Добро пожаловать на крупнейший портал бизнес-авиации
Меню
Открытого неба тридцать лет ждут
Открытого неба тридцать лет ждут
"Единое Евразийское небо" может появиться к 2025 году, считают в Евразийской экономической комиссии, сейчас специалисты готовят соответствующую "дорожную карту". А вот рассчитывать на скорую полную либерализацию воздушных сообщений с другими странами вряд ли приходится - чиновники опасаются за будущее российских перевозчиков в условиях растущей конкуренции. То есть послабления, конечно, обещают, но абсолютной свободы не будет. Расширять воздушное сообщение, вплоть до полной либерализации, Россия начнет в узких кругах - в рамках Единого экономического пространства (ЕЭП) с Казахстаном и Белоруссией. Как рассказали агентству "АвиаПорт" в Евразийской экономической комиссии, в настоящее время орган приступил к подготовке проекта "дорожной карты" по формированию "Единого Евразийского неба" и плана мероприятий. Планируется, что дорожная карта будет представлена министрам транспорта трех стран в декабре текущего года. Также сейчас идет работа по отражению вопросов формирования "Единого Евразийского неба" в готовящемся проекте Договора о Евразийском экономическом союзе. "В рамках соответствующего приложения (Раздел II "Воздушный транспорт" Приложения № 21 к проекту Договора о Евразийском экономическом союзе - "АвиаПорт") договора планируется закрепление базовых положений, задач, принципов, приоритетов и основных этапов создания общего рынка авиационных услуг", - говорят в ЕЭК. Согласно планам комиссии, формирование "единого небо" будет проходить в несколько этапов. К 2015 году должен быть разработан, согласован и принят пакет программных документов. Еще через пять лет начнется гармонизация законодательства трех стран, формирование общей системы управления воздушным движением (УВД), и, соответственно, проведение согласованной политики по реализации тех мер, которые будут приняты на первом этапе. В течение 2020-2025 годов ожидается завершение гармонизации законодательной и нормативно-правовой базы государств-партнеров и обеспечение открытого доступа российских, белорусских и казахских авиакомпаний на рынок воздушных перевозок и авиационных услуг в рамках ЕЭП. В ЕЭК считают, что реализация проекта "единого неба" будет способствовать не только скорейшему развитию авиакомпаний, но и повышению уровня безопасности воздушного движения. "Целью общего рынка авиационных услуг и единой зоны воздушного транспорта - "Единого Евразийского неба" - является повышение стандартов безопасности воздушного движения, а также стремление к устойчивому развитию системы воздушного транспорта стран участниц ТС и ЕЭП", - сказали "АвиаПорту" в комиссии. Вместе с тем, в российском Минтрансе говорят, что работа проходит не без проблем - Казахстан, со своей стороны, неохотно идет на встречу, защищая интересы национального перевозчика. "Россия предлагает полностью снять ограничения, Казахстан защищает Родину, Белоруссия вроде бы согласна", - прокомментировал ситуацию заместитель директора департамента государственной политики в области гражданской авиации Минтранса Сергей Сескутов. Однако же, по словам С.Сескутова, российская сторона проявляет такую лояльность далеко не ко всем соседям. В беседе с журналистами он объяснил, что транспортное ведомство, несомненно, постоянно ведет работу, направленную на либерализацию воздушного законодательства, но рассчитывать на "открытие неба" для европейских перевозчиков не приходится. "Пока есть Президент Российской Федерации и Английская королева, мы будем продолжать писать ноты", - сказал он, отвечая на вопрос о том, когда авиакомпании получат возможность летать в Россию, не спрашивая разрешения у правительственных структур. Позицию Минтранса он объяснил тем, что если открыть российское воздушное пространство европейцам, то российские авиакомпании не выдержат конкуренции. В своем выступлении в рамках форума "DME-Connection 2013" С.Сескутов сказал, что, с точки зрения экономической безопасности отечественных перевозчиков, разумнее было бы упрощать отношения не с Евросоюзом в целом, а с отдаленными странами. Чиновник при этом заметил, что считает достаточным количество перевозчиков, работающих на ряде европейских направлений. "В Германию летает шесть пассажирских компаний на каждую пару городов. Куда больше? В Лондон - четыре", - прокомментировал он свою позицию. Вместе с тем, С.Сескутов не отрицал, что необходимо расширять права пассажирских авиакомпаний, предоставлять им больше возможностей по использовании всевозможных механизмов взаимодействия с российскими перевозчиками. "При принятии каких-то решений по открытию рынка, либерализации, надо учитывать интересы всех игроков. Не только перевозчиков, но и аэропортов, путешествующей публики, грузоотправителей, и, тем самым, находить баланс интересов, чтобы никакие резкие политические действия не наносили ущерба всем участникам рынка", - сказал он в своем выступлении. В частности, помочь развитию связей между государствами могли бы, например, послабления визового режима, запланированные для одиннадцати российских аэропортов. Эксперты рынка считают, что в описанных случаях - открытия неба в ЕЭП и с Европой - ситуации фактически зеркальные: в первом случае российская сторона получает преференции, во втором - их теряет. "Если пойти на принцип "открытого неба" с Европой, то придется отказаться от довлеющей роли национальных перевозчиков в организации перевозок между странами. Это даст возможность европейским низкобюджетным компаниям значительно расширить присутствие на российском рынке", - говорит заместитель генерального директора инвестиционной компании "Регион" Анатолий Ходоровский. Помимо этого, аналитик напоминает, что одной из особенностей действующих межправительственных соглашений остается необходимость согласования с российскими авиакомпаниями и Минтрансом тарифов, действующих на тех или иных направлениях, и отказ от этого ограничения действительно может привести к созданию более напряженной конкурентной среды для отечественных перевозчиков. С другой стороны, согласно законам рынка, для эффективных компаний это не представляет особой угрозы. "С Белоруссией и Казахстаном ситуация обратная - у нас больше перевозчиков, с ними местным авиакомпаниям сложнее будет конкурировать. Поэтому государства-партнеры будут защищать свой рынок", - говорит А.Ходоровский, подтверждая тезис о зеркальности ситуации.

/ Новости

Более 140 моделей самолетов и вертолетов бизнес-класса;

Летно-технические характеристики, компоновки салонов, карты дальности полета из Москвы;

Эксклюзивные фото воздушных судов и VIP-интерьеров;

Ориентировочную стоимость авиатехники в 2016-2017 гг;