Добро пожаловать на крупнейший портал бизнес-авиации
Меню
Пул запчастей для самолетов зарубежного производства в России: рост неизбежен
Пул запчастей для самолетов зарубежного производства в России: рост неизбежен
Российской авиации не хватает размаха и бешеных темпов роста китайской, однако совокупный парк российских авиакомпаний в порядка 500 ВС западного производства все же весьма велик. В отличие от Китая, Россия всего в двух-трех часах лёта от Европы, где расположены и производственные мощности, и склады запчастей, и сервис-центры ведущих производителей. Поэтому потребность в организации пулов внутри страны здесь выражена не так остро, как в Китае или других азиатских странах. Есть, правда, один фактор в пользу местного стока: практически любой самолет западного производства, эксплуатируемый в России, регулярно совершает посадку в Москве. Поэтому централизованный пул, расположенный в столице, вполне эффективно обслуживал бы весь регион. Регулирующие органы в принципе, восприимчивы к мысли о необходимости внутреннего склада запчастей для обеспечения потребностей авиаперевозчиков. В России действует специальная зона, в которой импортированные запчасти не облагаются таможенными сборами и НДС до момента фактической продажи эксплуатанту. Кроме того, Россия вступила в ВТО, и этот факт должен со временем, хоть и не мгновенно, обеспечить определенные гарантии зарубежным поставщикам. Зарубежные компании уже приступили к созданию в России достаточно обширных складов запчастей, которые пока пополняются за счет поставок из европейских хабов в Нидерландах, Англии и Германии. Но общее направление задано, и оно очевидно. Если в российской авиатранспортной отрасли сохранится здоровый рост, и правительство будет придерживаться западной практики в области налогообложения запчастей, в Москва в самое ближайшее время могут появиться крупные склады конструктивно-сменных блоков (LRU). Процесс их создания и комплектации пойдет быстрее и эффективнее, если поставщики найдут себе "правильных" партнеров в российской авиации. Так, компании Airbus и S7 Engineering договорились развивать партнерство в области подготовки технического персонала для обслуживания A320. В освоении российского рынка помогает физическое присутствие или географическая близость к России, понимание местной специфики. "Российский рынок продолжает расти, и мы намерены расти вместе с ним", — резюмирует Паулюс Каваляускас, директор по развитию департамента компонентов и материалов FL Technics. Эта компания, расположенная в соседней с Россией Литве, хорошо знакома с российскими реалиями. Два года назад FL Technics открыла в Москве дочернее предприятие FL Technics Line и разместила в аэропорту Внуково запас критически важных компонентов для экстренной замены в случаях невозможности вылета из-за технических неисправностей (AOG) для самолетов семейства Airbus A320, Boeing 737 и Bombardier CRJ200. Основные склады компании расположены в Вильнюсе. "Имея собственную базу в России, мы также предлагаем логистические услуги и помогаем эксплуатантам с процедурами таможенной очистки, сокращая сроки поставок", — говорит Каваляускас. По его словам, компания может организовать доставку запчастей из Вильнюса в день заказа или следующим утром. Все таможенные процедуры оформляются менее чем за сутки после получения заказа. В планах FL – географическое расширение в России и создание дополнительных складов. Лондон остается предпочтительным местом для содержания некоторых запчастей, в том числе компонентов систем и органов управления 737NG и т. д. Другие комплектующие для 737NG и 737 Classic, FL предпочитает поставлять из Варшавы. "Иногда мы даже задействуем наши стоки в Куала Лумпуре или Чикаго", - рассказывает Каваляускас. Тем не менее, компания стремится расширить ассортимент запчастей для наиболее популярных типов ВС в России (включая двигатели и ВСУ) , а также пополнить его за счет компаний, с которыми FL связывают партнерские отношения или дистрибьюторские соглашения, в том числе Seal Dynamics, Heico и Kellstrom. Особая экономическая зона на базе аэропорта Ульяновск-Восточный находится в порядка 900 км от Москвы. Аэропорт является крупным грузовым узлом, здесь базируется авиакомпания "Волга-Днепр" и предприятие "Авиастар", выпускающее самолеты марки "Антонов" и "Туполев". Ульяновск – логичное место для размещения склада запчастей, необходимых для производства тяжелых форм ТО, поскольку складские площади здесь дешевле, чем в Москве, готовые помещения для производства работ по ТОиР есть, и налогообложение льготное. Эти факторы способствовали решению руководства FL Technics создать в Ульяновске базу технического обслуживания и склад запчастей, общей площадью 16000 кв. м. Таким образом инвестиции, необходимые для формирования стока запчастей, существенно снизятся и примерно сравняются с затратами, которые несет любой оператор, создавая склад где-нибудь в Европе. В настоящее время импорт запчастей в Россию автоматически означает уплату 18% НДС и в некоторых случаях таможенных пошлин. "Работая в особой экономической зоне, вы освобождаетесь от необходимости резервирования этих дополнительных средств, поскольку налоги и сборы уплачиваются в тот момент, когда товар поставляется заказчику", - объясняет Каваляускас. Другие компании двигаются в том же направлении. Однако, предупреждает Каваляускас, "несмотря на всю привлекательность этого рынка, работать здесь очень сложно, много времени и сил уходит на то, чтобы просто разобраться