Добро пожаловать на крупнейший портал бизнес-авиации
Меню
Авиакосмический салон ILA-2014 сюрпризов не принес
Авиакосмический салон ILA-2014 сюрпризов не принес
В воскресенье, 25 мая, в Берлине завершился Международный авиакосмический салон ILA-2014. Никаких запоминающихся новинок показано не было, масштабных контрактов никто ни с кем не заключал. Удивительно, но, похоже, руководство Германии само сделало все, чтобы берлинские авиационно-космические салоны вновь превратились в заурядный европейский междусобойчик. Сложилась парадоксальная и не очень приятная ситуация. Руководство США давит на своих европейских союзников, чтобы они жестко ограничили все свои связи с Россией. А деловым кругам Европы выгодно как раз расширять эти связи, особенно в области бизнеса. Но и не выполнять указаний Вашингтона они тоже не могут. Объединенная российская экспозиция Роскосмоса, ОАК, Объединенной двигателестроительной корпорации и холдинга "Вертолеты России" была интересной по содержанию, но непривычно пустой. Обычно накануне таких салонов участники рассылают приглашения своим партнерам и возможным заказчикам с предложением ознакомиться с новейшими достижениями и провести переговоры. Российская сторона такие приглашения отправила. Но ответов не получила. Это был явный бойкот. Впрочем, в шале специалисты украдкой, но приходили. Например, в шале ведущего российского предприятия "Информационные спутниковые системы" им. М.Ф Решетнева переговоры шли с утра до вечера. Как рассказала начальник управления коммуникационного менеджмента предприятия Светлана Башкова, президент одной из ведущих европейских корпораций специально прилетел из Парижа в Берлин, чтобы провести лишь час переговоров с руководителем "Информационных спутниковых систем" Николаем Тестоедовым. Предприятие имени Решетнева, расположенное в далеком сибирском Железногорске, специализируется на создании космических аппаратов самого различного назначения, считается одним из крупнейших в мире. Оно вполне самодостаточно и в состоянии выпускать сложнейшие изделия без комплектующих из-за рубежа, что в общем-то и делало все годы своего существования во времена СССР. Но раз политико-экономическая ситуация последних двадцати лет позволила использовать западную элементную базу при производстве космических аппаратов, почему бы этим не воспользоваться. Европейские партнеры ценят российские "Информационные спутниковые системы" не только за то, что там приобретают их продукцию, но и за то, что специалисты-решетневцы помогают им самим строить спутники. Сибирская конструкторская школа считается одной из лучших в мире. В рамках ILA-2014 это предприятие подписало соглашение с "Эрбас" о дальнейшем сотрудничестве. Соглашение небольшое, но и оно стало показателем. Заместитель руководителя Германского космического агентства доктор Томас Вайсенберг высказал уверенность, что политика - политикой, а сотрудничество в области высоких космических технологий должно продолжаться. По его словам, в этом процессе заинтересованы все, поскольку он взаимовыгодный. Накануне открытия ILA-2014 один из руководителей "Сименса" заявил, что в России эта компания присутствует с XIX века и сворачивать свою деятельность под чьим-то нажимом не собирается. Эти слова отражают мысли деловых кругов Европы. Но политика давит и давит. Салон открывала канцлер Меркель. И сразу случился весьма показательный конфуз. Как известно, части бундесвера, верные союзническому долгу НАТО, присутствуют в Афганистане. Вот только их жизнеобеспечение там стало возможно не благодаря американским транспортным самолетам "Геркулес", а российским "Русланам". Бундесвер бесперебойно снабжается в Афганистане лишь потому, что компания "Волга-Днепр" предоставила в распоряжение Германии несколько своих гигантских самолетов-транспортников Ан-124-100 "Руслан", вместе с экипажами, кстати. Эти самолеты базируются в Лейпциге, откуда и совершают регулярные рейсы в Афганистан и обратно. Организаторы нынешнего салона попросили, чтобы один из "Русланов" после возвращения из Афганистана, прилетел в Берлин и на время стал самым большим экспонатом ILA-2014. Самолет занял свое место и сразу оказался в центре внимания. Выяснилось, что трибуна, с которой Меркель должна выступить и объявить об открытии салона, стоит на фоне русского крылатого гиганта. Чиновники потребовали немедленно убрать Ан-124-100 на самый край аэродрома. И это не смотря на то, что сейчас "Руслан" работает исключительно в интересах немецкого бундесвера. И именно тот самолет, который резанул глаза верноподданных Вашингтону немецких чинуш, буквально накануне выполнил небезопасный рейс, прилетев из воюющей страны в Германию. Самолет убрали, что вызвало язвительные комментарии практически всех немецких журналистов, работавших на салоне. Они обратили внимание на то, что канцлер произносила торжественную речь на фоне лайнеров А-380 и А-350. Но один был в так называемой ливрее Объединенных Арабских Эмиратов, а другой в раскраске авиакомпании Катара - первого заказчика нового самолета "Эрбаса". Никаких ярко выраженных символов Германии или ЕЭС за спиной фрау Меркель не оказалось. Во время ритуального обхода выставки VIP-персоны зашли в "космический павильон", в котором находилась и объединенная экспозиция России. Меркель осмотрела стенд Европейского космического агентства и пошла дальше. В сторону российской экспозиции она даже не глянула. И в течение всей работы салона, стоит повторить, к нам не зашел ни один высокий европейский чин, хотя в прежние годы многие считали честью для себя засвидетельствовать почтение авиапрому и космической отрасли России именно в рамках выставки в Берлине. Почему? Да потому, что лишь благодаря нашей стране салон ILA превратился из национального в действительно международный. Далеко не все знают, что первый авиасалон в Германии прошел 105 лет назад. В 30-е годы ХХ века выставки авиационной техники проходили с особым размахом. Но после окончания Второй мировой нынешние "верные" союзники Германии, а тогда ее заклятые враги, просто запретили немцам заниматься авиастроением. Одна из самых передовых в мире авиашкол была фактически уничтожена. Разрыв в поколениях авиастроителей ощущается до сих пор. С большим трудом и ценой огромных финансовых затрат западным немцам удалось восстановить собственное авиастроение и даже приступить к освоению космических технологий ближе к концу ХХ века. К тому времени в Европе утвердились две площадки для международного показа авиационных и космических новинок - во французском Ле Бурже и британском Фарнборо. После объединения ФРГ и ГДР в единую страну немцам очень захотелось иметь свой аэрокосмический салон, чтобы всем показать - они полностью оправились от ран Второй мировой, Германия вновь становится мировым лидером в области высоких технологий. Но британцы и французы с восторгом эту идею не приняли, выставочную инициативу немцев не поддержали. Напротив, делали все, чтобы салон в Берлине не стал международным, а остался по уровню чисто национальным. На помощь пришла Россия. В разрушенном Советском Союзе пришлось буквально спасать авиационную и космическую промышленность от безумства рыночной политики так называемых "младореформаторов". Помочь в этом могла публичная демонстрация отечественных технологических достижений. Авиапоказы решено было проводить в Жуковском, на аэродроме ЛИИ имени М.М. Громова. Его главными организаторами стали те, кто имел прямое отношение к летной и научно-исследовательской работе в области авиации и космонавтики. Этим профессионалам сразу стало понятно, что надо проводить не просто развлекательные шоу, а серьезные выставки высоких технологий. Техническим специалистам и настоящим фанатам авиации России и Германии удалось договориться о том, что наша страна станет активно поддерживать только что организованную и пока еще слабенькую экспозицию в Шонефельде, а германская авиапромышленность сама станет постоянным экспонатом Международного авиакосмического салона в Жуковском и будет привлекать для участия в нем своих европейских партнеров. В 1994 году тогдашний руководитель ILA доктор Ханс-Эбехард Бирке и замдиректора МАКС по выставочной деятельности Николай Занегин подписали соответствующее соглашение, ставшее судьбоносным. МАКС и ILA к концу ХХ века вошли в число крупнейших мировых салонов, составив достойную конкуренцию Ле Бурже и Фарнборо. В 2004 году на пике дружбы России и Германии было подписано дополнительное соглашение "Россия - приоритетный партнер ILA". С тех пор наше участие в берлинском салоне только наращивалось. А он сам с каждым разом становился солиднее и интереснее. Так что немецким политикам было за что благодарить нашу страну. Не смотря на санкции, в рамках ILA-2014 нашли возможность торжественно отметить сразу две круглых даты - 20 лет сотрудничества салонов ILA - МАКС и 10 лет с момента заключения соглашения о