Добро пожаловать на крупнейший портал бизнес-авиации
Меню
ВЭБ расстается с EADS
ВЭБ расстается с EADS
Внешэкономбанк (ВЭБ) начал поэтапную продажу своих 5,02% в Европейском аэрокосмическом и оборонном концерне (EADS), рассказали «Ведомостям» два менеджера авиастроительных компаний и подтвердил близкий к ВЭБу источник. Акции продаются небольшими частями в рынок, пояснил один из собеседников «Ведомостей». А еще 26 июля ВЭБ отчитался в Нидерландах (именно здесь зарегистрирован EADS) о снижении доли до 2,88%. О сумме сделки банк не сообщил. На закрытие 25 июля проданный пакет (2,14%) стоил 763 млн евро. О сделке ВЭБу пришлось отчитаться потому, что его доля стала меньше 3%. После этого порога о снижении своей доли банк информировать не обязан. «Возможно, процесс продажи уже и завершен», — допускает источник в Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК). Оставшийся у ВЭБа пакет стоит сейчас около 1 млрд евро. Представители ВЭБа и EADS от комментариев отказались. Решение о продаже готовилось давно, знает сотрудник аппарата правительства. Деньги от реализации акций концерна пойдут на помощь «внучке» ОАК — «Гражданским самолетам Сухого» (ГСС, производит SSJ100), добавляет он. О том, что ГСС испытывает финансовые трудности, стало известно в июле. В отчете ГСС за первое полугодие 2013 г. говорилось, что компания едва не допустила технический дефолт, но смогла договориться с банками о том, что до конца 2013 г. те не будут требовать досрочного погашения долгов. Общий долг ГСС на тот момент был $2,1 млрд. В середине июля предварительную схему помощи ГСС ВЭБом за счет продажи доли в EADS одобрил президент Владимир Путин, говорит собеседник. По данным федерального чиновника, речь идет о помощи ГСС в $1 млрд. Рассматриваются две схемы внесения этих денег: в уставный капитал ОАК (сейчас у банка 9,11%) либо в ОАО «Сухой» (владелец 75% ГСС), добавляет источник, близкий к ГСС. А те, в свою очередь, передадут средства в капитал ГСС. О каких пакетах может идти речь, собеседник сказать затруднился. Источник в ОАК настаивает, что $1 млрд — консолидированная помощь ГСС. Она предполагает в том числе и конвертацию части долговых обязательств ГСС ($600 млн) перед ВЭБом в акции. Остальное будет выделено в качестве субсидии. Детали еще обсуждаются, говорит он. 5,02% EADS весной 2006 г. ВТБ купил примерно за 1 млрд евро. Тогда котировки европейского концерна рухнули на 40% из-за пробуксовки программ A350 и суперлайнера A380. Менеджеры госбанка собирались внести этот пакет как раз в создаваемую тогда ОАК. Сам EADS в то время владел миноритарной долей в концерне «Иркут». Получалось, что после всех сделок ОАК и EADS могли бы стать акционерами друг друга. Предполагалось также привлечь EADS к модернизации российского авиапрома. Но менеджеры EADS и руководители европейских стран отнеслись к сделке настороженно. Европейцы думают, что Россия «может накопить пакет [EADS], а потом использовать его для того, чтобы разрушить изнутри саму компанию», признавал тогда президент России Владимир Путин после встречи с президентом Франции Жаком Шираком и германским канцлером Ангелой Меркель. В итоге ВТБ не получил даже кресла в совете директоров EADS. «Максимум, к чему нас допускают европейцы, — изготовление некоторых деталей», — жаловался «Ведомостям» один из гендиректоров российских авиазаводов. Один из консультантов EADS вспоминает, что сделка была неподготовленная. ВТБ стоило поставить концерн в известность о своих планах. Поэтому объявление о покупке банком 5% вызвало у европейцев скорее недоумение. Логично, что сделка не только не привела к ожидаемым результатам, а, напротив, охладила сотрудничество, вспоминает эксперт. Поэтому уже в конце 2006 г. ВТБ продал долю в EADS ВЭБу за 995 млн евро. ОАК эти акции так и не достались. «Все операции для ВЭБа должны быть безубыточными», — объяснял предправления банка Владимир Дмитриев. Он сообщал, что банк намерен ждать роста котировок до нужного уровня. Тактика сработала. С 2007 г. капитализация EADS выросла почти вдвое. Кроме того, с 2007 г. ВЭБ получил от EADS 256 млн евро дивидендов, включая 90 млн, начисленных за прошлый год. Главный редактор «Авиатранспортного обозрения» Алексей Синицкий говорит, что российскому авиапрому не удастся полностью обойтись без кооперации с мировыми игроками. Но нужно не искать одного партнера, а взаимодействовать со всеми крупными концернами. Именно так и поступают китайские, бразильские и канадские быстро растущие авиастроительные корпорации, напоминает Синицкий.

/ Новости

Более 140 моделей самолетов и вертолетов бизнес-класса;

Летно-технические характеристики, компоновки салонов, карты дальности полета из Москвы;

Эксклюзивные фото воздушных судов и VIP-интерьеров;

Ориентировочную стоимость авиатехники в 2016-2017 гг;