Добро пожаловать на крупнейший портал бизнес-авиации
Меню
Большое будущее малой авиации
Большое будущее малой авиации
В пригороде Южно-Сахалинска появился единственный в области зарегистрированный по всем правилам гражданской авиации частный аэродром. Его создатель и хозяин — фермер из села Старорусского Александр Духанин. Сельский житель, снабжающий сахалинцев овощами, с 1999 года летает по небу. Начал с мотодельтаплана, а теперь имеет два самолета, один из которых, двухмоторный шестиместный Piper Aztec, недавно прилетевший к своему владельцу в двух контейнерах из американского штата Флорида, — единственный (опять это слово и еще один предмет для гордости) самолет такого типа на Дальнем Востоке. А первый свой самолет, Як-18Т, Александр Духанин купил у южно-сахалинского аэроклуба ДОСААФ, восстановил его и уже совершил один "большой" перелет со своей взлетно-посадочной площадки до аэродрома Пушистый в Корсаковском районе. Вчера Старорусское покинули давние друзья Александра, которые прибыли на остров из Хабаровска еще на одном воздушном судне — легкомоторном шестиместном самолете Beechcraft Musketeer. Четверо летчиков-любителей, а в прошлом пилот Ту-154, бортовой техник Ан-12, офицер ОМОН и джипер преодолели Татарский пролив, чтобы помочь товарищу превратить фюзеляж, крылья и двигатель "Ацтека" в единый механизм, который после регистрации будет летать над Сахалином и дальше. Дальность полета этой стальной птицы — две тысячи километров. Друзья сахалинского фермера на своем "Мушкетере" побывали в Магадане, на Камчатке, Шантарских островах, и у Александра Духанина планы не менее впечатляющие. Сегодня он имеет право летать в самолете только в одиночку, но в будущем планирует получить допуск на перевозку пассажиров, и, возможно, займется бизнесом. По мнению руководителя Центра аэронавигационного обеспечения полетов (Центр АНОП), диспетчера Хабаровского районного центра единой системы организации воздушного движения Андрея Дубовика, который помогал Александру Духанину регистрировать взлетно-посадочную площадку, за малой авиацией — будущее Дальнего Востока. И не только потому, что в октябре 2013 года премьер-министр России Дмитрий Медведев заявил, что правительство будет оказывать всестороннюю помощь и поддержку развитию региональной авиации, и в частности, строительству новых посадочных площадок в ДФО и Забайкалье. "В США 80% доходов от всех доходов авиации приносит малая авиация. В России и на Дальнем Востоке этот сегмент пока развит слабо, несмотря на то, что спрос есть. Во многом все упирается в землю: под аэродромы необходимо выделение земли, но к сожалению, в этом вопросе сильна коррупционная составляющая: власти не хотят просто так отдавать по сути бесхозные земли бизнесу. Хотя предприниматели просят только участки: в остальное — обустройство взлетно-посадочной полосы, инфраструктуру — они готовы вложиться сами. Ведь в дальнейшем такое занятие может приносить неплохой доход. Кто-то ездит на шашлыки на машине, а можно летать на рыбалку, охоту, отдых на небольших самолетах, которые стоят дешевле джипов. На Сахалине, например, есть прекрасное место для оздоровления — горячие целебные источники в Дагах. Уверен, если бы рядом была посадочная площадка, туристов в тех местах было бы достаточно. А это, в свою очередь, повлекло бы дальнейшее развитие района: строительство гостевых домов, кафе, магазинов и т.д. После слов Медведева в муниципалитетах пошло какое-то движение, власти показывают заинтересованность в развитии малой авиации". По словам Андрей Дубовика, построить грунтовый аэродром дешевле, чем один километр сахалинской асфальтовой автодороги. По сути это участок среди поля или леса 600-800 метров в длину и 30 в ширину, на котором нужно провести некоторые работы: мелиорацию, расчистку, выравнивание — получить документы и летать. Центр АНОП Дубовика связан с Сахалином давно: работает с крупными нефтегазовыми компаниями Сахалина на проектах. А вообще центр помогает дальневосточникам, желающим покорить небо самостоятельно, создавать частные аэродромы. Пока на Дальнем Востоке их немного, но потенциал есть. "На руках" у дальневосточников (на сентябрь 2013 года) — 52 единицы воздушного транспорта (самолеты, вертолеты, мотодельтапланы, воздушные шары и проч.). Было бы больше, будь у людей места, откуда взлетать и куда садиться. "На сегодняшний день в Хабаровском крае работают две летные школы, где можно получить "корочки" пилотов-любителей. Теория стоит 25-30 тысяч рублей, летный час — 10 тысяч. Чтобы вылететь самостоятельно, необходимо 42 летных часа. Знаю, что на Сахалине недавно начался набор на летные курсы от авиационной школы "Гамаюн". Настороженно отношусь к этому. После трагедии в Казани, где разбился "Боинг", по всей России прошли проверки, были закрыты три