Добро пожаловать на крупнейший портал бизнес-авиации
Меню
Следите за мусором радарами
Следите за мусором радарами
В ходе взлетов-посадок с самолетов редко, но все же что-то может отваливаться, и чем более интенсивное движение в аэропорту, тем больше там таких случаев. Обломки на ВПП опасны для других самолетов, и их надо оперативно обнаруживать и удалять, но вот беда: в загруженных аэропортах на это не так много времени, но есть радары… Периодическая очистка аэродромной ВПП и РД от мусора, как зимой, так и летом требует определенных затрат времени и ресурсов. Необходимы технологические перерывы, но с одной стороны это необходимая мера по обеспечению полетов, с другой – простой самолетов в аэропорту… В ходе очистных мер «пылесос» (спецавтомобиль) движется по самой ВПП, и, естественно, полосой пользоваться невозможно. Для того, чтобы преодолеть три-четыре километра, требуется считанные минуты, но на организацию «заезда» также требуется время, и его обычно приурочивают к технологическим перерывам в работе аэропорта. Таких перерывов немного, и в результате в аэропорту, обслуживающем, к примеру, 800 взлетов-посадок в сутки, требуется выкроить время для пяти технологических перерывов! Но даже если эффективность мер будет стопроцентной, этого нельзя будет сказать о безопасности ВПП. Ведь в пиковое время промежутки между взлетами-посадками могут сокращаться до 2 минут, следовательно, после каждой очистки с ВПП взлетят или на нее сядут многие десятки, а то и сотни самолетов. Вспомним, что катастрофа «Конкорда» произошла по вине постороннего объекта, попавшего на ВПП всего за пять минут до взлета злополучного лайнера – и окажется, что, несмотря на чистки, в «зону риска» все равно попадает подавляющее большинство рейсов. Статистика повреждений самолетов посторонними объектами в крупных аэропортах достаточно обширная, и то, что подавляющее большинство таких случаев не угрожает непостредственно безопасности полетов, не радует. Единственный выход – осуществлять постоянный мониторинг состояния полосы. Визуальные наблюдения не слишком эффективны, поскольку операторы быстро устают, поэтому основную задачу по выполнению поиска приходится возлагать на радары и компьютерные системы обработки сигнала. Ну а для снижения влияния на сигналы прочего аэропортового оборудования, этих радаров должно быть много. В наученном горьким опытом французском аэропорту Шарль де Голль, а также в бостонском Логане, тель-авивском Бен Гурионе и тайском Суварнабхуми установлена и успешно функционирует система FODetect разработки израильской фирмы Xsight Systems. Состоит она из большого количества модулей, расположенных по обоим сторонам ВПП, сервером обработки данных, операторских и мобильных консолей. Каждый модуль снабжен радаром миллиметрового диапазона малой мощности, позволяющим «видеть» где-то на полсотни метров, и их нужно немало – по два на каждые 60 метров ВПП. Зато в итоге на полосе после каждого взлета-посадки создается сплошное радарное поле, при появлении в котором постороннего объекта автоматически направляется сигнал тревоги на операторскую консоль. И мышь не проскочит незамеченной! Но именно наличие мышей и птиц способно снизить эффективность радара: они, попав на ВПП, дают такой же сигнал, как и отвалившаяся от самолета железка, но при приближении авто сами покидают полосу. Получается «ложное срабатывание»… Поэтому перед выдачей тревожного сигнала FODetect пытается определить, с чем она имеет дело, оценивая размеры и проверяя, подвижна или нет «цель». В последние модели добавлен даже алгоритм, который позволяет определять приблизительные размеры движущихся объектов (чаще всего это птицы) и отслеживать их перемещения – в теории, это может позволить аэропортовым орнитологам найти какие-то закономерности в размещении и движении птиц по ВПП и на основании этого принять какие-то меры. Но все это – только полезные добавки, а окончательную классификацию объектов на ВПП по-прежнему должен выполнять человек. Именно поэтому в состав модуля Xsight входит и оптическая камера, и после обнаружения «неровности» на ВПП система не только сообщает об этом факте оператору, но и показывает ему тот участок полосы, где она находится. Конечно, в дождь да туман это не особенно помогает, но в сочетании с радаром дает отличные результаты. После классификации объекта как угрозы остается только его найти и убрать с полосы. Это несложно: система с подачи оператора передает его координаты и изображение на мобильную консоль, смонтированную в кабине автомобиля (ее оператор может и самостоятельно обнаружить и идентифицировать»цель»). Автомобиль движется по сигналам GPS к указанной точке, окончательное наведение осуществляется по лучу лазерного указателя, встроенного в каждый модуль. Поскольку ничего не надо искать, задержки операций на ВПП минимальные: на то, чтобы добраться до «цели» и убрать ее, иной раз требуется всего около минуты! Каждый случай обнаружения документируется системой и доступен для дальнейшего исследования вместе с соответствующими данными от радара и камер. И таких случаев уже полно, и оперативное удаление угроз с ВПП однозначно говорит в пользу изделия Xsight. В минусе, естественно, цена, которая весьма велика, и поэтому подобная система доступна только для крупных и достаточно бурно развивающихся аэропортов, максимально использующих пропускную способность своих ВПП. Но даже их не привлекла бы FODetect, если бы ее разработчики не предусмотрели бы возможность установки оборудования без закрытия полосы. Решение было простым: монтировать модули вместо штатных огней по сторонам ВПП. Там и готовые стаканы есть, и электричество подведено, а включение в состав модуля еще и огня на замену снятого не слишком сильно увеличивает итоговую стоимость (вдобавок огонь, ближайший к постороннему объекту, миганием дополнительно указывает его положение) . Но зато монтирование модулей может проходить (и проходит) без закрытия ВПП, в краткие технологические перерывы и по ночам, когда движение не такое интенсивное. Так что осталось провести обучение персонала, проверить его работу – и все, на ВПП больше не будет проблем с мусором. Да и вообще наблюдать за происходящим на ВПП становится гораздо удобнее. Более того, в долговременной перспективе система может и окупиться. По утверждению разработчика, ее использование способно дать аэропорту дополнительно до 3-4 слотов в час!

/ Новости

Более 140 моделей самолетов и вертолетов бизнес-класса;

Летно-технические характеристики, компоновки салонов, карты дальности полета из Москвы;

Эксклюзивные фото воздушных судов и VIP-интерьеров;

Ориентировочную стоимость авиатехники в 2016-2017 гг;