Добро пожаловать на крупнейший портал бизнес-авиации
Меню
Раздолбайство в гражданской авиации носит системный характер
Раздолбайство в гражданской авиации носит системный характер
Авиакатастрофа во Внуково, жертвами которой стали четыре человека, в том числе гендиректор французской компании Total Кристоф де Маржери, обнажила целый комплекс проблем в работе российских аэропортов. Напомним, в ночь на 21 октября самолет Falcon-50, выполнявший рейс Москва - Париж, при взлете задел снегоуборочную машину, перевернулся и сгорел. Замминистра транспорта Валерий Окулов, побывавший в аэропорту после трагедии, так охарактеризовал обстоятельства катастрофы: "Такое раздолбайство, что слов нет". Следствие сообщило, что в ходе экспертизы в крови водителя машины был найден алкоголь. Водитель был арестован. Также были арестованы два диспетчера, инженер аэродромной службы аэропорта и руководитель полетов. Обвинений пока никому не предъявлено, но в СК заявили: "Очевидно, что причиной случившегося стало вовсе не жуткое трагическое стечение обстоятельств, как это пытаются преподать представители аэропорта, а преступное попустительство должностных лиц, которые не смогли обеспечить согласованность действий сотрудников аэропорта". Расследованием катастрофы также занимается Межгосударственный авиационный комитет, который пока скуп на выводы. После катастрофы в Госдуме и Общественной палате выступили с рядом инициатив. Так, член комитета ГД по транспорту депутат Олег Нилов предложил установить на всю наземную технику аэропортов алкозамки, системы GPS и ГЛОНАСС, а также системы сканирования дорожного полотна. Член комиссии ОП по охране здоровья Шамиль Ганцев выступил за ужесточение проверок всего персонала, имеющего доступ к взлетной полосе. Впрочем, зампред комитета ГД по транспорту Александр Старовойтов считает, что в этих предложениях нет смысла, поскольку их легко можно обойти, - медосмотр, например, фактически является профанацией, отмечает депутат. По его словам, нужно жестче выполнять требования уже существующего законодательства. Между тем диспетчеры сразу нескольких аэропортов, по информации LifeNews, приняли решение о начале так называемой "итальянской забастовки", во время которой сотрудники работают строго по правилам и по инструкциям. Таким образом диспетчеры намерены доказать, что претензии, предъявленные их коллегам во Внуково, абсурдны, так как работать по тем нормам, в нарушении которых их обвинили, невозможно. "Диспетчер строго работает согласно своим должностным обязанностям и не идет на уговоры работодателя поступать таким образом, что нарушаются нормы его труда, - говорит источник издания. - К примеру, в пиковые часы очень часто бывает, что количество рейсов превышает нормы в два раза. И теперь в такие моменты будут вводить ограничения по вылету, направлять самолеты в зону ожидания, что может привести к срыву в расписании". Также диспетчеры намерены отказаться от всех обязанностей, которые не прописаны в уставе, в том числе и от ответственности за работу в сильный туман. Все это может привести к перебоям и задержкам в работе аэропортов. Между тем, по данным "Известий", в Шереметьево готовятся сократить штат специалистов, контролирующих взлетно-посадочные полосы. "Это чревато повторением трагедии, которая произошла во Внуково в ночь на 21 октября, когда разбился глава французской компании Total на своем частном самолете, - говорит руководитель профсоюза авиадиспетчеров Сергей Ковалев. - Во Внуково тоже сокращали персонал, надеясь заменить людей техникой. Но техника без правильной эксплуатации и контроля часто дает сбои". Добавим, что диспетчеры Внуково также высказывали претензии к работе локаторов, которые некорректно отображают ситуацию на территории аэропорта. Причем такие же проблемы, как выясняется, возникают и в других аэропортах. Так, спустя неделю после катастрофы во Внуково в воздушной гавани Санкт-Петербурга только за один вечер было зафиксировано несколько происшествий - диспетчеры заявили о сбоях работы локаторов в аэропорту Пулково. Локационное оборудование, с которым работают питерские диспетчеры, несколько раз показало ложные метки. В результате этого руководители полетов были вынуждены несколько раз давать команды членам экипажей самолетов проводить экстренные маневры. Кто виноват в этом «раздолбайстве»? Ранее в связи с частыми авиапроисшествиями в России в Госдуме возникли вопросы к работе Межгосударственного авиационного комитета. Депутат Александр Сидякин написал по этому поводу запрос