Добро пожаловать на крупнейший портал бизнес-авиации
Меню
Опасное небо
Опасное небо
После крушения малайзийского "Боинга" многие авиакомпании - как российские, так и западные - стали "обходить сторонкой" не только беспокойные восточные районы, но и всю территорию Украины. Но страх многих российских перевозчиков быстро спал, отметила "Фонтанка", изучив географию полетов. Каждый перевозчик проводит в этом вопросе, непосредственно затрагивающем безопасность пассажиров, собственную политику. Длящийся с апреля вооруженный конфликт на Донбассе усугубляется тем, что над его территорией до середины июля проходил один из крупнейших воздушных коридоров, связывающих Европу со странами Тихоокеанского региона. Крушение Boeing-777 Malaysia Airlines под Донецком 17 июля изменило отношение к безопасности полетов.

Хорошие герои всегда идут в обход

Уже в день катастрофы крупнейшая российская частная авиакомпания "Трансаэро" заявила, что будет выполнять все свои полеты в третьи страны в обход воздушного пространства Украины. К ней присоединились "Аэрофлот" и "Сибирь" (торговая марка - S7 Airlines). А в Федеральном агентстве воздушного транспорта сообщили о прекращении использования неба Украины для транзитных перелетов всеми отечественными перевозчиками, а также о сокращении рейсов в Киев, Одессу и Днепропетровск. "Возобновление транзитных полетов через украинскую территорию, по информации российских авиаперевозчиков, может произойти только после безусловного и гарантированного обеспечения безопасности полетов в воздушном пространстве", - констатировали в Росавиации. Примеру российских авиакомпаний последовали и западные, правда, частично и не по собственной воле, - решение закрыть небо Украины восточнее Днепропетровской воздушной зоны для гражданской авиации приняла Европейская организация по безопасности воздушной навигации (Eurocontrol). Ранее такое же ограничение было введено для территории Крыма, в который сейчас не залетает ни одна иностранная авиакомпания, а выполняющие рейсы в Симферополь российские подвергаются международным санкциям. В итоге рейсы из Северной столицы в страны Ближнего Востока, на Кипр, Родос и в Турцию стали выполнять через Воронежскую область и Ростов-на-Дону. Самолеты в Грецию и Болгарию делают крюк через Прибалтику и Польшу. Это привело к росту расходов перевозчиков и длительности перелетов. Так, дополнительные издержки, связанные с изменением маршрутов, оцениваются в "Аэрофлоте" примерно в 20 млн долларов в год. Увеличилось и время перелета - длительность рейса из Шереметьево в Салоники возросла на 23 минуты, в Афины - 34 минуты, Бухарест - 47 минут и так далее.

