюстрированные издания. Например, трехтомная Библия с иллюстрациями Доре, представленная замечательным заказным подносным экземпляром с вытисненной в издательстве именной надписью одному из известных московских церковных деятелей. Эта первая полная публикация иллюстраций Доре к Библии («Полное собрание 230 картин к Ветхому и Новому Завету художника Гюстава Доре», 1876–1878) была осуществлена «Товариществом М.О. Вольфа», фирмой знаменитого русского книгоиздателя. Три тома в красных марокеновых издательских переплетах с богатым золотым тиснением. Тройной золотой обрез. Толстая дорогая бумага. В цельнокожаных переплетах было выпущено ограниченное число экземпляров. Лучшее издание Ветхого и Нового Завета, выполненное в России в XIX веке! Библия была издана малым тиражом и практически сразу же раскуплена. Она сразу стала библиографической редкостью, тем более клише после изготовления гравюр были уничтожены.

Ценность этого издания, помимо его полноты, заключается в том, что оно содержало в себе не репродукции с иллюстраций, а подлинные гравюрные оттиски. М.О. Вольф сумел получить право на печатание непосредственно с тех досок, которые были гравированы под наблюдением самого Доре в его мастерской. (Доре Поль Гюстав, фр. Paul Gustave Dore; 1832–1883; знаменитый французский гравер, иллюстратор и живописец.) Многие считают, что иллюстрации к Библии — это лучшее, что создал Доре. Гюстава Доре называют величайшим иллюстратором XIX века за непревзойденную игру света и тени в его графических работах. 

Будет продаваться трехтомное подарочное издание «Божественной комедии» Данте с 87 иллюстрациями Гюстава Доре, вышедшее в 1874–1879 годах в Петербургском издательстве Маврикия Вольфа. (Маврикий Осипович Вольф; 1825–1883; русский издатель и книгопродавец, ставший «первым русским книжным миллионером».) И здесь иллюстрации напечатаны непосредственно с подлинных гравюр на дереве. До появления вольфовского иллюстрированного издания не существовало ни одного полного русского перевода знаменитого творения Данте. Экземпляр в издательских цельнокожаных (шагреневых) переплетах с роскошным золотым тиснением по корешку и на крышках. Издатель продавал «Божественную комедию» очень дорого — за целых 70 рублей. Одно из роскошнейших подарочных изданий середины XIX века. Подлинный памятник книжного и переплетного искусства. 


Для знатоков мы приготовили издания, посвященные коронациям русских императоров. Шедевром среди них, да и вообще «уникой» российской книжной печати, стало «Описание священного коронования их императорских величеств государя императора Александра Николаевича и государыни императрицы Марии Александровны всея России», СПб. — Paris, 1856. 52 цветные и черно-белые ил. (из них 19 — на отдельных листах, исполненных на дереве, стали и камне). Это одно из самых роскошных и редких иллюстрированных изданий середины XIX века. Всего было отпечатано 200 экземпляров, которые предназначались в качестве подарка высшим сановникам и иностранным гостям, участвовавшим в торжествах по случаю коронации императора Александра II. В иллюстрациях запечатлены наиболее важные и памятные моменты церемонии коронования и последовавших за ней празднеств и приемов. Современники давали очень высокую оценку этому изданию и отмечали, что «по размерам, по роскоши исполнения и даже по переплету описание священнейшего коронования принадлежит к числу изданий, составляющих эпоху в истории книгопечатания». Монументальное издание — одно из почти самых тяжелых когда-либо изданных в России: почти 30 кг чистого веса. Да и размеры не подкачали: 92х70х5 см. На сегодня это второе по цене русское печатное издание, когда-либо официально продаваемое на мировых аукционах: $622 336! И одно из самых роскошных! 

На прощание Российская империя оставила двухтомное издание — коронационный сборник Николая II, изданный в двух томах в 1899 году. В первый том вошли подробная история традиций венчания на царство в России и обзор всех русских коронаций. Второй том состоял из описания коронации Николая II 1896 года, а также многочисленных материалов, сопутствующих ей: манифестов, указов, программ мероприятий, приуроченных к этому событию, списков прибывших в Москву для участия в празднестве гостей и полного меню на все дни торжеств. Издание сопровождалось многочисленным изобразительным материалом: фотографиями гостей, фототипиями со старинных гравюр и рукописей, воспроизведениями с оригиналов А. Бенуа, В. Васнецова, В. Маковского, И. Репина, В. Серова и других. Как и все издания, посвященные коронациям, выпущено крайне малым тиражом. 