министру транспорта Максиму Соколову. По мнению Сидякина, МАК, обладая широкими полномочиями, фактически никем не контролируется и выполняет неясные задачи. Общая картина ситуации с наземным обеспечением полетов складывается неутешительная: выясняется, что сотрудники пьют на рабочем месте, оборудование работает некорректно, диспетчеры работают в условиях растущих нагрузок и вынуждены отступать от инструкций. Очевидно, что контроль в этой сфере нужно ужесточать. Кстати, за последние три года в США при объемах перевозок более 800 млн пассажиров не было ни одной крупной катастрофы пассажирского лайнера, тогда как в РФ (80 млн пассажиров) аварии случаются часто. Как вы оцениваете безопасность авиаперелетов в России? Кто виноват, говоря словами Окулова, в раздолбайстве? С такими вопросами Regions.ru обратились к парламентариям. Борис Резник Член комитета ГД по безопасности и противодействию коррупции. Фракция "ЕР" По-моему, ответ на эти вопросы лежит на поверхности. Все это раздолбайство, все эти безобразия, которые мы периодически наблюдаем в области обеспечения безопасности полетов, к сожалению, носят системный характер. Вы только представьте себе, что такое «Внуково-3». Это специальный правительственный аэропорт, откуда летают первые лица государства. То, что там на взлетной полосе, когда самолет уже пошел на разбег, оказались две снегоуборочные машины – это просто чудовищно! Существует ведь система многостороннего контроля за ситуацией на взлетных полосах. Все полосы снабжены специальными камерами, картинки с которых передаются и руководителю полетов, и диспетчерам, и начальникам наземных служб. Если вся эта отлаженная система дает сбой, это наводит на тревожные мысли. А вспомните другую, сравнительно недавнюю историю. У прилетевшего во "Внуково" пассажира из Дагестана, которым, по идее, должны были заинтересоваться правоохранительные органы, наличку в десятки миллионов рублей отобрали неизвестные люди в масках, после чего они смогли беспрепятственно покинуть территорию аэропорта и скрыться. Как в этом случае можно комментировать деятельность служб аэропорта?! Недавно я сам летал из того же аэропорта спецрейсом в составе официальной делегации. Так нас тогда шерстили по полной, проверяя и по депутатским удостоверениям, и по списку. В общем, активно демонстрировали, что бдительность в аэропорту на самом высоком уровне… Считаю, что за все чрезвычайные происшествия в аэропортах, тем более за трагические инциденты, влекущие человеческие жертвы, нужно спрашивать и с руководства аэропортов, и с Министерства транспорта, в том числе и с того же Окулова, который сегодня возмущается и говорит о раздолбайстве. Дмитрий Новиков 1-й зампред комитета ГД по науке и наукоемким технологиям. Фракция "КПРФ" Понятно, что характеристики, данные замминистра транспорта и представителями Следственного комитета, по сути своей идентичны, и в целом объективно отражают ситуацию. Со своей стороны хочу отметить: то, что произошло в нашем аэропорту с французским самолетом – это прежде всего результат очень серьезного падения производственной дисциплины, что проявляется у нас сегодня повсеместно. Ну и плюс еще целый ряд проблем, связанных с состоянием, как раньше было принято говорить, народнохозяйственного комплекса страны. Все это свидетельствует о том, что отношение к роли России в мире зависит не только от правильных заявлений наших политиков, но и от того, каким конкретно экономическим потенциалом будет располагать Россия, как у нас будут развиваться импортозамещение и высокотехнологические отрасли. Что касается восстановления производственной дисциплины, то она должна базироваться не только на командах начальства, но и на понимании каждым человеком своего предназначения в общем процессе трудовой деятельности. Одно время у нас было принято с насмешкой подчеркивать, что в советские годы человек являлся винтиком в государственной машине. Но что плохого, если эта была отлаженная, хорошо работающая система? Зато любой человек тогда как раз понимал, что от него в этой системе зависит многое, чувствовал свою ответственность за общее дело. А сегодня такая ответственность во многом утрачена, вот мы и сталкиваемся с ситуациями, когда из-за выпадения отдельных «винтиков» рушатся целые системы. Не сомневаюсь, что в обстоятельствах трагедии с самолетом французского нефтяного магната наши следственные органы досконально разберутся и найдут виновных. Все-таки речь здесь идет об огромном международном резонансе и о престиже России как крупной