Деньги важнее

Но страх многих российских перевозчиков быстро спал. Уже через две недели после инцидента с малайзийским "Боингом" рейсы "Трансаэро" стали выполняться над не охваченными активным противостоянием районами Украины. Так, согласно данным FlightRadar24 (интернет-сервис, позволяющий отслеживать маршруты почти всех самолетов гражданской авиации в мире), самолет, 2 августа доставивший петербуржцев на Кипр, прошел чуть восточнее Киева и над Одессой. Представители авиакомпании вынуждены были признать, что возобновили полеты над Западной Украиной еще с 30 июля. Экономические аспекты победили политические амбиции и страх и у S7 (авиакомпания "Сибирь"). "Маршруты некоторых рейсов S7 Airlines, как и других российских и зарубежных авиакомпаний, проходят над остальной частью Украины. Кроме того, S7 Airlines выполняет полеты в Киев и Одессу. Никаких запретов и ограничений полетов над западной частью Украины ни от Росавиации, ни от международных организаций не поступало", - заявили журналисту "Фонтанки" в пресс-службе перевозчика. Над Западной Украиной летают также UTair, авиакомпания "Ямал" и другие. Непримиримую политику в этом вопросе отстаивает только "Аэрофлот". А вот иностранные перевозчики поставили вопрос безопасности выше желания сэкономить как собственные деньги, так и время пассажира. Основные маршруты из Европы в Юго-Восточную Азию (Сингапур, Малайзию и другие) теперь проходят над турецким побережьем Черного моря и Закавказьем. На сегодняшний день большинство крупнейших перевозчиков используют небо Украины исключительно для полетов в Россию и в Киев (последние выполняет, в том числе, и "Аэрофлот"). Безопасностью озаботились даже "Азербайджанские авиалинии": вылетающий из Киева самолет сначала направляется на северо-восток и только над российской территорией делает крутой разворот в направлении Баку. Иные компании проводят собственную политику. "Turkish Airlines не отказывается от полетов над территорией Украины из-за сбитого Boeing малайзийских авиалиний", - еще в июле заявила пресс-служба турецкого перевозчика. В конце августа полеты над Украиной возобновила Finnair - рейсы из Хельсинки в Турцию, Израиль и на Кипр проходят над относительно безопасными западными районами, но даже такое решение вызвало большую дискуссию в финской прессе. Не боятся рисковать и некоторые небольшие перевозчики - так, самолет греческой Astra Airlines в Нижний Новгород пролетает южнее Харькова - всего в нескольких километрах от Луганской области.

Дорогая безопасность

По словам экспертов, введение ограничений на полеты над определенными территориями - обычная практика. Но только в самых исключительных случаях воздушное пространство закрывается по решению уполномоченных национальных и международных органов управления воздушным движением. "Если таких запретов нет, то авиакомпании самостоятельно выбирают маршрут полета, учитывая допуски на конкретный рейс, договоренности о пересечении границ и многие другие факторы, - поясняет Роман Захаров, аналитик отраслевого журнала "Линия полета". - Но вопрос безопасности полетов, например, в зоне природных катастроф, которые могут повлиять на полет (извержение вулкана или масштабный ураган), а также над территориями, где происходят военные действия и прочие конфликты с применением оружия, рассматривается как один из самых основных при принятии подобных решений". Последний такой "тест на безопасность" авиакомпании "сдавали" опять же в конце июля, когда вблизи аэропорта Тель-Авива "Бен-Гурион" взорвалась выпущенная боевиками ракета. Большинство перевозчиков, в том числе российские, оперативно отменили рейсы в опасный, с их точки зрения, район, хотя авиационные власти Израиля гарантировали безопасность выполнения рейсов, а Росавиация не вводила каких-либо запретов. Европейская организация по безопасности воздушной навигации в этой ситуации ограничилась рекомендациями, жесткие меры приняло только Федеральное управление гражданской авиации США (FAA). Ни одна из опрошенных журналистом "Фонтанки" авиакомпаний не пожелала сообщить, как изменение маршрутов вокруг Украины или как минимум Донбасса отразилось на стоимости авиабилетов. Хотя "Аэрофлот" еще в июне перевел большинство тарифов в категорию невозвратных, нарушив свои прежние обещания при этом снизить цены на такие билеты. С 1 июля его примеру последовало и "Трансаэро". Благодаря, возможно, таким действиям, а также изменениям экономической и политической ситуации авиакомпании стали фиксировать снижение спроса на билеты, крупнейшие перевозчики уже заявили о возможном пересмотре планов развития бизнеса (тот же "Аэрофлот" ранее прогнозировал 15-процентный рост перевозок). Напомним, что договоренности о прекращении огня в Новороссии вступили в силу 5 сентября, контроль за ситуацией взяла на себя ОБСЕ. Непосредственно вопросы примирения в небе и использования воздушного пространства заключенное в Минске соглашение не регулирует.

/ Новости

Более 140 моделей самолетов и вертолетов бизнес-класса;

Летно-технические характеристики, компоновки салонов, карты дальности полета из Москвы;

Эксклюзивные фото воздушных судов и VIP-интерьеров;

Ориентировочную стоимость авиатехники в 2016-2017 гг;