летные школы, аннулировано 50 свидетельств частных пилотов. Страшно, что люди, отучившись не понять где, потом идут работать в коммерческую авиацию, не имея для этого достаточных знаний и опыта. Для того чтобы учить пилотов, необходимо иметь две лицензии — от министерства образования РФ и Росавиации. Насколько мне известно, у "Гамаюна" нет лицензии Минобра. Более того, обучение должно проходить на легальной посадочной площадке, сертифицированной по правилам гражданской авиации, а "Гамаюн" планирует работать на аэродроме ДОСААФ в Старорусском, который по сути является военным. И самолеты Cessna 172, которые находятся на этом аэродроме, не могут быть допущены для первоначального обучения любителей. При этом, так как альтернативы "Гамаюну" нет, а люди мало разбираются во всех этих тонкостях, спрос на учебу большой, и школа в условиях отсутствия конкурентов "ломит" цену — 15 тысяч за летный час. Но при этом меня беспокоит другое — легальность такого обучения. Может получиться, что "Гамаюн" соберет деньги, а удостоверения курсанты так и не получат". Григорий Газарянц, начальник Южно-Сахалинского аэроклуба ДОСААФ, предоставляющий "Гамаюну" аэродром Старорусское и самолет Cessna 172, об этом не волнуется. По его словам, на сегодняшний день на курсы набрано около 40 человек. Примерно 15 человек остались с прошлого года, их учили в самом аэроклубе, но после крушения вертолета Ми-2 обучение пришлось приостановить. По словам начальника аэроклуба, 70% курсантов в будущем хотят купить себе самолеты. Эти люди — сотрудники "Эксона", "Роснефти", "Газпрома", причем не высшее звено, а рядовой персонал. "Гамаюн" привезет на Сахалин трех преподавателей из авиационной школы, — рассказал Григорий Газарянц, — и самолет Cessna 172. На нем можно учить пилотов-любителей. Затем и наша "Цессна" будет сертифицирована для полетов в России, этим занимается "Гамаюн" в Минтрансе. Полеты будут осуществляться на аэродроме Старорусское. Общая стоимость — около 650 тысяч рублей. Можно платить частями. Теория начнется 15 мая, полеты — в июле. В этом году курсанты получат удостоверения частных пилотов. На Сахалине "Гамаюн" планирует не только обучать любителей, но и выполнять авиационные работы: мониторинг, тушение лесных пожаров и другое. Разрешения на это у них есть". Что же касается аэроклуба ДОСААФ, то, по словам Григория Газарянца, "его больше нет". "С октября я работаю без зарплаты, семь сотрудников из восьми ушли в отпуск без содержания. Деньги получает только сторож, живущий на аэродроме". Самолеты аэроклуба нуждаются в ремонте, который по расчетам Газарянца обойдется в 15 миллионов рублей. У клуба таких денег нет, в ДОСААФ тоже. "Эти самолеты не мои — государственные. Скажут отдать на металлолом, придется отдать". В Сахалинской области обсуждают проект создания центра экстремальных и технических видов спорта на аэродроме Пушистый в Корсаковском районе. Напомню, идея и ее воплощение принадлежат общественной организации "Фестиваль авиации и музыки "Крылья Сахалина". Одним из приоритетных направлений деятельности центра будут авиационный и парашютный виды спорта. Дмитрий Третьяков, руководитель организации "Крылья Сахалина", заместитель директора авиакомпании "Аврора": "Цели и задачи ДОСААФ заложены в самом названии этой организации (содействие армии, авиации и флоту). В настоящий момент, если мы говорим о сегменте малой авиации, то в ней в подавляющем большинстве присутствуют успешные люди, имеющие деньги на покупку своего самолета или способные заплатить немалые деньги за обучение. И они абсолютно не хотят помогать ни армии, ни авиации, ни флоту. Более того, авиация ДОСААФ относится к государственной авиации, малая авиация — к авиации общего назначения. Поэтому можно сколько угодно вспоминать времена СССР и былое величие аэроклубов. Но современные экономические и законодательные реалии диктуют свои правила. Деятельность аэроклубов ДОСААФ, которая основана на нормативно-правовой базе времен СССР, давно устарела и не отвечает запросам современного общества. Работа с детьми отнесена к дополнительному образованию и подлежит лицензированию в министерстве образования. Что касается непосредственно летной деятельности, то нормы современной авиационной безопасности, которые действуют в гражданской авиации и постоянно меняются, в авиации ДОСААФ безнадежно устарели. В одном только сахалинском аэроклубе за прошедшие годы произошло две катастрофы, в которых погибли люди. Всего в ДФО только за прошедший год — три катастрофы. Расследования по ним, как это ни странно, проводит сам ДОСААФ, что просто невозможно в гражданской авиации. Те самолеты и вертолеты, которые эксплуатируются в ДОССАФ, давно устарели, контроль за ТО опять же проводит ДОСААФ сам внутри себя. Требования к сертификации аэродромов в гражданской