Добро пожаловать на крупнейший портал бизнес-авиации
Меню
«Фарнборо-2014». Амбиции в небе и на земле
«Фарнборо-2014». Амбиции в небе и на земле
Проходившая в английском графстве Хемпшир международная авиационно-космическая выставка хоть и не принесла так ожидавшихся экспертами и средствами массовой информации сенсаций, стала знаковым событием для российского самолетостроения. Большие ожидания На «Фарнборо» должен был впервые прилететь американский многофункциональный истребитель пятого поколения с вертикальным взлетом и посадкой F-35В корпорации «Локхид Мартин», созданный по одной из самых амбициозных за последние три десятка лет авиастроительных программ JSF – Joint Strike Fighter. Большой интерес экспертов вызывал и созданный корпорацией «Эрбас» новейший военно-транспортный А-400М «Атлас». Несмотря на то, что работы над моделью ведутся довольно давно, именно в Фарнборо должна была состояться презентация готовой серийной машины, которая с прошлого года начала поступать в ВВС Франции и Турции. Кстати, французский «Атлас» успел поучаствовать в боевых действиях в Африке. На фоне продолжающейся борьбы «Эрбаса» и «Боинга» нынешняя выставка обещала интересные презентации американского гиганта, продвигающего на международный рынок «Боинг-787» «Дримлайнер» и «Боинг-747-8» с новым композитным крылом. Правда, не надо забывать, что на «черном» крыле летает и флагман линейки гражданской продукции «Эрбаса» широкофюзеляжный двухпалубный А-380. В последнее время и российская экспозиция становится все более интересной не только для простых посетителей, но и для иностранных покупателей, экспертов. Достаточно вспомнить, что звездами авиасалона, проходившего во французском Ле Бурже, стали истребитель Су-35, покоривший всех фигурами высшего пилотажа, и ударный вертолет Ка-52. Еще до начала выставки Россия продала (из авиационного парка ВВС) воюющему с исламскими радикалами Ираку штурмовики Су-25 и истребители Су-27. А поставки американских специально модернизированных для Багдада истребителей F-16Q пока задерживаются. Помимо Су-25 Ирак уже получил по контрактам с Россией восемь транспортно-ударных Ми-35М, а в ближайшее время ожидается поставка и первых ударных Ми-28 «Ночной охотник». Сейчас в сети все чаще появляется «килл-видео» (записи с видеокамер прицельного комплекса), где иракские Ми-35М наносят удары по боевикам-исламистам. По мнению многих экспертов, «35-й», продающийся сравнительно дешево, является прекрасным всепогодным ударным вертолетом, способным выполнять боевые задачи в любое время суток, а возможность перевозить до восьми человек личного состава позволяет значительно расширить его применение. По словам главы ОАК Михаила Погосяна, было принято решение не демонстрировать в Фарнборо уже хорошо показавшие себя в Ле Бурже Су-35 и Як-130, а продвигать гражданскую продукцию, в частности перспективный пассажирский самолет МС-21, недавно переименованный в Як-242. Неприятные сюрпризы Еще до начала авиасалона во время испытательного полета F-35 Lightening 2 возник пожар в двигателе (подробнее – в «ВПК», № 26, 2014), в итоге Министерство обороны США отказалось от показа истребителя в Фарнборо и ожидавшийся хит авиашоу был представлен макетом F-35B в натуральную величину. Стоит сказать, что Великобритания как организатор авиашоу, воспользовавшись «служебным положением», устроила некую презентацию перспективных машин, которые в скором времени должны пополнить парк военно-воздушных сил страны. В частности, помимо F-35, в работах по которому принимают участие пилоты Королевских ВВС, а на часть бортов уже нанесены британские опознавательные знаки, речь идет об А400М «Атлас». Поставка первого самолета ожидается в сентябре нынешнего года. По мнению английских СМИ, это было сделано с целью доказать правильность выбора именно данных машин, так как связанные с ними программы сопровождались скандалами, разбирательствами и негативными статьями в СМИ. После долгих споров о том, какой самолет будет базироваться на палубе строящегося авианосца «Королева Елизавета», выбор британского Минобороны пал на F-35B c вертикальным взлетом и посадкой. Первоначально это должен был быть F-35 в варианте «С», который в американских ВМС идет на смену F-18 «Хорнет». Волны негодования не только в профильных британских изданиях, но и в таблоидах не улягутся до сих пор. В частности, СМИ обвиняли правительство в стремлении угодить США даже в ущерб национальной безопасности, ведь еще свежи впечатления от скандала с вертолетами «Чинук» НС.3, которые сразу после продажи были отправлены на хранение. По мнению экспертов, вертикальный взлет и посадка сказываются на бортовой нагрузке F-35B, снижая его боекомплект и дальность полета по сравнению с палубным F-35C, стало быть, авиагруппа «Королевы Елизаветы» сможет решать ограниченный круг задач. Много негативных отзывов вызвала и задержка в программе летных испытаний F-35B, хотя «Локхид Мартин» и пыталась сгладить острые углы. Все должно было решить «Фарнборо», тем более что, по некоторым сведениям, на выставке собирались представить F-35B с новыми светло-серыми опознавательными знаками Королевских ВВС, пришедшими на смену традиционным сине-красным эмблемам. Достаточно обширной ожидалась и летная программа. В частности, планировалось показать возможности машины в режиме вертикального взлета и посадки. Уже сейчас СМИ полны едких комментариев по