Сергей Сельянов: «В кино есть место чуду» | Jets.ru
0 Сравнение 0 Избранное Спросить
+7 (985) 211-10-11
29.05.2018
Мнения

Сергей Сельянов: «В кино есть место чуду»

Один из самых известных российских продюсеров Сергей Сельянов, руководитель кинокомпании «СТВ», рассказал о глобальных перспективах отечественного кино, о том, в какие фильмы нужно вкладываться, и о главной функции продюсера.

Сергей Михайлович, однажды вы сказали, что кино — это не бизнес. Что для вас лично означает кино?

Оригинального ответа не ждите. Отвечу, как многие люди до меня: жизнь! Кино является содержанием моей жизни. Я лет в 14 начал заниматься кино и с удовольствием продолжаю. Почему все остальные люди не занимаются кино, не понимаю, — это совершенно прекрасный вид деятельности!

✈ Как изменилась киноиндустрия? Даже за последние 10 лет произошел колоссальный скачок в развитии отечественного кино. 

Открываются новые рынки, возникают новые носители: DVD, Blue-Ray, теперь digital-дистрибуция, то есть Интернет, стриминговые сервисы… Или, к примеру, Белоруссия с Казахстаном стали серьезным рынком, а Украина, наоборот, выпала из орбиты. Но уже года три-четыре, как мы вышли со зрительским кино за рубеж, и теперь любой качественный фильм продается в десятки стран мира, и мы верим, что будет круто! Ведь наше авторское кино всегда занимало достойные позиции, а зрительское — просто никогда. 

✈ Картина «Салют-7» на 5–10% превзошла ваши ожидания по кассовым сборам в России. А что касается зарубежных сборов?

Пока прогноз делать сложно: еще нет устоявшихся связей на международном рынке, когда тебя уже там ждут, и ты примерно понимаешь, за сколько фильм будет продан на ту или иную территорию. Здесь еще нужно годика два-четыре поработать. Поэтому прогнозов каких-то более-менее точных относительно «Салюта» не было, но старались продавать везде, где только можно. Он вышел в Китае, Японии, Корее, продан на все англоязычные территории и еще в несколько десятков стран: где-то выходит в кинотеатрах, где-то цифровая дистрибуция, Интернет… О фильме очень хорошие отзывы от зарубежных коллег, все отмечают какое-то неожиданное качество компьютерной графики. Созданная для картины модель Земли отображает атмосферу, облака, ветры, смену дня и ночи. Если Куарон захочет снять продолжение «Гравитации», то, наверное, он у нас ее арендует. На «Салют-7» работало три суперкомпьютера: два — в Челябинске, один — в Курчатовском институте, а они просчитывают ядерные процессы, процессы в адронном коллайдере… Современное кино — а теперь уже и российское — это по-настоящему инновационный, прорывной вид деятельности!

✈ То есть все касающееся кинопроизводства «Салют-7» было создано благодаря российским технологиям?

Да. Поэтому сейчас мы начали воплощать проект, который хотели реализовать еще 15 лет назад, но возможностей для этого не было — финансовых, технических… Фильм «Конек-горбунок» по сказке Ершова. Для нас это настоящий вызов, поскольку будет и персонажная анимация — Конек-Горбунок, Жар-Птица, Рыба-Кит и много графики. И такой большой зрительский проект возможен благодаря тому, что треть бюджета обеспечена государственной поддержкой. Она помогает минимизировать риски и делать такие фильмы. А делать их необходимо, потому что мы соревнуемся на собственном рынке с самим Голливудом.

✈ При этом принято ругать наш Минкульт, Фонд кино и так далее, но действительно за последние пару лет качественных фильмов вышло больше. Это все-таки связано с государством, или просто так получается? Благодаря или вопреки?

Не понимаю, почему Фонд кино ругают… Вру, понимаю, конечно, — ругать очень приятно! Но надо смотреть «счет на табло», как говорят в футболе. Фонд кино — лучшее, что произошло с нашим кинематографом за всю историю его существования, это самый эффективный инструмент, в создании которого я принимал участие, скажу с гордостью. Мы предложили власти гораздо более эффективную модель государственной поддержки, лучшую, чем было до того. Владислав Сурков в свое время помог, и президент услышал. Поэтому, собственно, все, что мы имеем в области зрительского кино, все успехи — благодаря этому! Для успешной конкуренции необходима концентрация ресурсов, предсказуемость финансовой поддержки. Проекты создаются долго: написание сценария — года полтора, производство большого фильма — минимум два года, то есть в общей сложности три с половиной-четыре года. Поэтому важна предсказуемость. Это позволяет поднимать большие фильмы.

Какая у нас глобальная перспектива? Снимем ли мы проект, скажем, с бюджетом 100 миллионов долларов?

