Добро пожаловать на крупнейший портал бизнес-авиации
Меню
Роствертол: господдержка вместо страусов
Роствертол: господдержка вместо страусов
Владимир Путин в ходе визита на завод "Роствертол" пообещал выделить на поддержку отечественного вертолетостроения 36 млрд рублей до 2020 года. В настоящее время предприятие динамично развивается: в цехах устанавливается современное оборудование, используются новые, экологичные технологии. Так было не всегда - в 1990-е годы, когда авиационной промышленности оставалось только мечтать о господдержке, руководство завода организовывало даже фермерское хозяйство, чтобы поддержать своих сотрудников и не терять ценные кадры.

Щедрый жест

Президент России Владимир Путин на прошлой неделе посетил входящее в "Вертолеты России" предприятие "Роствертол" в ходе однодневного визита в Ростов-на Дону. Состояние производственных мощностей удовлетворило главу страны. "Да и в основном российское вертолетостроение демонстрирует в последние годы удовлетворительные результаты, позитивную динамику основных производственных и финансово-экономических показателей", - приводятся его слова на официальном сайте Кремля. Динамично развивающееся предприятие специализируется на создании вертолетов как военного, так и гражданского назначения. Вместе с тем, президент отметил, что эта динамика в основном достигается за счет поставок в рамках гособоронзаказа, и дисбаланс лучше исправить. "Нам нужно серьезно подтягивать этот сектор, чтобы обеспечить сбалансированное развитие отрасли, устойчивую работу предприятий на перспективу", - сказал президент. По его словам, нужно не только наращивать объемы выпуска гражданских вертолетов и развивать новые модельные ряды, но и учиться их экспортировать. На внутреннем рынке, по мнению В.Путина, нужны как пассажирские вертолеты, так и медицинские, спасательные, транспортные. Есть большой спрос на работу таких машин в Арктике и в районах Севера. Президент призвал также акцентироваться на обслуживании вертолетов в рамках контрактов жизненного цикла: "Важно обеспечить функционирование системы полного жизненного цикла выпускаемой техники, причем на всех стадиях: от разработки до сервисного обслуживания и даже до утилизации", - сказал он. Для реализации задуманного президент пообещал выделить на поддержку отрасли 36 млрд рублей до 2020 года. Средства должны поступить в рамках ФЦП развития гражданской авиационной техники до 2015 года и госпрограммы развития авиации до 2025 года.

Вертолетам тесно в городе

Естественно, государственная поддержка никогда не лишняя для производства. Но в настоящее время ростовскому заводу она может быть особенно актуальна - производственным цехам становится тесно в городской черте, где оказался завод в результате активной застройки новых районов. "Наше предприятие оказалось в центре жилой застройки - вокруг нас построены огромные микрорайоны, - рассказывает директор "Роствертола" Борис Слюсарь. - Волей-неволей, нам придутся переселяться с насиженного места, так как у нас полеты и днем, и ночью". По его словам, в перспективе десятилетия предприятие необходимо будет перенести за территорию города. "Другое решение - сделать бесшумный вертолет, но пока нам это не удается", - шутит директор. Сейчас на "Роствертоле" серийно производятся вертолет огневой поддержки Ми-35М, боевой вертолет Ми-28Н "Ночной охотник". Идут работы по созданию на его базе учебно-боевой машины Ми-28УБ. Предприятие производит самый грузоподъемный в мире вертолет Ми-26 и его модернизированный вариант Ми-26Т2, способные перевозить до 20 тонн груза, в том числе крупногабаритного. Испытания техника проходит там же - у "Росвертола" собственный аэродром, расположенный за производственными корпусами. Вертолеты, особенно военные, естественно, испытываются в самых разных режимах в любое время суток. Да и сам завод представляет собой "город в городе": это целый комплекс основных и вспомогательных производств и служб. Здесь делается все: от обработки металла до летных испытаний готового к поставке вертолета. По цехам разбросаны заготовительно-штамповочное, кузнечно-прессовое и механосборочное производство, лопастной завод и так далее. Сжатый воздух, используемый в ряде цехов, подается от собственной компрессорной станции. По территории завода раз в 15 минут ходят специальные автобусы для сотрудников. Наша первая остановка - гальванический цех.

