Добро пожаловать на крупнейший портал бизнес-авиации
Меню
Звериный оскал лоукоста
Звериный оскал лоукоста
С недавних пор слово "лоукост" (Low-Cost) не нуждается в переводе на русский язык. Практически все знают, что в Европе оно обозначает авиакомпанию с дешёвыми билетами. Обычно стоимость перелёта в одну сторону на самолёте такого перевозчика стоит 20-50 евро. Оборотной стороной дешевизны является ограниченный набор услуг, порой спартанские условия в салоне и, как правило, посадка самолёта не в авиахабах.

Почему так дёшево?

Стратегия компании-лоукостера нацелена на снижение расходов всеми возможными способами. Единственное, что никогда не приносится в жертву экономии, – это безопасность. Кстати, по статистике, с судами бюджетных перевозчиков ЧП случаются реже, чем с лайнерами обычных авиакомпаний. Экономическая модель работы небесных дискаунтеров позаимствована у незабвенного Генри Форда. Она представляет собой длинный, непрерывно двигающийся конвейер. Лоукостер "седлает" популярное направление (например, Франкфурт – Лондон) и гоняет борта туда-обратно с максимально возможной частотой. В идеальном случае на "разворот" самолёта в аэропорту тратится менее получаса. За это время экипаж успевает выпроводить пассажиров, убрать салон, заправиться топливом, разгрузить багаж, погрузить новый и принять новую порцию авиатуристов. В результате лайнер эксплуатируется с максимальной финансовой отдачей и его владелец не тратит лишние деньги на оплату стоянки в аэропорту. Обычно воздушные суда у бюджетной компании однотипные и достаточно молодые. Их дешевле эксплуатировать. Лидер лоукостеров ирландская компания EasyJet является одним из крупнейших заказчиков среднемагистральных аэробусов и боингов. На дальние расстояния дискаунтеры не летают. Еще один источник экономии – пользование услугами периферийных аэропортов рядом с крупными европейскими городами. Они менее загружены, следовательно, берут за приём борта меньше, чем их именитые собратья. Классический "жёсткий" лоукостер никогда не станет приземляться в авиахабах Хитроу (Лондон) или Эль-Прат (Барселона). Он предпочтёт им, соответственно, аэропорты Гатвик и Жирону. Они удалены от упомянутых "центров цивилизации" на 100-150 километров и имеют низкий ценник на авиауслуги. Эту "географию" пассажиру лоукостера следует учитывать при планировании маршрута, и нужно заложить 15-20 евро на трансфер от аэропорта до крупного города или места пересадки. Как сообщили "Уралинформбюро" в авиакомпании "ЮТэйр", по описанной выше модели сегодня создаётся бюджетная альтернатива московским аэропортам. Гаванью для лоукостеров (после смены статуса) должен стать военный аэродром Ермолино, расположенный в Калужской области, в 60 километрах от Внуково. Впрочем, пассажиры прежде всего замечают не расстояние до аэропорта, а методы снижения затрат авиадискаунтера, которые касаются сервиса. В стоимость билета не входит перевозка их багажа, питание и напитки на борту. Тот, кому нужны эти услуги, платит дополнительно. Шаг кресел в салоне минимален. За возможность зайти в салон одним из первых и сесть на самое удобное место также придётся доплатить (от 5 до 20 евро). Отдельный разговор о технологии покупки билетов. У лоукостера они почти всегда невозвратные и приобретаются только через Интернет. Регистрацию на рейс пассажиру также следует пройти в Интернете. Тогда это бесплатно. Аналогичная процедура на стойке в аэропорту обойдётся в несколько десятков евро.