Снимем. Уже готовится «Вий-2. Путешествие в Китай» с бюджетом 50 миллионов, участием Арнольда Шварценеггера и Джеки Чана, в частности. Большущее приключенческое кино! Придумали его мы, и китайцам он понравился. Да, это первая — и сразу очень большая — российско-китайская копродукция. Первая официальная и достаточно трудная. В Китае тоже своя бюрократия, надо все их правила соблюсти, чтобы получить этот статус. В данном статусе — официальной продукции — возможно покорить Китай в «золотое время», когда максимальные сборы. В этот период китайские картины собирают по 800 или 900 миллионов долларов, Америке и не снилось! Без участия Китая мы бы сомневались, поскольку угадать, не чувствуя зрителя, не чувствуя того, для кого это делается, было бы авантюрой! В Китае же сотни проектов проваливаются, как и везде. Вообще во всем мире работает 10% проектов: в Америке, во Франции, в Китае… В Советском Союзе так было, сейчас — в России. 

✈ Почему наши продюсеры не стараются выйти на Запад? Есть лишь единичные случаи: Олег Бойко вкладывал деньги в Sin City… Дорого? 

Безуспешно. Американский рынок пока главный, хотя китайский его скоро обгонит, но он в существенной степени закрыт. Туда очень трудно попасть во многих смыслах. Вот что я, российский продюсер, понимаю в ментальности американского зрителя? Немного, можно сказать, ничего. Значит, я буду здесь либо всегда таким «инвестором» — вложил деньги в надежде, что «а вдруг?», а оценить проект с высокой степенью компетенции и экспертизы не смогу. Конечно, есть эксперты, которым можно доверять, но продюсер — это не просто «вложил деньги — получил прибыль», он главный creator! Все зрительское кино является продюсерским: ты создаешь, выбираешь, находишь, делаешь выбор — главные функции продюсера, а там меня ее лишают, я не могу ей воспользоваться. У меня недостаточно наглости, чтобы сказать американскому партнеру: «Нет, берем этот сценарий, этого артиста, так и так будем маркетингово продвигать у тебя в Америке эту картину…» Немножко самонадеянно, да? Неслучайно даже, что выдающиеся деятели нашего кино, Кончаловский, например, там не очень задержались. И нужно ли? У меня нет такой тяги. Мне очень интересно делать кино для наших — стараться, чтобы оно путешествовало, чтобы было интересно и зарубежному зрителю, — но все-таки это наше, российское, которое я чувствую. Америку не чувствую, мне неинтересно.

✈ На что сейчас идет российский зритель в кинотеатр? По-прежнему лидирует entertainment? 

Со времен Аристофана entertainment главенствует. Огромное количество зрителей в мире идет в кино, именно чтобы расслабиться, развлечься. Я нисколько не умаляю роли авторского кино во всех его проявлениях — без авторского кино как естественного элемента культуры и искусства не будет и большого кино, развития кинематографического языка! Его ни в коем случае нельзя сбрасывать со счетов, если мы говорим о кинематографии. А если мы говорим о широком зрителе, то, конечно, это развлечение, а значит, комедии, большие фильмы «про нас», как «Салют-7», «Легенда № 17» или, скажем, «Духлесс»…  Есть и другие примеры, но это все про нас, не про американцев, не про африканцев.

Как «Особенности национальной охоты»?

Совершенно верно. Довольно часто такие местные национальные комедии, о которых никто не знает в мире, занимают первые места на рынках своих стран, но они не путешествуют. Но почему бы не делать такие картины? Наша анимационная серия про трех богатырей и коня Юлия или «Садко», который выйдет в мае, — это тоже тип национальной комедии. Если вам пришла в голову отличная мысль, но национальная по характеру, вы ж ее не будете выбрасывать на помойку только потому, что «ой, наверное, за границей не поймут»? Тем более что даже тут бывает трудно угадать. Вот «Особенности национальной охоты» — уж на что национальный фильм, а почему-то в Чехии занял первое место!

✈ Доказывает ваши слова, что 10% могут внезапно выстрелить!

Кино прекрасно тем, что в нем случаются чудеса. Иногда. «Движение вверх» — замечательный фильм, но такого результата никто не ждал: ни создатели, ни профессионалы рынка, ни эксперты — никто! Согласно правилу рынка время выхода фильма в прокат основывается на прогнозах — другого инструмента, к сожалению, нет. Соответственно мы, исходя из прогноза сборов, закладываем бюджет на рекламу. Ошибка в прогнозе на 30% в ту или другую сторону — это грубая ошибка, на 50% — еще более грубая, а в два-три раза — уже не ошибка, это либо чудо, либо катастрофа. Если звезды сошлись, то получается «Движение вверх». В Америке, на мой взгляд, подобные чудеса порой сознательно в индустрии совершаются — это же подтверждение американской мечты в чистом виде! Например, Роберт Родригес отснял за копейки первый фильм и завоевал весь мир. Или «Ведьма из Блэр» — чуть ли не любительским способом снятое кино, и опять же колоссальный успех! Доказывает, что в кино есть место чуду, и это способствует притоку новых кадров в индустрию.