авиационной державы. Беда в том, что нам не хватает профессионалов и определенной воли, чтобы разбираться в причинах гибели наших людей, наших соотечественников в результате тех или иных транспортных и техногенных катастроф. Речь здесь идет о большой системной проблеме, без комплексного решения которой у нас мало что изменится. Александр Сидякин Зампред Комитета ГД по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству, фракция «ЕР» Ситуацию с безопасностью авиаперелетов в России я оцениваю точно так же, как и Окулов. Еще год не прошел с момента авиакатастрофы в Казани, а уже новая трагедия. Еще тогда, после катастрофы в Казани, я ставил и перед Дворковичем, и перед министром транспорта вопрос о том, какие проблемы создает отсутствие у России концепции авиационной безопасности. На мой взгляд, это противоречит системе норм и требований ИКАО – организации, отвечающей за международную безопасность перелетов. Особо я указывал на недопустимость ситуации, когда выдачей сертификатов летной годности и расследованием авиакатастроф занимается одна и та же структура – МАК. Ни в одной стране мира нет такого слияния функций под крышей одной организации. Я также убежден, что расследование каждого происшествия должно вести за собой целый комплекс реальных мер, направленных на недопущение подобных происшествий в дальнейшем. К сожалению, все мои замечания и предложения так и остались пока без ответа. В ноябре нашу гражданскую авиацию ожидает очередная проверка ИКАО. И я опасаюсь, что в этот раз мы можем ее не пройти. Николай Федоряк Первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности (ХМАО) Не могу сказать, что безопасность авиаперелетов в России находится на каком-то последнем месте в мире, как это хотят некоторые представить. Я сам много летаю и могу со всей ответственность заверить, что и уровень безопасности, и уровень подготовки пилотов за последние 10 лет стал значительно выше. Да, может быть, в Штатах уровень безопасности авиаперелетов выше, чем у нас. Но там и автобаны лучше, и самодисциплина лучше – зачем все время эти сравнения. Мы тоже стараемся совершенствоваться, однако, к сожалению, не все получается так быстро, как этого хочется. А самолеты падают везде – это жизнь: и техника несовершенна, и человеческий фактор имеет очень большое значение. Кстати, в тех же Штатах вскоре после трагедии во Внуково легкомоторный самолет столкнулся с вертолетом из-за ошибки диспетчера. Лично я считаю, что первыми, с кого надо спрашивать, - это руководитель аэропорта и начальник службы безопасности. Они и поставлены там, чтобы следить за порядком, а не только чтобы зарплату получать. Что касается МАК, то, по моему мнению, чем больше всяческих комиссий и комитетов, тем меньше порядка. Как говорится, хочешь завалить дело – создай комиссию. А вообще эта комиссия несет только рекомендательную функцию – она не отвечает за безопасность полетов. Заявление Окулова мне показалось странным. Как будто во время его руководства «Аэрофлотом» безопасность полетов была на высшем уровне. Да тогда с безопасностью было значительно хуже! Михаил Капура Заслуженный юрист России, бывший сенатор от Республики Калмыкия (2005-2010). Член ЕР Согласен с Окуловым – раздолбайство чистой воды. Я не обладаю всей полнотой информации по авиакатастрофе во Внуково, но могу сказать следующее: Внуково-3 расслабился, как расслабляется человек, он почувствовал вальяжность от появившегося колоссального потока свободных денег, который течет к ним за стоянку бизнес-джетов. Если раньше аэропортик был маленьким, то сегодня он огромный: там стоят гигантские ангары с хранящимися в них самолетами. А ведь стоимость стоянки одного бизнес-джета за год исчисляется шестизначными цифрами! Так что руководству аэропорта устаревшая система локации, о чем говорили диспетчеры, когда каждый день вертятся такие миллионы! Это и есть, что назвал Окулов, раздолбайство. Мало того, что погиб человек, искренне относившейся к России, веривший в нас, так как еще не вовремя это произошло – именно тогда, когда каждый голос за Россию на вес золота. Спрашивать же самым серьезным образом надо с руководства Внуково. Это как раз тот случай, когда рыба гниет с головы, потому спрос должен идти сверху вниз, а не снизу вверх.

/ Новости

Более 140 моделей самолетов и вертолетов бизнес-класса;

Летно-технические характеристики, компоновки салонов, карты дальности полета из Москвы;

Эксклюзивные фото воздушных судов и VIP-интерьеров;

Ориентировочную стоимость авиатехники в 2016-2017 гг;