Добро пожаловать на крупнейший портал бизнес-авиации
Меню
Санкции срезали международный трафик Пулково
Санкции срезали международный трафик Пулково
Рост международного пассажиропотока в Пулково прекратился, а на внутренних линиях стал расти. Прогноз по общему потоку пассажиров по итогам 2014 года изменен с 14,8 млн до 14,2 млн человек. Если он начнет падать, оператору аэропорта придется по новой договариваться с банками, которые давали ему деньги, и откладывать строительство четвертого терминала, которое хотят начать в 2018 году. Чтобы этого не допустить, Пулково рассчитывает привлечь новых пассажиров за счет 72-часового безвизового режима, практики назначения перевозчиков и введения "пятой свободы воздуха". Поток пассажиров на международных линиях Пулково в сентябре 2014 года составил 738,8 тыс. человек, что всего на 0,27% больше сентябрьского пассажиропотока прошлого года. До сих пор количество людей, прилетающих из-за границы и улетающих из России, ежемесячно росло на 2 - 4% в сравнении с прошлогодними показателями. Однако в сентябре этот рост прекратился. Например, в январе поток вырос на 7,2%, в феврале - на 4%, в марте - на 3,7%, в апреле - на 6,5%. Проблемы наблюдались в мае: пассажиропоток снизился на 4%, после чего стал расти уже меньшими темпами: 2,6% в июне, 1,9% в июле, 5,9% в августе и 0,3% в сентябре. За девять месяцев пассажиропоток на международных линиях вырос лишь на 2,7% - до 5,8 млн человек, в то время как в январе - сентябре 2013 года этот рост составил 16% (до 5,6 млн пассажиров).

Как упал международный трафик

Прекращение роста международного трафика в "Воздушных воротах Северной столицы" объясняют вихрем сошедшихся обстоятельств. Во-первых, девальвация рубля, в результате которой выросла стоимость билетов. С начала года стоимость доллара США в России выросла на 28,5% - с 32,6 до 41,9 рубля, стоимость евро - на 18%, с 45 до 53,2 рубля. А на валютных торгах 28 октября курс евро впервые в истории поднялся до 54 рублей. Стоимость билетов на международные рейсы обычно устанавливают по средам по курсу евро Центробанка, округленному до 50 копеек в большую сторону. Статистики по росту цен на билеты в Пулково не ведут. Росстат в 2013 году договаривался с "Аэрофлотом" о получении от него информации по ценам, но в официальную статистику эти цифры до сих пор не включили. "Кроме того, политическая ситуация привела к заметному спаду въездного туризма в Петербург. Кризисные явления в экономике привели к банкротству ряда туроператоров, что также негативно повлияло на туризм и авиаперевозки. Также на снижение темпов роста трафика повлияло ограничение по выезду за границу сотрудников силовых структур... Часть авиакомпаний сократили частоту, прекратили полеты либо перевели их в категорию чартерных", - сообщили в ВВСС. Например, авиакомпания "Россия" в последнее время перевела на чартерную основу регулярные рейсы в Шарм-эль-Шейх, Хургаду (Египет), Пафос (Кипр), Одессу (Украина), авиакомпания "Трансаэро" - в Варадеро (Куба). Компания "Уральские авиалинии" полностью отменила регулярные рейсы в Гюмри (Армения), Aegean airlines - в греческие города Александрополис и Кавала. В структуре международного трафика падает поток пассажиров на курортных направлениях. Например, пассажиропоток в Грецию на регулярных и чартерных рейсах снизился за девять месяцев на 15%, с 445,7 тыс. до 378 тыс. человек, в Тунис - на 16%, со 127,4 тыс. до 107 тыс. человек, в Объединенные Арабские Эмираты - на 9%, со 128,2 тыс. до 117,3 тыс. человек. В то же время за январь - сентябрь, по данным ВВСС, вырос пассажиропоток на курорты Турции (+29%), Испании (+18%) и Кипра (+14%). Общий пассажиропоток на чартерных рейсах за девять месяцев вырос на 10%. Значительная доля этого роста приходится на путешествия в считающийся более дешевым, чем Россия, Таиланд (+ 19%, это 30,4 тыс. пассажиров).

Зато в Крым стали летать втрое чаще

"Данные процессы привели к замедлению темпов роста международного пассажиропотока и переориентации спроса на внутренние направления", - говорят в ВВСС. Ежемесячно внутренний трафик рос с начала года на 25 - 30% (в сравнении с каждым месяцем 2013 года). В результате количество перевезенных за девять месяцев пассажиров (5,5 млн человек) почти достигло показателя за весь 2013 год (5,8 млн) и превосходит девятимесячный прошлогодний период на 25% (без учета рейсов Петербург - Москва этот показатель составляет 34%). Рост внутреннего пассажиропотока в Пулково связывают, во-первых, с присоединением Крыма к России. С января по сентябрь перелетами между Петербургом и Крымом воспользовались 243 тыс. человека, что в три раза больше этого периода 2013 года. Летом их перевозили компании "Россия" (четырьмя ежедневными рейсами), "Трансаэро" (дважды в неделю), "Уральские авиалинии" (до шести рейсов в неделю) и "Ямал" (четыре раза в неделю). Осенью и зимой 2014 - 2015 годов летать будут эти же компании, но частота полетов будет сокращаться соразмерно падению спроса в "низкий" сезон.

