Добро пожаловать на крупнейший портал бизнес-авиации
Меню
Жесткая посадка
Жесткая посадка
Последние две недели в правительстве активно обсуждаются меры поддержки ведущих авиакомпаний. Сигналы о финансовых трудностях поступали от них в течение года - в июле Utair объявила о старте программы по оптимизации издержек и сокращении расходов на 5 млрд руб. ежегодно, в середине августа "Трансаэро" сообщала о необоснованном росте цен на авиатопливо, который может привести к удорожанию билетов, а "Аэрофлот" по итогам первого полугодия впервые за пять лет зафиксировал убыток в размере 1,9 млрд руб. Кризис в отрасли вызван сразу несколькими факторами, уверены эксперты. Среди них - ослабление курса рубля к доллару и евро, санкции Запада против крупнейших российских банков, которые теперь отказываются рефинансировать кредиты авиакомпаний, обвал туристического рынка и потеря рейсов на Украину.

Валютные скачки

По данным Bloomberg, с начала 2014 года курс доллара по отношению к рублю вырос на 12%, курс евро - на 5%. Из-за этого расходы авиакомпаний на лизинг и техническое обслуживание воздушных судов выросли более чем на 20%, считает аналитик ИФК "Метрополь" Андрей Рожков. Сейчас обязательства российских авиакомпаний перед международными лизинговыми компаниями составляют около 36-48% от общих затрат, подсчитал он. В последние несколько лет парк воздушных судов в стране активно обновлялся, но все самолеты были оплачены в иностранной валюте, объясняет совладелец Внуково Виталий Ванцев. Резкое снижение курса рубля привело к увеличению затрат на финансовый лизинг судов, говорит он. "Неудивительно, что всю маржу, которая была заложена в ценах на билеты, съел растущий доллар - ведь стоимость билетов в рублях практически не меняется", - рассуждает он. Общие обязательства по финансовой аренде "Аэрофлота" за последние полгода выросли на 35%, до 97,3 млрд руб., следует из отчетности компании за первое полугодие 2014 года по МСФО. Сколько компания ежегодно тратит на финансовый лизинг судов, не раскрывается. Увеличение лизинговых расходов весной РБК подтвердил представитель Utair. Все самолеты иностранного производства в парке перевозчика - в лизинге и платежи производятся в иностранной валюте, говорил он.

Денег нет

Другая проблема этого года для авиакомпаний - рефинансирование кредитов. Банки больше не дают отсрочек по возвращению старых кредитов и не предлагают новых, говорит топ-менеджер одной из крупных авиакомпаний. Финансовая схема крупных авиакомпаний была рассчитана на набор кредитов и последующее их рефинансирование, считает он. "Для "Трансаэро" и Utair покрытие кассовых разрывов - сотни миллионов рублей", - утверждает топ-менеджер. С ним соглашается и источник, близкий к совету директоров крупной авиакомпании. "Трансаэро" и Utair сильно наращивали пассажиропоток, делали ставку на активный рост, утверждает он. Utair ведет работу с банками по рефинансированию долга, заявил на прошлой неделе РБК ее гендиректор Андрей Мартиросов. Объем краткосрочной задолженности компании - 57 млрд руб., следует из ее отчетности по РСБУ за первое полугодие 2014 года. Скоро наступает срок выплаты по этим кредитам, говорил Мартиросов. Кроме того, вчера стало известно, что Сбербанк повысил ставки по кредитным линиям Utair - в среднем на 0,1%, следует из материалов компании по итогам заседания ее наблюдательного совета. Высокая доля краткосрочного долга - основная проблема Utair, подчеркивает аналитик Газпромбанка Михаил Ганелин. При этом, по его словам, компания показывает хорошие операционные результаты, поскольку специализируется на внутренних авиаперевозках, которые активно растут. Так, операционная прибыль Utair за последние полгода составила 3,2 млрд руб. - и это лучший показатель компании за пять лет, утверждает Ганелин.

