Добро пожаловать на крупнейший портал бизнес-авиации
Меню
Авиаперевозки прорастают внутрь страны
Авиаперевозки прорастают внутрь страны
Росавиация опубликовала результаты работы отечественных перевозчиков в январе. Внутренний пассажиропоток в прошедшем месяце рос несколько быстрее, чем международный, хотя ранее длительное время наблюдалась обратная картина. Несмотря на незначительную разницу в показателях, некоторые аналитики видят в этом начало новой тенденции. Другие не считают цифры января показательными. Однако все сходятся во мнении, что этап "взрывного" роста миновал.

Намек на тенденцию

Согласно данным, опубликованным на сайте Федерального агентства воздушного транспорта, услугами отечественных перевозчиков в январе 2014 года воспользовались 5,8 млн пассажиров, что на 10,3% превышает аналогичный показатель прошлого года. При этом из общей статистики следует, что рост интереса к внутренним рейсам опережал статистику по международным. Между российскими городами полеты совершили 2,7 млн пассажиров, что на 11,8% больше, чем годом ранее. За рубеж устремились 3,15 млн человек - на 9,1% больше, чем в январе 2013 года. Мнения участников рынка и экспертов относительно того, почему так происходит, и является ли полученная статистика отражением некой новой тенденции, расходятся до диаметрально противоположных. Одни настаивают, что из-за растущего по отношению к рублю курса евро и замедления роста доходов населения соотечественники будут проявлять все меньше интереса к зарубежным поездкам. Другие отмечают растущий интерес к чартерным перевозкам на популярных туристических направлениях и видят в них драйвер для дальнейшего роста пассажиропотока на международных воздушных линиях (МВЛ).

Противоречивые данные

Замедление динамики роста международного пассажиропотока ранее отмечали и некоторые российские аэропорты, как столичные, так и региональные. В частности, удивил январской статистикой московский "Домодедово". По данным аэропорта, количество пассажиров на МВЛ в январе даже несколько уменьшилось в сравнении с результатами аналогичного периода прошлого года. За первый месяц 2014 года было обслужено 1,275 млн международных пассажиров, в то время как годом ранее таковых насчитывалось более 1,288 млн. Похожие цифры демонстрируют отдельные регионы. В частности, калининградский аэропорт "Храброво" отчитался о фактическом отсутствии роста международного пассажиропотока - на МВЛ в этом январе было перевезено 10 тыс. 775 человек, что всего на 0,5% больше, чем годом ранее. В то время как на внутренних воздушных линиях (ВВЛ) рост сохраняется в рамках среднерыночного - на уровне 8%. По статистике аэропорта Ростова-на-Дону, рост интереса к МВЛ составил за рассматриваемый период только 1,2%, в то время как на ВВЛ этот показатель составил 10,3%. Есть и другие примеры, которые демонстрируют лучшую динамику роста внутреннего пассажиропотока в сравнении с международным. В частности, московский "Шереметьево" в январе этого года обслужил на 5,7% больше международных пассажиров, чем в январе прошлого. Число же желающих совершить перелет внутри страны за этот период выросло почти на 19%. Справедливости ради, для "Шереметьево" это не тенденция нынешнего года - статистика прошлого января показывает 6,7% увеличение международного пассажиропотока и 13,3% рост внутренних перевозок. А вот в случае с аэропортом Санкт-Петербурга "Пулково" все наоборот. По итогам января число международных пассажиров аэропорта увеличилось всего на 7,2%, в то время как количество внутренних выросло на 26,5%. В прошлом году было по-другому и эти показатели составляли 15,5% и 1,8% соответственно. Правда, пытаться на примере только этих цифр демонстрировать наличие новой тенденции было бы некорректно, так как есть и другие прецеденты. Некоторые региональные аэропорты по-прежнему рапортуют о значительном превышении динамики роста международного пассажиропотока в сравнении с внутренним. Из региональных, например, об этом свидетельствуют показатели аэропортов Сургута и Астрахани. Из столичных - "Внуково", который отчитался о росте в 81,3% на международных направлениях против 2,7% увеличения на внутренних. В некоторых случаях, например, в самарском "Курумоче", показатели увеличились в равной степени.

