Добро пожаловать на крупнейший портал бизнес-авиации
Меню
Интернет полетел
Интернет полетел
В начале ноября Федеральное управление гражданской авиации США (FAA) разрешило пассажирам пользоваться мобильными устройствами на стадии взлета и посадки самолета. При этом гаджеты надо переводить в так называемый авиарежим, то есть должны быть отключены все беспроводные интерфейсы, которые могут создавать помехи: GSM-модуль, Wi-Fi и Bluetooth. Теперь пассажирам (правда, пока только американских авиакомпаний) разрешается держать электронные устройства включенными в течение всего полета. На российских перевозчиков рекомендации FAA в данном вопросе, естественно, не распространяются. «Деятельность российских авиакомпаний регулируется Росавиацией и IATA, которые пока не меняли своих директив об использовании гаджетов. На наших бортах они по-прежнему должны быть отключены на взлете и посадке», — напоминает пресс-секретарь авиакомпании UTair Елена Галанова. «Возможность использования электронных приборов во время взлета и посадки — дело будущего, когда будут проведены многосторонние исследования по данному вопросу», — добавляют в пресс-службе «Аэрофлота». Между тем еще несколько лет назад Apple доказала, что поставленный в авиарежим плеер iPod не создает помех навигационному оборудованию самолета. Возможно, решение FAA связано с тем, что управление придерживается такой же точки зрения. Тем более что, как считают эксперты, именно гаджеты станут главным развлечением на борту, потеснив привычные мониторы в спинках кресел. Во-первых, персональные смартфоны, планшеты и ноутбуки предполагают максимальную кастомизацию развлекательной программы под вкусы пассажиров. Во-вторых, число гаджетов на руках неуклонно растет. И в-третьих, происходит развитие сервисов по предоставлению Интернета на борту, то есть на своем устройстве можно будет смотреть даже потоковое видео прямо в полете. Отказ от мультимедийной системы может сэкономить немало денег авиакомпаниям при заказе новых самолетов — уже без мониторов (а пассажирам, у которых нет с собой гаджетов, авиакомпания, к примеру, может предоставлять свои планшеты). «Экономия на установке системы ТВ-панелей в креслах на широкофюзеляжных бортах может составить $8—9 млн, — говорит исполнительный директор компании «Трансаэро» Александр Криничанский. — А представьте, что мультимедийная система — это еще и десятки километров проводов, что утяжеляет самолет. Так что переход на индивидуальную систему развлечений — это вопрос времени». По оценкам экспертов, процесс займет порядка 3—5 лет. И загвоздка пока лишь в том, что система мультиплексных точек доступа, которые «раздают» контент с одного сервера на персональные устройства, пока не сертифицирована. Впрочем, как ожидают представители отрасли, в течение полутора-двух лет она пройдет сертификацию. «И после этого произойдет одномоментная технологическая революция. Мир уже сейчас идет по пути BYOD (bring your own device — «приноси свое устройство»), когда даже в офисы сотрудники приходят со своими ноутбуками. Это же будет актуально и в авиации уже совсем скоро», — уверен Криничанский. Пассажиры смогут не только использовать свои гаджеты для получения контента с сервера, установленного на борту, но и получить доступ в Интернет. Пока эта услуга достаточно дорогая, но, по мнению экспертов, через несколько лет она станет массовой. Для этого все самолеты (как минимум эксплуатируемые на длительных маршрутах) необходимо оснастить оборудованием для доступа в Сеть. Да и сам Интернет должен стать доступным по цене и быстрым. В США сегодня уровень проникновения Интернета составляет, по оценкам Wall Street Journal, 60% — для больших пассажирских самолетов (в статистику не входят региональные лайнеры вместимостью менее 100 кресел). По прогнозам экспертов, к концу 2015 года проникновение «бортового Интернета» вырастет в США до 85%. В России пока лишь две авиакомпании предлагают пассажирам услугу доступа в Интернет в полете. Первой высокоскоростной широкополосный доступ в Сеть обеспечила компания «Трансаэро», у которой к началу следующего года будет оснащено интернет-оборудованием уже около 30 средне- и дальнемагистральных самолетов. А у «Аэрофлота», как ожидается, к концу года будут летать 19 бортов с Интернетом. О заинтересованности в запуске такой услуги для пассажиров говорила также и компания S7, но пока она не реализовала