Low-Cost по-русски

Россия уже имеет собственный опыт создания компаний-лоукостеров. С 2007 по 2011 годы на внутренних линиях работали отечественные дискаунтеры "Авианова" и Sky Express. Но они так и не смогли выйти на безубыточность и прекратили своё существование в октябре 2011 года. Примерно тогда же в Россию начали заходить международные "бюджетники". В настоящее время их десять. Это Air Berlin и Germanwings (ФРГ), EasyJet (Великобритания), Vueling Airlines (Испания), Air One (Италия), Norwegian (Норвегия), Fly Niki (Австрия), Pegasus (Турция), Air Arabia и Flydubai (ОАЭ). Эти компании построили воздушные мосты от авиахабов своей прописки в некоторые города РФ. Например, Flydubai совершает перелёты из Дубая в Казань, Уфу, Самару, Екатеринбург, Волгоград и Краснодар. Другие иностранные авиаперевозчики обслуживают бюджетные авиалинии также в направлениях на Москву, Санкт-Петербург и Новосибирск. Из городов Большого Урала вниманием международных лоукостеров пользуется только Екатеринбург. Отсюда помимо Flydubai летает Air Arabia в Шарджу (ОАЭ). В масштабах России наилучший выбор бюджетных рейсов готова предоставить Москва. В первую очередь, из-за своей близости к Европе по сравнению с тем же Екатеринбургом. Из столицы компании-лоукостеры летают по 14 направлениям. В том числе в Лондон, Вену, Кельн, Мюнхен, Барселону. Летом 2013 года депутаты Госдумы РФ, под давлением отечественного авиационного лобби, заговорили о необходимости изменения законодательства с тем, чтобы появились условия для создания отечественного авиадискаунтера. В частности, они решили позволить компаниям продавать невозвратные авиабилеты, исключить обязательное питание на борту и ввести платёж за каждое место багажа. Вскоре после возникновения такого информационного мейнстрима тему поддержал "Аэрофлот". Гендиректор компании Виталий Савельев сообщил, что если упомянутые поправки в Воздушный кодекс будут приняты, то уже весной 2014 года к выполнению коммерческих полётов приступит 100% "дочка" "Аэрофлота" - лоукостер "Добролёт". Его тарифы будут на 20-40% ниже, чем у материнской компании. Уровень комфорта также окажется пониженным. "Это будут кресла, как в электричке, они не будут откидываться, они будут плотно посажены, там будет жестко с багажом, заказ билетов только через Интернет", – пояснил В.Соловьёв. На начальном этапе новая авиакомпания планирует выполнять полеты по наиболее востребованным маршрутам европейской части России. Как пояснили "Уралинформбюро" в авиакомпании "Уральские авиалинии", подобная модель вполне жизнеспособна: "Выйти на этот рынок достаточно просто – дать низкие цены, и часть пассажиров сама перейдет. Этого достаточно. Расходы на "раскатывание" рейса минимальны". Также в бюджетный сегмент намерены выйти "ЮТэйр" и ряд других отечественных авиакомпаний. Впрочем, "ЮТэйр" пока отрабатывает модель "мягкого" лоукостера. "Сегодня мы создаем и будем внедрять гибридную модель авиаперевозок, - говорит представитель компании. - Использование новейших самолетов, компоновка кресел с максимальной емкостью, использование альтернативного аэропорта. Мы надеемся, что внедрение такой модели расширит категорию российских граждан, которые смогут пользоваться авиатранспортом".