поводу замены летающего F-35 на его макет, хоть и в натуральную величину и с опознавательными знаками Королевских ВВС. Такими же, по мнению британских журналистов, будут и серийные американские «вертикалки» – «красивыми серыми нелетающими макетами». В то же время европейский военно-транспортный «Атлас», к удивлению многих экспертов, воспринят благосклонно, хотя еще недавно общественность выступала против его закупок, а специалисты высказывали мнение, что под такие машины у Королевских ВВС просто не будет задач. К тому же гораздо дешевле приобрести партию американских С-17. На показательных полетах А400М «Атлас» в Фарнборо пилоты показывали короткий взлет и посадку, а также маневренность машины на низких высотах. Представители ВВС не только Великобритании, но и других стран – потенциальных покупателей «Атласа» довольно высоко оценили увиденное. Хотя дальше ознакомительных бесед и переговоров дело не пошло. Авиастроители – пассажирам Недавно мир обошли кадры посадки «Боинга 767-300» российской авиакомпании «Ютэйр» в аэропорту Барселоны, когда на полосу в то же время начал выруливать А-340 аргентинской авиакомпании. Только высокие навыки российских пилотов предотвратили авиакатастрофу. «Боинг» решил обыграть эту ситуацию, продемонстрировав в ходе авиашоу взлет «Дримлайнера» по «истребительному», когда машина почти под прямым углом набирает высоту, а также возможность взлета сразу после того, как машина коснулась ВПП, с резким разворотом и набором высоты. Американский авиастроительный гигант меняет рекламную политику, выдвигая на первый план лозунг: «Боинг» делает самолеты для пилотов», то есть как бы намекая, что конкуренты из европейского «Эрбаса» злоупотребляют автоматизированными системами, которые в отличие от человека не всегда могут найти спасительное решение в экстренной ситуации. Большое внимание американская корпорация уделила работам по модернизации систем безопасности семейства «Боинг-777». Стоит вспомнить, что борт малайзийской авиакомпании, пропавший с экранов радаров, не найден до сих пор. Нет даже правдоподобной версии, что случилось с лайнером, собратья которого эксплуатируются десятками авиакомпаний. Понимая, насколько эта ситуация негативна для рейтинга корпорации, «Боинг» в своей экспозиции уделил особое внимание проблемам безопасности на всех своих машинах. И тем не менее не совсем понятно, насколько предложенные варианты и решения удовлетворяют эксплуатантов. «Эрбас» на нынешнем «Фарнборо» также не остался в долгу, продемонстрировав сложные маневры А-380 на низкой высоте. В то же время ни американцы, ни их европейские конкуренты пока не объявляли о подписании хотя бы одного уникального контракта. В российской экспозиции были представлены две модели пассажирского самолета «Суперджет». Первый SSJ – 93-местная машина, дизайн салона которой выполнен итальянской фирмой. Данный борт стал первым из десяти заказанных мексиканской авиакомпанией «Интерджет». Второй «Суперджет» отличается десятью дополнительными пассажирскими местами. Начаты поставки таких машин для «Ютэйр-Экспресс». По словам Михаила Погосяна, такой вариант «Суперджета» «вбирает в себя самые перспективные технологии, обладает комфортом узкофюзеляжных самолетов и при этом обеспечивает значительную экономию топлива и расходы на эксплуатацию по сравнению с конкурентами». 103-местный ютэйровский SSJ уже попал в объективы споттеров на подмосковном аэродроме Жуковский. После начала выставки стало известно, что компания «Ильюшин Финанс Ко» (ИФК) заключила контракт с ОАК и ГСС на поставку десяти SSJ, которые в дальнейшем будут переданы в лизинг одной из европейских авиакомпаний. Правда, до сих пор нет точных данных, о каком авиаперевозчике речь. Но ждать недолго – первые поставки должны начаться не позднее сентября 2015 года, а завершиться – в конце 2016-го. Надо отдать должное ГСС: как показывают последние данные по производству «Суперджетов», такой темп вполне реализуем. Также стало известно, что ОАК и ГСС подписали контракт с казахстанской ВЕК АIR на семь ближнемагистральных SSJ с началом поставки в 2015 году. Большое внимание уделяется и перспективному пассажирскому самолету МС-21 (Як-242) корпорации «Иркут». Под него был выделен отдельный стенд, где потенциальные покупатели и специалисты могли ознакомиться с прототипом панели композитного крыла, макетом силовых установок и пассажирского салона и даже потрогать переднюю стойку шасси. Помимо этого в экспозиции представлен тренажер, который готовится для отработки системы управления лайнером и в перспективе – для подготовки экипажей. Стоит отметить, что Як-242 станет первым российским самолетом на «черном» крыле. Новинкой авиасалона стал учебный «Ансат-У» производства Казанского вертолетостроительного завода. В общем, несмотря на сорванные презентации и ряд проблем с организацией выставки, «Фарнборо-2014» нельзя считать депрессивным, как авиасалон 2012 года, когда явственно ощущались последствия мирового финансового кризиса. Объем заключенных международных контрактов говорит сам за себя: 41,9 миллиарда долларов. Это почти втрое больше, чем на прошлом «Фарнборо».

/ Новости

Более 140 моделей самолетов и вертолетов бизнес-класса;

Летно-технические характеристики, компоновки салонов, карты дальности полета из Москвы;

Эксклюзивные фото воздушных судов и VIP-интерьеров;

Ориентировочную стоимость авиатехники в 2016-2017 гг;