Добро пожаловать на крупнейший портал бизнес-авиации
Меню
Бизнес-климат крепчал
Бизнес-климат крепчал
В Воронеже налоговики ликвидировали фирмы-арендодатели простым росчерком пера. В результате собственники не могут распоряжаться своим имуществом, зато им бесплатно пользуется третья сторона. Представьте себе такую картину. У вас есть квартира, и вы решили сдать ее в аренду. Нашли квартиранта, заключили с ним договор, отдали ключи. Проходит месяц, другой, третий, а никаких денег вы не видите. Вы в недоумении бросаетесь искать жильца, но его телефон не отвечает. Отчаявшись получить свои деньги по-хорошему, идете в суд, где требуете расторгнуть договор и взыскать задолженность. Однако тут вдруг выясняется, что вас… не существует. То есть физически вы живы-здоровы, но согласно справке, предоставленной загсом, ваше свидетельство о рождении когда-то было выдано «ошибочно», так как ваши родители якобы что-то там напутали в документах. Паспорт ваш недействителен, и вообще с юридической точки зрения вы никто. А следовательно, ваша квартира никому не принадлежит, и платить за нее арендатор никому не должен. Скажете — фантастика, сюжет триллера? Отнюдь. Похожая история разворачивается последние месяцы в Воронеже. Только в ней фигурируют не физические, а юридические лица, и речь идет не о квартире, а о самолетах стоимостью несколько миллиардов рублей. Но обо всем по порядку. Полтора года назад правительством было принято решение консолидировать акции авиализинговой компании «Ильюшин Финанс» (ИФК) — крупнейшего заказчика новой отечественной авиатехники — в руках Внешэкономбанка, который уже являлся акционером ИФК. Другими акционерами были Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) и Национальный резервный банк (НРБ), который стоял у истоков создания ИФК и инвестировал в авиапром и авиаперевозки более 10 млрд рублей. По схеме, которая многие месяцы согласовывалась в правительственных кабинетах, предполагалось, что ВЭБ выкупит акции у ОАК за живые деньги (около $300 млн), а наши акции ИФК обменяет на два принадлежащих компании транспортных самолета Ан-124 «Руслан». При этом сам обмен активами происходил в два этапа. ИФК выкупала свои акции у НРБ за 2,7 млрд рублей. В Воронеже были зарегистрированы две авиализинговые фирмы (под каждый из самолетов), которые взяли в банке кредит на те самые 2,7 млрд рублей и купили у ИФК «Русланы». В результате сделка формально денежная на деле становилась «натуральной»: на выходе у ИФК оказывался пакет акций, который затем должен выкупить ВЭБ, а у банка — два самолета в залоге под выданный многомиллиардный кредит. Конечно, мне, как акционеру ИФК, который внес в капитал компании более 5 млрд рублей живыми деньгами, это не очень нравилось. Но в ВЭБ и ОАК твердо дали понять: ты же не иностранный акционер ТНК-ВР, бери, что дают. В общем, согласились. Дальше начались чудеса. Самолеты находились в лизинге, т.е. в аренде у воронежской авиакомпании «Полет», принадлежащей на 100% некоему Анатолию Карпову (не путать с чемпионом мира по шахматам — в отличие от гроссмейстера, который шел к своему титулу 15 лет, этот «эффективный менеджер» после окончания пединститута чудесным образом стал руководителем авиапредприятия). «Полет» — интересная фирма. Основной парк — старые турбовинтовые шведские самолеты Saab, на которых она возит пассажиров из Воронежа. Но такой бизнес малорентабелен. Основную прибыль компания получает за счет грузовых перевозок на тех самых «Русланах». Заказчиками являются ООН, НАТО и другие солидные организации, в том числе, например, Министерство обороны Великобритании, которое зафрахтовало самолеты для вывоза техники из Афганистана. Заказчики исправно платят деньги (до $50 тыс. за летный час!), но перечисляют их на офшорные компании хозяина «Полета» (Гибралтар, Кипр, etc.). Сам же авиаперевозчик здесь, в России, делает вид, что гол как сокол — не платит налоги, задолжал аэропортам, страховщикам, задерживает зарплату персоналу. Ну и, разумеется, ничего не перечисляет владельцам воздушных судов — с мая прошлого года долг по аренде «Русланов» составляет почти 300 млн рублей. Есть еще долг перед «Сберлизингом» (178 млн рублей) и Минобороны (637 млн рублей). Всего в суды подано 16 исков к «Полету» на 1,3 млрд рублей. А вся выручка, которую компания официально декларирует перед управлением налоговой службы по Воронежской области, — 1 млрд рублей. Но именно там, в УФНС, нас и ждал самый главный сюрприз. Когда в октябре представители авиализинговых компаний пришли с заявлением о возмещении НДС, уплаченного при покупке самолетов, они с удивлением узнали, что никто ничего возмещать не будет, потому что их компании как юридические лица уже не существуют. Налоговики показали справку, что регистрация компаний