Рождение вертолета

Несмотря на нависшую угрозу переезда, развитие производства не стоит на месте. За последние несколько лет мощности предприятия были значительно модернизированы. Изменения, в числе прочего, затронули цех нанесения гальванических покрытий, окончательной сборки и лопастной завод. В первом осуществляется защитная обработка металла, из которого в дальнейшем изготавливаются детали вертолета. Процесс заключается в том, чтобы нанести на поверхность химические составы, защищающие металл от коррозии. Оборудование цеха - ванны в несколько десятков метров, наполненные растворами, холодной и горячей водой. Туда с помощью крана поочередно опускают металлические детали. Так как ванны с раствором открыты, производство достаточно вредное и опасное как для работников, так и для окружающей среды. В рамках модернизации производства процессы были максимально автоматизированы, а помещение привели в соответствии с экологическими нормами. "Сейчас все процессы автоматизированы: контролируется температура, время нахождения детали в ванной и различные другие параметры", - рассказывает главный инженер "Роствертола" Андрей Варфоломеев. По его словам, спроектировано производство было с учетом норм по защите окружающей среды. "Ванны, которые имеют неблагоприятные испарения, снабжены боковыми отсосами воздуха. После этот воздух направляется в специальный фильтрационные установки, и только потом выбрасываются наружу", - объясняет главный инженер. По его словам, после модернизации удалось не только сделать производство "чище", но и значительно улучшить качество наносимых покрытий. В отдельном статусе на "Роствертоле" существует цех изготовления лопастей. Даже с коммерческой точки зрения логика поставки лопастей отличается от поставки вертолетов, рассказывает главный инженер. Лопасти закупаются отдельным комплектом, меняют их при ремонте вертолета. За жизнь вертолет "изнашивает" в среднем три комплекта лопастей. Цех за последние годы тоже подвергся модернизации. Например, под новое оборудование для изготовления композитных лопастей были выделены и отремонтированы специальные помещения - "чистые комнаты" - с регулируемым микроклиматом и возможностью контроля за количеством пыли вокруг. На специальных станках из композитной ленты "наматываются" лонжероны лопастей для вертолетов Ми-28 и Ми-35. Для лопастей Ми-26 композиты не подходят - несмотря на то, что они значительно облегчают конструкцию, испытания показали, что прочными лопасти такого размера не получаются. Эффективность же применения композитных материалов для военных вертолетов не только в том, что машина становится легче - такую конструкция сложнее повредить, она меньше подвержена разрушению. А.Варфоломеев рассказывает, что лопасти ростовскому заводу удаются настолько хорошо, что холдинг строит планы по созданию на базе "Росвертола" центра компетенций по их изготовлению не только для собственных вертолетов, но и для машин, собираемых на других производственных площадках. Сам главный инженер от этой идеи не в восторге: потребуется переоборудовать производство, переучивать сотрудников. Кроме того, в условиях российской действительности идея специализации производств и создания центров компетенций трудно реализуема, учитывая масштабы страны и качество транспортной инфраструктуры, отмечает собеседник. Отремонтирован был и цех финальной сборки. Сейчас он расположился в ангаре, изначально построенном для производства сверхтяжелого вертолета Ми-12. Соответственно, ангар получился достаточно широкий, и теперь там одновременно можно собирать или ремонтировать как Ми-26, так и военные вертолеты. Из старого в цехе остались только стены.

Так было не всегда

Сейчас завод живет и здравствует, заключаются контракты, осуществляются поставки, обрабатываются материалы, испытываются вертолеты. Руководство предприятия с одной стороны уверено, что и до вхождения в холдинг предприятие жило и здравствовало, а с другой не отрицает административных возможностей "Вертолетов России". И выделяемое российским правительством финансирование - результат взаимодействия не с отдельными предприятиями, а с интегрированными структурами. Но были в истории завода и другие времена. Генеральный директор предприятия Б.Слюсарь вспоминает, что, в отличие от множества других представителей российской промышленности, "Роствертол" никогда не задерживал зарплату сотрудникам и продолжал собирать вертолеты даже в кризисную пору. Но, с другой стороны, старожилы завода вспоминают, что когда-то "Роствертол" жил не только продажей и ремонтом вертолетов, но и натуральным хозяйством. На вопрос "АвиаПорта" о том, есть ли у предприятия непрофильные производства, сотрудники рассказали, что сейчас удается обходиться без них. А в кризисные времена, например, были построены теплицы - выращенные в них овощи и фрукты продавались на территории и подавались в заводских столовых. По весне сотрудникам с большой скидкой продавали рассаду для выращивания на дачах. Были своя пекарня, колбасное производство, и даже страусиная ферма.

/ Новости

Более 140 моделей самолетов и вертолетов бизнес-класса;

Летно-технические характеристики, компоновки салонов, карты дальности полета из Москвы;

Эксклюзивные фото воздушных судов и VIP-интерьеров;

Ориентировочную стоимость авиатехники в 2016-2017 гг;