этот проект. В UTair сообщили, что планируют запуск первых самолетов с доступом в Сеть в 2014 году. На сегодняшний день существуют четыре разные технологии организации доступа в Сеть. Точнее, их три, но в ближайшее время появятся борта с новой, более быстрой скоростной системой. Внутри самолета Интернет в любом случае «раздается» на гаджеты пассажиров при помощи Wi-Fi-роутеров (то есть почти как дома или в кафе). А вот связь с внешним миром у всех разная. Одна из технологий Air-To-Ground (ATG) базируется на доступе в глобальную паутину через сотовые сети. На приемник, расположенный на фюзеляже самолета, передается канал со скоростью всего 3—10 Мбит/с. (то есть даже медленнее, чем домашний Интернет), который потом раздается в самолете. В принципе скорости хватило бы даже на потоковое видео в обычном качестве, на голосовую и видеосвязь и спокойный браузинг в Интернете. Но только в том случае, если бы этот канал использовался одним, максимум двумя устройствами. Но в самолете летают сотни пассажиров, и если хотя бы десять из них будут делить между собой эти скорости, результат будет разочаровывающим. Есть и другая (правда, еще более медленная) технология доступа в Сеть — L-Band (ее почему-то выбрал для себя «Аэрофлот»). Это уже не сотовая, а спутниковая система доступа, которая получает данные с группировки спутников Inmarsat. Несмотря на то, что спутниковые технологии, кажется, должны быть более продвинутыми, по факту скорость доступа критически низкая — всего 400—900 Кбит/с, она уступает даже 3G-интернету от сотовых операторов на земле (средняя скорость которого в Москве — на уровне 1—3 Мбит/с.). В авиакомпаниях, которые используют эту систему для доступа в Сеть, поясняют свой выбор малыми размерами и весом наружной антенны, что положительно сказывается на расходе топлива. Правда, учитывая скоростные характеристики доступа, установка этого приемника в значительной степени утрачивает смысл. Видимо, из-за использования L-Band у «Аэрофлота» действует помегабайтная система оплаты и весьма суровые тарифы (учитывая даже акцию по двойному увеличению трафика, компания продает пакеты: 6 Мб — за $8, 18 Мб — за $22 и 38 МБ — за $40). Подходит это только тем, кому очень надо проверить почту (на большее скоростей не хватит) и кто готов расстаться за это с немаленькими деньгами (учитывая, что 6 Мб, по современным меркам, — это размер снимка со смартфона). «Трансаэро» изначально подошла к делу иначе. «Мы изучили ситуацию и выбрали самую современную на сегодняшний день технологию — Ku-Band. Эта система сложнее, поскольку требуется роуминг между спутниками, зато это уже настоящий широкополосный доступ с трансляцией канала до 50 Мбит/с.», — рассказали нам в компании. А этого уже достаточно для одновременного полноценного браузинга двух-трех десятков пассажиров. Или для онлайн-стриминга видео на 5—10 пользователей. При этом тарифы на бортовой Интернет у «Трансаэро» тоже выглядят более дружелюбными. Во-первых, они безлимитные, а не помегабайтные. То есть можно не думать о том, что вот эти три снимка из Instagram или одна презентация во вложении стоили $8. А во-вторых, ценник за безлимитные планы вполне подъемный. Правда, выгоднее покупать пакет сразу на весь перелет: один час на дальнемагистральных рейсах стоит 400 рублей, а на всем протяжении пути — 800 рублей. Что вполне оправданно, например, на 8—12-часовых маршрутах в Азию или Северную Америку. На среднемагистральных перелетах час в Интернете обойдется в 300 рублей, а за Интернет нон-стоп на всем пути — 600 рублей. Кроме того, в планах компании — переход на еще более совершенную систему доступа Ka-Band, которая предполагает внушительный канал до 12 Мбит/с. на каждого пассажира. «Наши новые Airbus A380 поступят уже с оборудованием, поддерживающим Ka-Band. Правда, первые спутники, которые будут работать в этом стандарте, полетят лишь в 2014 году, а полная группировка из 16 спутников будет организована только к 2016 году. Но зато тогда можно будет говорить о скоростном Интернете уже как о массовой услуге по еще более привлекательным ценам», — говорит Александр Криничанский.

/ Новости

Более 140 моделей самолетов и вертолетов бизнес-класса;

Летно-технические характеристики, компоновки салонов, карты дальности полета из Москвы;

Эксклюзивные фото воздушных судов и VIP-интерьеров;

Ориентировочную стоимость авиатехники в 2016-2017 гг;