в ситуации, не говоря уже о запуске бизнеса". Он допускает, что те компании, которые уже работают с российскими заказчиками, в ближайшее время могут попытаться выйти на местный рынок, однако новичкам, начинающим знакомство с Россией "с нуля", на это понадобится несколько лет. Компания AJWalter Aviation более двадцати лет обеспечивает техническую поддержку российских эксплуатантов, находясь в Великобритании. Она содержит в московском аэропорту Домодедово и в Красноярске склад запчастей, обслуживаемых по состоянию, и расходных на 30 млн долл. Компания также рассматривает возможность разместить склад во Внуково или других городах, говорит Роджер Вольстенхолм, директор по продажам. По его словам, ежегодно компания продает в Россию и страны СНГ запчастей на 100 млн долл. Изначально продажи были нацелены на поддержку парка А320 авиакомпании "Сибирь", но планируется расширить ассортимент на 737 Classic и NextGen, возможно и на другие типы Boeing. Вольстенхолм делает ставку на разработку кастомизированных решений на базе стандартных программ AJW, в том числе "почасовая" оплата обслуживания двигателя исходя из налета (power-by-the-hour), поставка АТИ, составление программ ремонта двигателей и комплектующих компанией AJW Technique. На это подразделение возлагаются особые надежды. В AJW также присматривались к особой экономической зоне, но выяснили, что ее преимущества все таки ограничены по сравнению с тщательно отлаженной и эффективной логистической цепи из Великобритании. Работа с российской таможней по-прежнему создает проблемы, которые лишь отчасти решаются посредством локализации склада. Так, процедура таможенной очистки по-прежнему остается непредсказуемой, несмотря на значительный опыт AJW в минимизации задержек, оформлении документов и отслеживании поставок. Вольстенхолм предполагает, что к процессу комплектации пула запчастей в России подключатся другие компании. Например, холдинг "Инжиниринг", один из крупнейших провайдеров услуг по ТОиР в России, материнская компания S7 Engineering, заказывает на условиях консигнации запчасти на сумму около 5 млн долл. у компании AeroTurbine, дочернего предприятия лизинговой компании International Lease Finance Corp. База в Домодедово позволяет холдингу поставлять запчасти клиентам в течение суток. Имеющийся запас агрегатов для самолетов Boeing 737 и семейства A320 включает шасси, тормоза, авионику, топливные насосы и приводы. В июне этого года компания AAR Corp. подписала меморандум о намерениях открыть центр запчастей в Ульяновске к середине 2014 года, а также базу ТОиР там же в 2015 году. В настоящее время AAR поставляет российским эксплуатантам запчасти со складов в Амстердаме, Лондоне и Ганновере, а также в случае необходимости задействует склады в США, на Ближнем Востоке и в Азии. Карл Гловер, вице-президент по продажам AAR говорит, что Амстердам стал штабом для бизнеса в России и странах СНГ. Именно здесь AAR держит запчасти, обслуживаемые по состоянию на замену, а также расходные материалы для срочных поставок, в том числе в ситуациях AOG. В офисе AAR работают русскоязычные сотрудники, которые разбираются в тонкостях российской логистики и оформления документации. По словам Гловера, рост пула запчастей в России связан не только с ростом парка самолетов западного производства, но и со старением самолетов, ставших основой этого парка, и теперь требующих все большего объема работ по ТОиР и запчастей. Он также отмечает, что благодаря Интернет-ресурсам российские авиакомпании быстрее определяют, у какого поставщика имеется нужная запчасть. Гловер рассказал, что по мере реализации российского проекта AAR будет размещать склады наиболее востребованных запчастей и расходных ближе к России. По его словам, компания рассмотрит партнерства с местными организациями в рамках конкретных бизнес-кейсов с позиции пользы от таких партнерств для конечного клиента. Партнер консалтингового агентства Oliver Wyman Крис Спаффорд напоминает, что сток запчастей западных производителей в России будет расти опережающими темпами, поскольку эти компоненты нужны не только для Boeing, Airbus и Bombardier, но и для самолетов Superjet. По его словам, проникновение на рынок для новых игроков осложнено тем, что большая часть самолетов западного производства сконцентрирована в парках небольшого количества эксплуатантов: примерно 70% самолетов эксплуатируются пятью авиакомпаниями. Геополитические и бюрократические факторы еще больше усложняют дело, однако "некоторые сдвиги заметны по ряду вопросов". По мере роста совокупного парка геополитические трения ослабевают, кроме, пожалуй, отношений между Россией и США. Вступление России в ВТО пока не отразилось в местном законодательстве. "Вести бизнес в России по-прежнему довольно сложно, - предупреждает Стаффорд. – Становится проще, но все же это далеко от Западной Европы". Даже особая экономическая зона в Ульяновске не слишком упрощает задачу. "Чтобы воспользоваться ее преимуществами, вам необходим российский партнер". Спаффорд отмечает аналогии между авиационными рынками России и Китая, за тем исключением, что все 500 российских самолетов западного производства сравнимы по численности с парком одной китайской авиакомпании, China Southern.

/ Новости

Более 140 моделей самолетов и вертолетов бизнес-класса;

Летно-технические характеристики, компоновки салонов, карты дальности полета из Москвы;

Эксклюзивные фото воздушных судов и VIP-интерьеров;

Ориентировочную стоимость авиатехники в 2016-2017 гг;