Добро пожаловать на крупнейший портал бизнес-авиации
Меню
Почему не следует откладывать подписание соглашения об "открытом небе"
Почему не следует откладывать подписание соглашения об "открытом небе"
На саммите Восточного партнерства в Вильнюсе Украина парафировала соглашение об общем авиапространстве с Евросоюзом. Так называемый режим «открытого неба» предусматривает выполнение полетов в аэропорт любым иностранным перевозчиком почти без ограничений. В мире этому примеру последовали свыше 100 государств. Подписание соглашения об общем авиационном пространстве между Украиной и ЕС намечалось на 14 марта, но так и не состоялось. Вместо этого распоряжением Кабинета министров Украины (КМУ) №167-р от 12 марта председателем Государственной авиационной службы Украины (ГАСУ) назначили Дениса Антонюка. Он долгое время занимал должность директора по развитию маршрутной сети и альянса авиакомпании «Международные авиалинии Украины» (МАУ). Теперь участники рынка опасаются, что о конкуренции на рынке авиаперевозок и доступе на рынок лоукостов придется забыть. Причина опасений – конфликт интересов. В октябре 2012 года авиавласти России и Украины сняли ограничения на количество назначенных перевозчиков и частот полетов на популярном маршруте Киев – Москва. В результате МАУ пришлось снизить количество рейсов и уступить место российским конкурентам – «Аэрофлоту», «Трансаэро», «ЮТэйр». Заодно снизились и цены на билеты до отметки в $150 за перелет туда – обратно. Напомним, официально собственниками МАУ являются частные компании, сведения о которых доступны в системе раскрытия информации Национальной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку: «Кэпител инвестмент прожект» и «Онтобет промоушнз лимитед». В то же время на рынке МАУ связывают с именем новоназначенного губернатора Днепропетровской области Игоря Коломойского, занимающего третью строку в списке богатейших украинцев по версии Forbes. На рынке внутренних авиаперевозок МАУ имеет монопольное положение и вряд ли заинтересована в повторении неприятной для себя ситуации на рейсе Киев – Москва.

Мешает Гибралтар

Главный редактор портала AeroVokzaL.Net Игорь Лесив считает неслучайным появление в одно и то же время заявления Министерства инфраструктуры Украины о переносах сроков подписания соглашения об «открытом небе» и о новом назначении. В то же время, по официальной версии, «такое решение принято из-за незавершения Евросоюзом процесса внутреннего согласования редакции определения «территория» в контексте вопроса Гибралтара». Переговоры относительно заключения соглашения о едином авиационном пространстве велись, начиная с конца 2007 года. Парафированный в Вильнюсе текст соглашения действительно имеет примечание по поводу статуса британского полуэксклава в Испании. В этой связи обеспокоенность вызывает как раз тот факт, что новые сроки подписания не названы ни украинской, ни европейской стороной. Одновременно это соглашение упомянуто как обязательство Украины в проекте договора об ассоциации с ЕС. В этой связи, как отмечает глава центра политического и экономического анализа Александр Кава, на отказ от подписания соглашения Игорь Коломойский вряд ли решится. А вот затягивание процесса по формальным причинам вполне возможно. Равно как и отмена принятых год назад правил назначения авиакомпаний на линии (они предполагают срочность действия и отзыв назначений, которые не используются авиакомпанией более 12 месяцев).

Что даст «открытое небо»

По мнению Александра Кавы, подписание соглашения позволяет отказаться от двухстороннего регулирования авиаперевозок между странами, а также снять ограничения по количеству рейсов между пунктами в рамках единого авиапространства и по количеству авиакомпаний на линиях. Все это приводит к росту конкуренции, снижению стоимости авиаперевозок и расширению географии полетов авиакомпаний. Например, несколько месяцев назад обновленные правила начали действовать между Израилем и ЕС, что сразу привело к выходу на израильский рынок авиаперевозок европейских лоукостов. В частности, EasyJet, EasyJet Switzerland и Wizz Air. Безусловно, ужесточение конкуренции на рынке неизбежно влечет за собой риски для авиакомпаний, неспособных функционировать в новых условиях. Это касается украинских перевозчиков, которые сейчас активно работают на рейсах между Украиной и ЕС. Кава не исключает незначительное снижение занятости в отечественных авиакомпаниях. С другой стороны, его легко должны компенсировать новые рабочие места в региональных аэропортах Украины и в сфере обслуживания туристов. Как отмечает эксперт, соглашение может стать отличным стимулом для развития аэропортов Кривого Рога, Запорожья, Мариуполя, Тернополя и др. Для украинских граждан «открытое небо» выгодно, в первую очередь, снижением цен на авиаперевозки и повышением их доступности. Речь идет о расширении географии полетов, особенно из региональных аэропортов, которые сейчас обслуживают единичные рейсы или вообще не обслуживают регулярные перелеты. Участники рынка рассчитывают на повышение мобильности населения как в деловой, так и рекреационной сфере.

Шпаргалка для председателя

Вне зависимости от того, чьи интересы будет лоббировать Антонюк в новой должности, подписание договора о едином авиационном пространстве с ЕС – не единственная задача. Опрошенные Forbes эксперты назвали еще ряд первоочередных шагов для главы ГАСУ, которые предстоит сделать: решение вопросов с транспортной инфраструктурой в Крыму, в частности, подконтрольности аэропорта «Симферополь» и госпредприятия «Крымаэрорух»; устранение проблемы спада пассажирских перевозок; разработка пакета антикризисных мер для дочерней компании «ЮТэйр-Украина», которая в последнее время сворачивает внутренние регулярные рейсы; снятие ограничений на выполнение рейсов на двухсторонней основе с Азербайджаном, Израилем и Казахстаном; снятие ограничений на выполнение рейсов из региональных аэропортов Украины в города Турции; завершение строительства зоны внутренних рейсов и паркинга в терминале D аэропорта «Борисполь»; создание прозрачных условий для развития аэропорта «Борисполь» в качестве хаба при участии базовых авиакомпаний; создание условий для развития региональных аэропортов с целью привлечения новых авиакомпаний; завершение ввода в эксплуатацию объектов, построенных под Евро-2012, но так и не введенных в эксплуатацию в аэропортах «Донецк», «Львов» и «Харьков». Не стоит забывать и том, что для получения всех преимуществ «открытого неба» Украине предстоит привести свое законодательство в соответствие с авиационными стандартами ЕС. «Если соглашение будет подписано 14 марта, нас ждет работа над нормативными документами. Необходимо принять 84 регуляции, из которых выходят еще 400 нормативных документов», – ранее заявлял бывший председатель ГАСУ Анатолий Колесник. Но теперь создание нормативной документации отложено до лучших времен.

/ Новости

Более 140 моделей самолетов и вертолетов бизнес-класса;

Летно-технические характеристики, компоновки салонов, карты дальности полета из Москвы;

Эксклюзивные фото воздушных судов и VIP-интерьеров;

Ориентировочную стоимость авиатехники в 2016-2017 гг;