признана… ошибочной. То есть учредители якобы что-то напутали в документах, поэтому регистрация отменяется. На вопрос, почему же тогда налоговая служба их зарегистрировала, было сказано: недоглядели. То, что в России есть законы, по которым ликвидировать юридическое лицо может только суд, налоговую службу вообще не волнует. Равно как и то, что теперь делать с кредитом и имуществом почти на 3 млрд рублей. Якобы ликвидированные компании, разумеется, обратились в суд с требованием признать действия воронежской налоговой службы незаконными. Однако пока суд да дело, сложилась фантасмагорическая картина: два тяжелых транспортных самолета летают по всему миру, возят грузы, в том числе военные, и при этом являются бесхозными. Так как «стертые» налоговиками из госреестра юрлиц компании все-таки имеют свидетельства о собственности на самолеты и внесены в сертификаты эксплуатанта «Русланов», они обратились в Росавиацию с просьбой остановить полеты своих воздушных судов. Но неясно, способна ли компания, отбивающаяся от исков о банкротстве, обеспечить безопасность полетов. Однако чиновники, надзирающие за воздушным транспортом, категорически отказались приземлить «Русланы», сославшись на то, что, дескать, анализ хозяйственной деятельности не в их компетенции. При этом представители «Полета» ничтоже сумняшеся заявили, что платить никому не будут, так как платить некому — хозяев юридически нет. Действительно, для «Полета» это просто подарок судьбы — незаконное решение налоговиков позволяет Карпову «экономить» 46 млн рублей в месяц! Мы написали жалобы во все возможные инстанции — от прокуратуры и Федеральной налоговой службы до администрации президента и бизнес-омбудсмена Бориса Титова. Несколько месяцев десятки людей пишут друг другу письма, готовят ответы, организуют проверки. Это десятки, если не сотни тысяч человеко-часов. А тем временем Карпов продолжает «рубить капусту» с англичан. Наши компании, владеющие самолетами, подали в арбитражный суд иски к «Полету» о взыскании долгов и расторжении договора лизинга, и суд эти иски не только принял, но и в качестве обеспечительной меры арестовал воздушные суда. То есть тем самым суд признал, что компании как субъекты права существуют. Судебный пристав добросовестно направил в «Полет» и Росавиацию предписание прекратить полеты и поставить «Русланы» на прикол в аэропорт базирования в Ульяновске. Однако, несмотря на предупреждение об уголовной ответственности за неисполнение решения суда, самолеты продолжают летать, выполняя коммерческие рейсы. Сайт Flightradar исправно выдает информацию о посадках самолетов то в Копенгагене, то в Тулузе, то в Майами. Суд, на котором будет рассматриваться правомерность действий налоговиков, состоится в марте. При этом сама налоговая инспекция подала встречный иск — о ликвидации обеих компаний, на которые зарегистрированы самолеты. Если суд примет эту логику, то тогда сделка о покупке «Русланов» станет недействительной. Самолеты перейдут в собственность ИФК, и она вынуждена будет вернуть ликвидируемым компаниям заплаченные за них миллиарды. Деньги, в свою очередь, окажутся у НРБ, как у единственного кредитора. Таким образом, вся схема обмена активами, которая была согласована в верхах, рухнет из-за прихоти местного налогового начальника, который не в ладах с законом, зато, судя по всему, в ладах с хозяином «Полета». Как мы недавно выяснили, шеф воронежской налоговой инспекции ранее возглавлял УФНС по Белгородской области. И там же ранее состояла на налоговом учете компания «Полет», которая с налогами не дружит. Интересное совпадение! Логично предположить, что суд, в конечном счете, встанет на сторону владельцев самолетов. Все-таки в России пока еще действуют Конституция и законы. Однако скоро сказка сказывается — не скоро дело делается. Полгода собственник не может распоряжаться своим имуществом, зато его в своих интересах использует третья сторона. Это новая, невиданная доселе разновидность рейдерства. Если же суд признает, что налоговая служба Воронежской области действовала правомерно, то возникает вообще какая-то новая реальность. Это уже не правовое поле, а Поле чудес из сказки о Буратино. Тогда теоретически любая налоговая инспекция может завтра выключить одним щелчком любое предприятие — от продуктового ларька до металлургического комбината. Надо только «внезапно» обнаружить якобы допущенные погрешности в регистрационных формах. И судитесь потом с ними до посинения. Но тогда о каком вообще бизнес-климате может идти речь?

/ Новости

Более 140 моделей самолетов и вертолетов бизнес-класса;

Летно-технические характеристики, компоновки салонов, карты дальности полета из Москвы;

Эксклюзивные фото воздушных судов и VIP-интерьеров;

Ориентировочную стоимость авиатехники в 2016-2017 гг;