том, что Россия - приоритетный партнер берлинского авиасалона. Причем инициатором торжеств стала немецкая сторона - дирекция берлинского салона. Организаторы ILA прекрасно понимают, что показ авиационной и космической техники в Берлине сохранит международный статус лишь в том случае, если в нем продолжит участвовать Россия. В противном случае он опять станет заурядным провинциальным мероприятием в рамках Западной Европы. При этом и Великобритания, и Франция, и США фактически игнорируют ILA - их участие в салонах всегда было символическим. Страной-партнером ILA-2014 на этот раз выбрали Турцию, где стремительно развивается собственный военно-промышленный комплекс. Турки привезли образцы практически всех самолетов, стоящих на вооружении ВВС этой страны. В основном они американские. Впечатлил старый "Фантом" с какой-то зловещей раскраской и акульим оскалом. Выставили они и спроектированный собственными силами вертолет "АТАКА". Специалистов удивила в нем система подачи боеприпасов к скорострельному пулемету в носовой части. Боекомплект вертолета находится за кабиной пилотов, а пулеметная лента движется по желобу сложной конструкции с внешней стороны борта. Эксперты сошлись во мнении, что такое боепитание - самое неудачное, что можно было придумать. Еще турки показали беспилотный летательный аппарат с игривым в нашем восприятии названием "АНКА". Россия не привезла пилотируемых летательных аппаратов. Но все первые дни летная программа ILA-2014 начиналась прекрасным пилотажем МиГ-29 ВВС Польши. На внутренней стороне килей польских МиГов нарисованы портреты героев сопротивления, погибших в борьбе с немцами в годы Второй мировой. Начертано имя героя и даты его жизни. Такая зримая память очень трогает за сердце. Чешские ВВС выставили ряд вертолетов Ми-8 и Ми-24В. Борт одного из Ми-24 украшал яркий рисунок уссурийского тигра. Весьма впечатляюще. Вообще те летчики НАТО, которые еще летают на самолетах и вертолетах, доставшихся им от Варшавского Договора, своими машинами очень довольны. После проведенных модернизаций МиГ-29 способен составить конкуренцию истребителям, разработанным гораздо позже. А Ми-24В был и остался одним из наиболее грозных боевых вертолетов в мире. Воздушный показ ILA-2014 не идет ни в какое сравнение с теми авиашоу, что устраиваются в небе наших МАКСов. Но все равно интересно. Запомнился бой двух вертолетов "Тигр". Конечно, это была имитация воздушной схватки, но раньше лично я такого не видел. Можно сказать: одна русская "Акула" убила бы двух немецких "Тигров" в реальном бою в первую же минуту схватки. По маневренности и вооружению новейший европейский боевой вертолет явно уступает уже старому Ка-50. И очень жаль, что принятая на вооружение "Черная акула" в войска так и не поступила. Общий интерес вызывал ежедневный полет реактивного истребителя Ме-262. Трудно поверить, но немецкий реактивный истребитель впервые поднялся в небо в 1942 году. Его скорость достигала почти 900 км/час. Можно лишь представить, какое впечатление он производил на летчиков, сидевших в кабинах поршневых истребителей. И как бы изменилась ситуация в небе Второй мировой, если бы Германии удалось наладить массовый выпуск таких истребителей хотя бы в 1944 году. К счастью не сложилось. Показанный Ме-262 - это так называемая реплика старого самолета. Но важен факт бережного отношения Германии к истории своей техники. Вообще историю забывать не стоит. Только на нашей памяти она столько уроков преподала, что не усваивает их лишь тот, у кого, наверное, напрочь отсутствуют мозги. История зарождения и существования международного салона в Германии под названием ILA тоже должна кое-чему научить, в противном случае показы на аэродроме Шонефельд вновь превратятся в местечковое аэрошоу. Завершился салон двумя днями массовых посещений. И в эти дни российские стенды были заполнены народом. Простые берлинцы с огромным интересом рассматривали и наши ракеты, и наши спутники, и макет лучшего фронтового истребителя - МиГ-29, и макет учебно-боевого Як-130. Многим понравился и гражданский "Суперджет". Подавляющее большинство немцев за дружбу с Россией - и это было видно в паблик-дни ILA-2014.

/ Новости

Более 140 моделей самолетов и вертолетов бизнес-класса;

Летно-технические характеристики, компоновки салонов, карты дальности полета из Москвы;

Эксклюзивные фото воздушных судов и VIP-интерьеров;

Ориентировочную стоимость авиатехники в 2016-2017 гг;