Для любителей истории России мы можем предложить «Сказания о Русской земле» Александра Нечволодова (1864–1938). Этот четырехтомник и по сей день по праву является одним из лучших сочинений по истории Руси. Автором описана вся история Руси — от призвания на княжение варягов и до венчания на царство дома Романовых. В настоящее время экземпляры этого издания являются библиографической редкостью. Ее первое издание стало настольной книгой в семье последнего российского императора Николая II. Оно отличается роскошным оформлением — около полутора тысяч иллюстраций в тексте, отпечатанных на высококачественной бумаге! Любопытно, что Нечволодов одним из первых придал хазарскому сюжету характер антисемитского мифа. Он первым написал о 200-летнем иге «торговцев-жидов» над Русью. Труд Нечволодова был высоко оценен видными деятелями и исследователями русской старины и по праву не утратил своего значения по сей день. 

Двухтомник «Народы России» был опубликован в 1812–1813 годах в Париже баварским посланником при русском дворе Карлом Рехбергом (1775– 1847). Он включает 96 гравюр, выполненных в техниках акватинты, офорта и меццо-тинто с ручной раскраской акварелью. Сопроводительный текст к иллюстрациям написал К. Рехберг при участии историка и литератора Ж.-Б. Деппинга. Основой для этого уникального альбома послужили рисунки художника Емельяна Михайловича Корнеева (1780–1839), сделанные им во время путешествия по России в 1802–1805 годах. Для альбома были отобраны рисунки этнографического характера, изображавшие русских, украинцев, татар, киргизов, ногайцев, армян, грузин, чувашей, финнов и представителей других народностей Российской империи. Наш экземпляр уникальный — с ручной акварельной раскраской, что значительно повышает его цену. 

Что вы рекомендуете из живописи, которая находится в вашей галерее?

У нас есть новые поступления живописи. Я бы рекомендовал коллекционерам две работы Франца Алексеевича Рубо (1856–1928). Это российский художник-панорамист, академик и руководитель батальной мастерской Академии художеств, создатель трех батальных панорам: «Оборона Севастополя», «Бородинская битва», «Штурм аула Ахульго». Он основоположник отечественной школы панорамной живописи, автор около двухсот монументальных полотен. На его работы всегда стабильный спрос на русских торгах при очень ограниченном предложении.

Пользуются неизменным спросом работы Рихарда Зоммера (1866–1939). Это русский живописец, акварелист. С конца 1890-х и до начала 1900-х годов Зоммер много работал в Средней Азии. В своих произведениях он изображал как бытовые, так и батальные сцены, а также виды памятников архитектуры Туркестана и пейзажи старых кварталов Ташкента, Бухары, Самарканда. 

Только в нашей галерее вы найдете роскошные, стильные интерьерные работы Пала Фрида (Pal Fried, 1893–1976). Пал Фрид — известный американский художник венгерского происхождения, последователь французского импрессионизма, однако нашедший свой собственный неповторимый стиль. 

У вас представлена и скульптура?

Несколько бронзовых скульптур работы Эрте. Роман Петрович Тыртов (псевдоним — Эрте, фр. Erté, 1882–1990) — художник, график, иллюстратор, сценограф, модельер эпохи ар-деко. Работал в Париже и Голливуде. В конце жизни стал воплощать идеи своих костюмов в бронзе. Имя Эрте ассоциируется с великолепием, характерным для ар-деко. Он стал одним из самых известных художников-иллюстраторов, модельеров и декораторов ХХ столетия. Популярность пришла к нему еще до Первой мировой войны и оставалась с ним до самой смерти в 1990 году. Работами Романа Тыртова восхищались Джордж Баланчин и Энди Уорхол. Нью-йоркский музей «Метрополитен» организовал в конце 60-х ретроспективную выставку Эрте. Тогда же вышла масса изданий о его творчестве. Рисунки художника появились на немецких майках, итальянских тарелках, японских полотенцах. Последней работой стал спектакль, бродвейский мюзикл «Звездная пыль», который он оформил, когда ему было 97 лет. Сейчас работы Эрте на мировом художественном рынке оцениваются очень дорого — в несколько тысяч долларов за эскиз. 


Парные скульптурные композиции «Боевые слоны» по модели И. И. Кендлера. Фарфор, лепка, рельеф, роспись полихромными красками, разделка золотом.

Что еще может заинтересовать взыскательную публику?

У нас есть довольно широкий выбор старинного русского серебра, венской бронзы, фарфора. Например, можем предложить уникальные парные вазы севрского фарфора с наполеоновским сюжетом. Их высота — 165 см.

Последний вопрос: а как цены у вас в галерее?

Цены у нас кризисные, конкурентные, доступные. Приходите — не пожалеете, лучше все увидеть собственными глазами. Милости просим в галерею аукционного дома «Антиквариум». 

Возврат к списку


Сообщение принято

Мы свяжемся с вами в ближайшее время

СРАВНИТЬ: 15 шт.