С какими режиссерами вы бы хотели посотрудничать в дальнейшем? 

Все определяет проект. Если говорить о зрительском кино, то необходимо ощущать, что проект требует от тебя. Ты видишь, этот режиссер замечательный, но он не для данного проекта, а вот тот подходит. Мы же не режиссеров, а фильмы производим! В авторском кино по-другому: там тоже выбираешь, конечно, но там уже автор приходит с проектом, и если материал цепляет, то продюсер «подставит плечо». Абстрактно выбирать режиссера авторского кино — Звягинцева, Хлебникова или кого-то иного — для меня невозможно, я должен включиться эмоционально, когда режиссер представляет идею. Сейчас мы готовим проект с Хлебниковым, с которым делали «Аритмию». С моей точки зрения «Аритмия» — фильм замечательный; такие фильмы трогают сердца людей, им необходимо помочь. 

✈ Ваш месседж для наших читателей, которые собираются инвестировать в кинопроизводство. 

Не инвестируйте в кинопроизводство! Всегда предупреждаю тех, кто планирует вложиться в нашу отрасль: «Если входите в кино системно, вам надо любить убытки». Лет 10 назад у меня два человека реально плакали от счастья, что я спас им десятки миллионов долларов, которые они планировали вложить. Сейчас, кстати, стало лучше — возможностей для инвестиций гораздо больше. Надо просто работать с людьми нормальными, а инвесторы, как специально, находят каких-то странных… Кино — это рискованный бизнес. Но если вкус к риску есть, то почему нет?..

✈ Как творческий человек где вы черпаете вдохновение? Есть ли такие «места силы», в которых вы чувствуете особый прилив внутренней энергии?

Особый прилив энергии я чувствую в своих офисах в Москве и Петербурге (улыбается). Есть страны, где мне комфортно, например, Израиль и, как ни странно, Япония — вроде все другое, но я не чувствую себя там иностранцем. Почему? Я сам себе не могу объяснить… Свободно перемещаюсь, общаюсь, причем неважно, говорят там по-английски или не говорят. Японцы очень доброжелательны: подойди к любому, и тебе постараются помочь, а если он не может лично, то звонит другу. Понимаешь, что тебя здесь никто не обидит. Интересно мне было внимательнее посмотреть Юго-Восточную Азию — Бирму, Вьетнам… 

Фестивали, где все уже расписано, наверно, не позволяют отдохнуть? 

Когда меня спрашивают — где отдохнул, отвечаю: «Да я не устаю». На фестивалях же действительно прилетаешь в город на пару дней. На «Кинотавре», правда, удается совместить приятное с полезным. Замечательный фестиваль, где мне комфортно уже не только в профессиональном, но и в непрофессиональном смысле. Хотя даже не знаю, летал бы куда-либо вообще, если бы не наши зимние каникулы: хоть расшибись, но никакой деловой активности не бывает. Работа — лучший отдых!

Читайте также
Самые дорогие машины: 14 моделей авто по цене частного самолета

Какая машина в 2023 году стоит дороже всех? Представляем рейтинг самых дорогих авто в мире и их цены...

Новый Bentley Bentayga V8: уже на российских дорогах

Компания Bentley представляет новый изысканный Bentayga теперь на российских дорогах – первые автомо...

VIP-трансфер на электромобилях запускают Exobilite и SV Art

Скоро в москве появится услуга VIP-трансфера на электромобилях – мобильных офисах. Сервис запускает ...

Bentley Autumn Tour 2021: новая роскошь и эксклюзивные модели

Уникальная концепция серии клиентских мероприятий Bentley Autumn Tour 2021 позволила поклонникам ист...

Bentley Flying Spur Mulliner - исключительный четырехдверный Grand Tourer

Ателье Bentley Mulliner представляет модель Flying Spur Mulliner – исключительно роскошный четырехдв...

Bentley Bentayga S: самый спортивный Bentayga

Впервые с момента появления модели Bentayga в 2015 году Bentley предлагает версию Bentayga S для тех...

Неповторимая эстетика новой лимитированной коллекции Bentayga Speed

Компания Bentley представляет первые изображения уникальной коллекции Bentayga Speed, на создание ко...

Фотопроект Automobili Lamborghini «With Italy, For Italy»

Впечатляющий фотопроект Automobili Lamborghini «С Италией. Для Италии», призванный вернуть образу ст...

Rolls-Royce Black Badge - символ неиссякаемой энергии

Black Badge — беспрецедентная линейка для Rolls-Royce, символ неиссякаемой энергии, силы, мощи и впе...

Audi Россия объявляет старт приема заказов на первый полностью электрический SUV Audi e-tron

Яркая интеграция в городское пространство с обратным отсчетом ознаменовала наступление новой эры - о...

Модель добавлена в избранное

перейти

Модель добавлена в сравнение

перейти