Советы от народных умельцев

Прямой перелёт из Москвы в Лондон (в начале декабря 2013 года) на лоукостере EasyJet обойдётся в 2,5 тысячи рублей. Ближайшие конкуренты "Аэрофлот" и "Трансаэро" берут от 12 тысяч, British Airways хочет уже 40 тысяч. Но не торопитесь с выводами. Чтобы в полной мере воспользоваться ценовыми преимуществами лоукостера, пассажиру надо освоить несколько специальных приёмов. Во-первых, это, конечно же, покупка билетов и регистрация на рейс через Интернет. Причём в ходе процедуры оформления заказа надо быть внимательным и вовремя отказаться от ненужных платных услуг (багаж, страховка, выбор места в салоне). Во-вторых, необходимо решить вопрос питания. Еда на борту лоукостера платная и недешёвая. В то же время стоит учесть, что большинство таких компаний работают на рейсах продолжительностью 2 - 4 часа. Это меньше, чем рекомендуемый диетологами перерыв между приёмами пищи. Ничто не мешает путешественнику составить свой гастрономический график так, чтобы не испытывать муки голода в период полёта. На всякий случай можно взять с собой в салон классический НЗ военных лётчиков – шоколад и сухое печенье. Правила авиакомпаний этого не запрещают. Отдельная история – перевозка на борту "дешёвого самолёта" личных вещей. Как уже говорилось, за багаж пассажирам лоукостера приходится доплачивать. Например, перевозка одного места весом до 20 килограммов на борту Flydubai обойдётся в 50 дирхамов (около 400 рублей). Но это если пассажир приобрёл разрешение на багаж через Интернет не позднее, чем за 4 часа до вылета. Если же турист озаботился перевозкой своих вещей только в аэропорту, то за каждый килограмм, сдаваемый в багаж, ему придётся заплатить от 12 до 55 дирхамов – в зависимости от направления полёта. До 7 килограммов багажа пассажир Flydubai может взять в салон бесплатно в виде ручной клади. При условии, что салонная сумка впишется в габариты 56 x 45 x 25 сантиметров. Почти такие же ограничения на ручную кладь у всех лоукостеров. Исключение – EasyJet, которая придерживается правила – одно место багажа на пассажира (никаких дамских сумочек или пакетов из duty-free плюсом!) вышеуказанного размера без ограничения веса. Большинство же компаний (например, Ryanair, Wizzair) разрешает везти в салоне до 10 килограммов, но максимальный размер клади у них несколько меньше – 55 x 40 x 20 сантиметров. Именно на такие габариты стандартно ориентируются почти все любители дешёвых полётов в мире. Ряд компаний, специализирующихся на товарах для туристов, наладили выпуск специальных кабинных рюкзаков, вписывающихся точно в указанные размеры. Наибольшей популярностью у туристов пользуется 44-литровый Cabin Max Backpack. Купить такой можно в Интернете. Его название уже стало нарицательным для всех "кирпичеобразных" рюкзаков для ручной клади. Опыт показывает, что в Cabin Max входит всё необходимое одному человеку на отдыхе или в командировке. Исключение составляют дайверы, альпинисты и наиболее тяжеловооружённые фотографы, которым приходится везти с собой баллоны, ледорубы, штативы. Подавляющее большинство остальных авиатуристов, при наличии у них рюкзака-кирпича, могут вообще не сдавать вещи в багаж. Наиболее продвинутые уже научились обходить ограничения авиакомпаний на вес ручной клади. Тяжёлые предметы – аккумуляторы, планшеты, объективы, вспышки – не кладутся в сумку, а рассовываются по карманам одежды. Нередко при этом применяется разгрузочный жилет типа Вассерман-стайл и карго-штаны с дюжиной карманов. Однако следует помнить, что представители некоторых компаний-лоукостеров считают каждый подобный предмет гардероба отдельным местом багажа и требуют заплатить за него. Без сомнения, что с ростом популярности лоукостеров в России, а тем более после возрождения отечественных перевозчиков-дискаунтеров наши туристы изобретут новые методы, позволяющие уложиться в весогабаритный лимит ручной клади. Уже проводятся эксперименты по надеванию шорт под джинсы и сразу трёх-пяти рубашек-гаваек под два пиджака. Все, что удалось надеть на себя, облегчает дорожную сумку…

/ Новости

Более 140 моделей самолетов и вертолетов бизнес-класса;

Летно-технические характеристики, компоновки салонов, карты дальности полета из Москвы;

Эксклюзивные фото воздушных судов и VIP-интерьеров;

Ориентировочную стоимость авиатехники в 2016-2017 гг;