Чем грозит отступление от плана

В "Воздушных воротах Северной столицы" не стали раскрывать показатели роста заграничного пассажиропотока в 2014 году, заложенные в бизнес-плане (это позволяло бы понять расхождение плана с фактическим положением дел). Утверждают лишь, что плановые показатели "более пессимистичные, чем те, которые мы имеем на сегодняшний день". В мае 2014 года гендиректор ВВСС Сергей Эмдин заявлял в интервью газете "Ведомости", что план по общему пассажиропотоку в нынешнем году - 14 млн человек, но "будет около 14,8 млн пассажиров". Сейчас в "Воздушных воротах" говорят "Фонтанке", что ожидаемый поток клиентов по итогам года - 14,2 млн человека, а по итогам 2015 года - около 15 млн. Таким образом, ожидания оператора Пулково стали скромнее за последние несколько месяцев. Эмдин также заявлял, что, если пассажиропоток будет сокращаться, компании придется по новой договариваться с кредиторами. "Будем сокращать инвестиции, поскольку они в большой степени привязаны к пассажиропотоку, сокращать издержки", - говорил он. "В советское время "Пулково" обслуживало максимум 10 млн, к 1993 г. пассажиропоток упал до 5 млн человек. Если, конечно, такое произойдет, сложно будет. Но такого сценария мы не рассматриваем", - говорит он. В июле стало известно о планах ВВСС построить четвертый терминал в период с 2018-го по 2025 год. Теперь оператор Пулково сообщил, что его строительство начнется лишь "после достижения аэропортом пассажиропотока в 17 млн пассажиров в год". Будет ли достигнут такой показатель к 2018 году, не известно. Падение рубля привело к росту выпадающих (недополученных) доходов аэропорта. Частично это явление компенсируется тем, что иностранные авиакомпании расплачиваются в евро и долларах (российские перевозчики - в рублях). "Данная финансовая модель позволяет компании успешно рассчитываться с кредиторами", - утверждают в ВВСС. Основные кредиторы компании, которые выдавали ей деньги сроком на 11 - 14 лет, - ВЭБ, ЕБРР, Международная финансовая корпорация, Евразийский банк развития, Северный инвестиционный банк и Черноморский банк развития и реконструкции, который принадлежит правительству Крыма. Стоимость первого этапа развития аэропорта, главным предметом которого было строительство нового терминала (открыт в конце 2013 года), составляет 1,2 млрд евро. Из них вложено 1,1 млн, причем 678,8 млн евро - кредитные деньги. Характер исполнения своих кредитных обязательств в ВВСС не уточнили, в мае Сергей Эмдин утверждал, что "банки в целом довольны".

Как увеличат пассажиропоток

Чтобы увеличить поток пассажиров на международных линиях, Пулково рассчитывает на три средства, которые не требуют вложения денег. Во-первых, в Госдуме рассматривается проект закона о введении 72-часового безвизового режима для иностранных граждан. В результате иностранные авиакомпании могут ввести новые транзитные рейсы через Петербург. Кроме того, в ВВСС хотели бы рассчитывать, что правительство разрешит 72-часовой режим не для транзитных рейсов, а для обычных. Это позволит открыть прямые рейсы в Петербург, которыми могли бы прилетать на три дня иностранцы без визы. Эта мера позволит открыть 13 новых маршрутов, задействовать шесть новых авиакомпаний, увеличить количество рейсов в год на 3,5 тыс. штук, а годовой пассажиропоток - на 1 млн человек, говорят в ВВСС. Во-вторых, в Пулково рассчитывают, что российские власти будут расширять практику назначения перевозчиков, при которой, например, Великобритания открывает рейс в Петербург, а Россия - рейс в Лондон. Обычно на эти рейсы назначают по одному перевозчику с каждой стороны. Так вот, если увеличить их количество до четырех или пяти, это снизит стоимость перелетов и повысит пассажиропоток, считают в Пулково. Например, "Россия" и грузинская фирма Air Caucasus хотят открыть еженедельные регулярные или чартерные рейсы между Петербургом и Тбилиси. Испанский перевозчик Vueling, назначенный Италией на линию Рим - Петербург - Рим, изъявил готовность летать по этому маршруту семь раз в неделю, а также открыть рейсы в Петербург из других мест Италии. "Также турецкий авиаперевозчик Pegasus заинтересован в выполнении полетов по маршруту Стамбул - Петербург - Стамбул с частотой не менее трех раз в неделю, для чего необходимо увеличить количество назначенных перевозчиков", - говорят в ВВСС, отмечая, что пока все эти планы противоречат действующим межправительственным соглашениям. В-третьих, в Пулково хотели бы рассчитывать на введение так называемой "пятой свободы воздуха" - одного из наборов правил полетов, изложенных в Конвенции о международной гражданской авиации. "Пятая свобода" предполагает разрешение авиакомпаниям перевозить пассажиров из одного иностранного государства в другое иностранное. Например, компания "Люфтганза" может летать из Франкфурта в Петербург и обратно. Введение "пятой свободы" разрешит ей лететь из Франкфурта в Петербург и далее, например в Пекин (с новыми пассажирами, взятыми на борт в Петербурге). По сути, это транзитный рейс, в котором меняются пассажиры. Сейчас эту идею ВВСС обсуждает с Минтрансом. Воспользоваться запрещенной пока "пятой свободой" в Пулково изъявила компания Korean Air, которая хотела бы летать из Сеула в Петербург, затем в Киев, а также из Сеула в Петербург и затем в Осло.

/ Новости

Более 140 моделей самолетов и вертолетов бизнес-класса;

Летно-технические характеристики, компоновки салонов, карты дальности полета из Москвы;

Эксклюзивные фото воздушных судов и VIP-интерьеров;

Ориентировочную стоимость авиатехники в 2016-2017 гг;