Туристы подвели

В текущем летнем сезоне авиакомпании серьезно пострадали в том числе из-за обвала туристического рынка, считает топ-менеджер одной из крупных компаний. Серьезно пострадала "дочка" "Аэрофлота" - "Оренбургские авиалинии", которой туроператоры задолжали около 1,8 млрд руб., сообщил топ-менеджер "Аэрофлота" в августе. Гендиректор "Аэрофлота" Виталий Савельев говорил журналистам, что "Оренбургские авиалинии" искажали свою отчетность, скрывая величину дебиторской задолженности, которая образовалась из-за долгов туроператоров "Идеал-тур" и "Пегас Туристик". В результате компания по итогам первого полугодия 2014 года получила 3,1 млрд руб. убытка, следует из презентации заместителя гендиректора "Аэрофлота" по финансам и инвестициям Шамиля Курмашова. Сама группа "Аэрофлот" не пострадала от обвала туристического рынка, утверждает ее представитель. Доходы группы от чартерных перевозок составляют не более 1-2% от общей выручки, говорит он. В начале сентября приостановил деятельность оператор "Южный крест", возивший туристов чартерами Utair. Долг туроператора перед компанией - около 400 млн руб., говорила агентству РИА Новости пресс-секретарь Ростуризма Ирина Щеголькова. Utair не комментирует размер долга. "Трансаэро" не фиксирует проблем с туроператорами, рассказал РБК первый заместитель гендиректора авиакомпании Дмитрий Столяров.

Пролетели над Украиной

Еще одним ударом по авиабизнесу в 2014 году стала потеря украинского рынка. Украина - второй после Турции активно растущий рынок перевозок, утверждает Ванцев. Летом прошлого года из Москвы на Украину ежедневно летали 15-18 рейсов, семь самолетов - только из Внуково, говорит он. В прошлом году российские авиакомпании перевезли из России на Украину и обратно около 2,2 млн человек, говорит аналитик ИК "Регион" Алла Юрова. По данным агентства pososhok.ru, летом 2014 года по сравнению с летом 2013 года общий объем перевозок всех российских авиакомпаний упал не менее чем в пять раз. Кроме того, авиакомпании несут дополнительные издержки из-за вынужденного облета территории Украины. "Аэрофлот" оценивал дополнительные расходы в $20 млн в год, сообщал РБК в начале августа. Затраты "Трансаэро" на облет Украины ежемесячно составляют $3 млн, говорил журналистам министр транспорта Максим Соколов.

В ожидании госгарантий

Один из наиболее приемлемых способов улучшить финансовое положение компаний в текущей экономической ситуации - выдача госгарантий по кредитам, считают два источника в крупных авиакомпаниях. Руководство авиакомпаний уже обратилось в правительство с просьбой о поддержке, говорил Соколов в интервью ИТАР-ТАСС в сентябре. Минфин по просьбам перевозчиков прорабатывает возможность предоставить авиакомпаниям госгарантии по кредитам, утверждал Соколов. Позже "Коммерсантъ" сообщал о том, что господдержки попросили "Трансаэро" и Utair. Однако топ-менеджмент обеих компаний опроверг эту информацию. Еще один вариант поддержки - распределить среди крупнейших перевозчиков роялти, которые получает "Аэрофлот" от международных компаний за пролеты над территорией России, говорит топ-менеджер одной из авиакомпаний. Сумма "пролетных" оценивалась аналитиком Raiffeisenbank Константином Юминовым в $250-300 млн. Такую же оценку "пролетных" - около $300 млн в год - приводил в конце 2012 года журнал Forbes со ссылкой на свои источники.

/ Новости

Более 140 моделей самолетов и вертолетов бизнес-класса;

Летно-технические характеристики, компоновки салонов, карты дальности полета из Москвы;

Эксклюзивные фото воздушных судов и VIP-интерьеров;

Ориентировочную стоимость авиатехники в 2016-2017 гг;