Снижению быть

Несмотря на неоднозначность поступающих данных, аналитики уже предпринимают попытки их интерпретировать и, в частности, предполагают, что даже небольшое снижение и отдельные показатели могут свидетельствовать о начале новой тенденции - замедлении роста международного пассажиропотока в сравнении с внутренним. По словам независимого аналитика Андрея Крамаренко, такая статистика может объясняться изменением курса евро по отношению к рублю. Соответственно, полагает он, в течении следующих месяцев мы увидим увеличивающийся разрыв между динамикой изменения внутреннего и международного пассажиропотоков. "На фоне начавшегося уже в январе процесса изменения курса евро в отношении рубля заметно некоторое изменение международного пассажиропотока на МВЛ в сторону снижения. При этом на ВВЛ такой тенденции нет", - объясняет аналитик. Аргументируя свою позицию, специалист отмечает, что в настоящее время глубина продаж билетов на регулярные рейсы не слишком велика, соответственно, внешние процессы достаточно быстро отражаются на показателях российских перевозчиков и аэропортов. При этом, вероятно, статистика аэропортов может быть даже несколько более показательна, так как Росавиация основывается только на данных российских перевозчиков, в то время как аэропорты ведут также учет пассажиров зарубежных авиакомпаний.

Непоказательная статистика

Аргументами против такой позиции могут стать факты, что, во-первых, значительная доля международных пассажиров приходится на чартерные туристические рейсы, а во-вторых, учитывает перевозки в СНГ. На фоне относительно низких абсолютных значений перевозок на МВЛ из региональных аэропортов, всего один-два борта могут изменить статистику. Кроме того, конъюнктура туристического рынка для каждого региона своя. На одних рынках замена пляжам Египта существует, так как клиенты могут заплатить больше, для других стоимость путевки на альтернативные курорты критична. Что касается рейсов в СНГ, то там поток зачастую формируют трудовые мигранты. Для них курс рубля к евро не является определяющим. Еще одну особенность январского пассажиропотока подчеркивает замдиректора ИК "Регион" Анатолий Ходоровский. По его словам, на полученных показателях уже отразилось проведение Олимпиады в Сочи - уже с конца месяца туда полетели представители организаторов, технический персонал и так далее. Соответственно, данные февраля тоже не будут показательными. По словам А.Ходоровского, какие бы то ни было выводы о тенденциях можно будет делать не раньше середины года. А.Крамаренко, со своей стороны, не считает "олимпийский" пассажиропоток достаточно значимым для того, чтобы изменить общую картину, и полагает, что февральская статистика уже внесет ясность в происходящее. Мнения участников рынка на этот счет разнятся. Мало кто согласен подписываться под такого рода прогнозами, но, с одной стороны, некоторые перевозчики уверены в дальнейшем бурном развитии МВЛ за счет чартерных перевозок и прогнозируют им динамику если не лучшую, чем ВВЛ, то, по меньшей мере, равную. А вот представители аэропорта "Пулково", отвечая на вопросы "АвиаПорта", отметили, что динамика роста ВВЛ в 2014 будет превалировать над показателями на МВЛ.

Пассажиры угомонились

Меньше разногласий вызывает другая тенденция, явно прослеживаемая на примере статистики уже нескольких месяцев - общие темпы роста пассажиропотока снижаются. Специалисты отрасли полагают, что набор высоты продолжит замедляться, хотя пока речь не идет о стагнации или откату к прежним рубежам. Как объясняют аналитики, рост прошлых лет следует считать "взрывным", сейчас он постепенно приходит к среднемировому уровню, оставаясь пока выше этого показателя. Тем более, что раньше значительное увеличение числа пассажиров в процентном отношении к предыдущему периоду объяснялось так называемым "эффектом низкой базы". Теперь же рынок постепенно насыщается, и каждый дополнительный миллион пассажиров оборачивается все меньшим относительным приростом.

/ Новости

Более 140 моделей самолетов и вертолетов бизнес-класса;

Летно-технические характеристики, компоновки салонов, карты дальности полета из Москвы;

Эксклюзивные фото воздушных судов и VIP-интерьеров;

Ориентировочную стоимость авиатехники в 2016-2017 гг;