Добро пожаловать на крупнейший портал бизнес-авиации
Меню
Вертолеты без перспектив
Вертолеты без перспектив
Перспективные вертолеты исключены из программы поддержки вертолетостроения. До 2025 года деньги на эти разработки, по предварительному плану Минпромторга, будут получать авиационные НИИ. В отрасли недоумевают: холдинг «Вертолеты России» уже готов к опытно-конструкторским работам по созданию новых вертолетов, финансирование запрошено в соотношении 50 на 50. При подготовке программы «Развитие авиапрома до 2025 года» холдинг «Вертолеты России» подал заявку на финансирование перспективных проектов, где 50% средств выделяются из федерального бюджета, а 50% – самим холдингом, сообщил осведомленный источник в отрасли. Но заявка не была удовлетворена: финансирование перспективных разработок в вертолетостроении отнесено к подпрограмме «Авиационная наука и технологии». Основными получателями бюджетных средств до 2025 года по этой части программы названы не «Вертолеты России», а научные организации – ЦАГИ, ЦИАМ, ГосНИИАС и другие отраслевые институты. Но холдинг уже провел подготовительные работы за счет холдинга и рассчитывал на поддержку государства в опытно-конструкторских работах. Сейчас госинвестиции в перспективные программы – один из наиболее спорных вопросов проекта программы; профильное ведомство и вертолетостроительный холдинг ведут дискуссию об уточнении целевых расходов, говорит высокопоставленный источник, знакомый с ходом обсуждения. Российские вертолетостроители являются признанными мировыми лидерами в сегментах среднетяжелых, сверхтяжелых и ударных вертолетов, констатируют авторы программы. Портфель заказов «Вертолетов России» превышает поставки 2010 года в 1,6 раз: сейчас в нем 351 вертолет (20% гражданского и 80% военного назначения). В сегменте военных вертолетов Россия занимает долю примерно в 12% (у производителей из США – Sikorsky, Boeing и Bell – около 61% рынка; за европейскими Eurocopter и AgustaWestland – 24%). Ключевыми проектами в этом сегменте являются Ми-35, Ми-28 и Ка-52. В 2011-2020 годах более 1 тыс. военных вертолетов будет поставлено российской армии в рамках гособоронзаказа, остальные – примерно 1,15 тыс. – планируются на экспорт. Перспективные разработки в военном сегменте, в том числе создание комплексов беспилотной вертолетной авиации, прописаны к финансированию через ФЦП «Развитие оборонпрома до 2020 года». По средним и тяжелым гражданским вертолетам позиции России устойчивы (в 2010 году доля рынка составила 15% - примерно $400 млн). Примерно четверть выручки холдинга приходится на этот сегмент, ключевые здесь – Ми-8 и Ми-17, разработанные в советские времена. Но вертолеты не отвечают современным требованиям рынка, и «Вертолеты России» вынуждены продавать их со значительным дисконтом – дешевле западных аналогов на 15-20%, говорится в проекте программы. На 2015 год запланировано начало серийного производства Ми-38 – его рассматривают как «достаточно конкурентоспособный». Минпромторг предлагает разместить госзаказ на НИОКР по этой машине и представить предприятиям отрасли субсидии на продвижение Ми-38 на рынках. До 2025 года может быть продано 175 вертолетов Ми-38, а до 2030 года – 264. Еще один проект, который готовится к серийному производству, – средний многоцелевой Ка-62. Планируется, что он «займет на российском рынке регулярных грузоперевозок свою уникальную нишу, определяемую самым востребованным весом груза – 1-2 тонны». До 2020 года может быть продано от 59 до 215 таких вертолетов. Проект также поддержат через госзаказ на НИОКР по Ка-62 и субсидии предприятиям, работающим по нему. Слабее позиции «Вертолетов России» по легким и сверхлегким вертолетам. В легком сегменте по итогам 2010 года доля составляет 1% (примерно $20 млн), и реализация конкурентоспособных проектов «Ансат» и Ка-226Т только начинается . Выводить на международный рынок эти машины холдинг будет за собственный счет. В сегменте сверхлегких вертолетов «Вертолеты России» не представлены, но конкретных задач по этому направлению Минпромторг не ставит (объем рынка относительно мал – 2% рынка вертолетостроения). Из проектов будущего в подпрограмму «Вертолетостроение» включен только ПСВ – Перспективный скоростной вертолет, бюджетное финансирование которого началось в 2011 году. Тогда Минпромторг выделил на проект 400 млн рублей, в 2012 году – 700 млн рублей, а на 2013 год запланированы 2,5 млрд рублей – тогда «Вертолеты России» приступят к опытно-конструкторским работам, которые в 2018 году завершатся созданием базовой версии вертолета. В рамках поддержки проекта Минпромторг планирует заказать НИОКР. В итоге с 2020 до 2036 года должно быть продано более 720 таких машин, причем больше половины – зарубежным заказчикам. Работы по другим перспективным образцам техники – многоцелевому вертолету взлетной массой 4,5 тонны, перспективным легкому и тяжелому вертолетам – финансирование предусмотрено через подпрограмму «Авианаука и технологии». За 11 лет после завершения программы – к 2036 году – «Вертолеты России» должны не только перевести научные разработки в железо, но и выпустить в «перспективной серии»: 892 легких, 446 многоцелевых средних и 260 тяжелых вертолетов. «В холдинге уже провели все предпроектные проработки, включая маркетинговые исследования рынка и технико-экономические обоснования, – говорит источник в отрасли. – Есть основные характеристики проектируемых вертолетов, приняты основные компоновочные решения и конструктивно-технические решения. Этап поисковых исследований фактически завершен и налицо полная готовность к началу опытно-конструкторских работ по созданию вертолетов». Поэтому холдинг просит Минпромторг включить их в подпрограмму «Вертолетостроение» «в форме текущих проектов» для их стабильного финансирования. Представитель «Вертолетов России» во вторник был не доступен для комментариев. В Минпромторге оперативно прокомментировать ситуацию не смогли. «На вертолетостроение перенесена та же методология, которая применялась авторами проекта программы в части самолетостроения. Буквально: мы финансируем только то, на что государство уже выделяло деньги», – не исключает замдиректора Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко. Но для вертолетостроения – это ошибочный подход, считает эксперт. «Это в самолетостроении нужно концентрироваться на одном-двух проектах. С вертолетами ситуация иная: позиции России на этом рынке значительно лучше, а проекты – менее инвестиционноемки», – уточняет он. Макиенко убежден: стратегическим планированием заниматься необходимо – как например, разрабатывать скоростной вертолет, но прогнозировать сейчас, сколько денег может выделить страна до 2025 года на скоростной вертолет, бессмысленно. «Никто не знает, какой будет мировая экономика в 2025 году, что будет с ценами на нефть и газ, каковы будут возможности российского бюджета, – поясняет эксперт. – Детальное прописывание на такой срок неизбежно ведет к неисполнению планов».

/ Новости

Более 140 моделей самолетов и вертолетов бизнес-класса;

Летно-технические характеристики, компоновки салонов, карты дальности полета из Москвы;

Эксклюзивные фото воздушных судов и VIP-интерьеров;

Ориентировочную стоимость авиатехники в 2016-2017 гг;