авиации постоянно ужесточаются, и несколько ведомств регулярно проверяют гражданские аэропорты на соответствие. В авиации ДОСААФ какой-любо действенный контроль отсутствует. То, что на Сахалин пытаются прийти аэроклубы из Москвы, говорит о том, что для этого созрели условия. Здоровая конкуренция нужна в любой отрасли, и малая авиация не исключение. Хорошо, что у нас появляются новые площадки для малой авиации. Пример Александра Духанина показывает, что даже один человек, когда у него есть мечта летать, может многое. А представьте себе, когда о полетах будут мечтать тысячи людей, и не только мечтать, но и воплощать мечты в жизнь. Единственное, меня как специалиста беспокоит законность и безопасность этих процессов. Если все требования соблюдены, то мы будем только рады, что к нам придут коллеги и единомышленники с материка, и мы многому сможем у них научиться. Что касается открытия центра по подготовке частных пилотов на базе и при участии аэроклуба ДОСААФ, то у меня вызывает большое сомнение жизнеспособность этой идеи и не потому, что я против нее. Реалии таковы, что, как я сказал выше, авиация ДОСААФ летает по совсем другим законам, и совместить на одном аэродроме, на земле принадлежащей министерству обороны, аэродром ДОСААФ и посадочную площадку, сертифицированную по правилам гражданской авиации, на мой взгляд, просто невозможно. Еще одна проблема, но она решаема, — это сертифицированные для первоначального обучения воздушные суда. На Сахалине их пока нет. Далее подходим к вопросу не только сертификации по ФАП-23, которую проводит Росавиация, но и получению лицензии на право обучения, которую выдает Министерство образования РФ. Только в этом году после проведенных проверок Росавиацией было закрыто три авиационных учебных центра, в том числе по причине отсутствия такой лицензии, хотя сами центры существовали и готовили частных пилотов не один год. Еще одним сложным моментом является то, что программа подготовки частного пилота предусматривает полеты в темное время суток и в сложных метеоусловиях, что также невозможно делать без создания посадочной площадки или аэродрома, отвечающего всем сертификационным требованиям. А на мой взгляд, создание именно такого аэродрома невозможно без участия государства, иначе все эти затраты лягут на плечи курсантов летной школы… И здесь мы подошли к главной теме — поддержке государством развития малой авиации. Мы долго шли к решению данного вопроса, и пусть и не сразу, но пришло понимание, что одной авиацией не обойтись. Сама по себе авиация — увлекательный вид спорта, занятие и хобби. Но если речь идет о массовости, то гораздо эффективнее для решения социальных задач создание единого центра для всех технических видов спорта. Одним из приоритетных направлений деятельности нашего центра, который мы создаем на Пушистом, будет авиационный и парашютные виды спорта. Нами предложен пилотный для всего Дальнего Востока проект — учреждение, которое объединит в себе центр военно-патриотического воспитания, авиационный учебный центр, музей военной техники, центр допризывной подготовки молодежи, секции и кружки технических видов спорта. Авиация всегда имела большое значение в освоении Дальнего Востока, и те решения, которые правительство РФ по ее развитию предпринимает в последние годы, в частности, создание новой авиакомпании "Аврора", положительно сказываются на развитии всего региона. Большая авиация не может обойтись без малой, которая является кадровым потенциалом для всей дальневосточной авиационной отрасли. Нашей общественной организацией в течение последних лет проводится фестиваль авиации и музыки "Крылья Сахалина", который собирает тысячи людей и является важным культурным событием в жизни сахалинцев. В этом году мы планируем провести одновременно с фестивалем слет малой авиации Дальнего Востока и пригласить на него официальных лиц, отвечающих за ее развитие. Кроме того, мы подали документы на открытие авиационного учебного центра при центре технических видов спорта, и одновременно совместно с Андреем Дубовиком по согласованию с другими аэроклубами Дальнего Востока создаем ассоциацию авиации общего назначения ДФО". А на Сахалине живут еще и мотодельтапланеристы, увлеченные энтузиасты, проводящие возле своих крылатых машин все свободное время. Есть воздушный шар, который, кстати, в последнее время куда-то пропал. Вертолет "Робинсон" летает у "Сити Молла", а вскоре будет еще один, частный. Небом болеют многие, а это значит, что у малой авиации на Сахалине большое будущее.

/ Новости

Более 140 моделей самолетов и вертолетов бизнес-класса;

Летно-технические характеристики, компоновки салонов, карты дальности полета из Москвы;

Эксклюзивные фото воздушных судов и VIP-интерьеров;

Ориентировочную стоимость авиатехники в 2016-2017 гг;