Добро пожаловать на крупнейший портал бизнес-авиации
Меню
Вертолет заменит автобус
Вертолет заменит автобус
Для большинства жителей ЦФО возможность отправиться на дачу на вертолете выглядит экзотикой или атрибутом богатой жизни. Но, как выяснила "РГ", для некоторых костромичей - это обыденность. Просто у них нет другого варианта попасть на свой участок, не считая поездки на автомобиле по грунтовке не лучшего качества. Да и билет в один конец стоит не слишком дорого - порядка 100 рублей.

По воздуху на попутке

По пятницам и воскресеньям "Ми-2" из местного аэропорта "Сокеркино" облетает три деревни, расположенные в Костромском районе - Колгору, Пустынь и Бугры, а затем делает рейс в Ломовскую, расположенную в соседней Ярославской области. Туда, к слову, на машине и не добраться - это противоположный берег реки Костромы. Постоянных жителей в этих населенных пунктах практически не осталось, но вертолеты не летают пустыми: спрос обеспечивают костромские дачники. Впрочем, "Ми-2" совершает и более дальние полеты - до Юрьевца Ивановской области с промежуточными посадками в Кинешме и двух отдаленных деревнях Макарьевского района Костромской области, Красногорье и Нежитино. Для жителей последней воздушный рейс на протяжении нескольких лет оставался единственным средством регулярного сообщения с "большой землей". Сейчас в это отдаленное село ходит автобус из Костромы, но все равно в некоторые дни на летное поле приходит намного больше людей, чем в состоянии принять на борт вертолет, рассчитанный всего на восемь человек. И это понятно: автобусом до областного центра ехать около девяти часов, а лететь - менее двух. Есть в регионе и работа для самолета "Ан-2". Дважды в неделю он выполняет рейсы в самый удаленный от Костромы райцентр Боговарово. Билет стоит около 1100 рублей. До расположенной по пути Шарьи - около 800, до Юрьевца - немногим более 500. Цены на полет от промежуточных пунктов, например из Нежитино в Юрьевец или из Костромы в Кинешму, и вовсе символические. В советские времена география полетов простиралась гораздо шире. В двух крупных райцентрах базировались даже отдельные авиаотряды. Из Костромы можно было добраться по воздуху не только в нынешние пункты назначения, но и в Мантурово, Кологрив, Макарьев. И спрос был немалый. Все это постепенно сошло на нет в 90-е годы. Частичное возрождение местных авиаперевозок произошло лишь в 2006 году. Кстати, у двух костромских вертолетов хватает загрузки и без перевозки пассажиров. За ними закреплено оказание услуг санитарной авиации (срочная доставка врача в отдаленные места или транспортировка больных - салон способен вместить двух человек на носилках), а также мониторинг лесов и состояния ЛЭП в труднодоступных районах и многое другое. Таковы особенности региона: от Костромы до северо-восточных границ почти 600 километров. Дороги же здесь оставляют желать лучшего.

Деньги на ветер

В 2009 году в Костроме появились два регулярных рейса на самолете "Ан-28-М" в Москву и Анапу. Последний сначала делал посадку в Воронеже, а с прошлого года стал останавливаться в Липецке. Рейсы в Анапу, осуществляемые в курортный сезон, не приносят прибыли, но хотя бы окупаются. Самолет уходит из Костромы заполненным процентов на 90, а билеты из Липецка до Анапы стоят столько же, сколько и из Костромы, - около шести тысяч рублей в одну сторону. Смысла дотировать жителей другого региона власти Костромской области не видят. С рейсом на Москву, который два раза в неделю выполняет самолет, рассчитанный на 45 пассажиров, ситуация сложнее. По официальным данным обладминистрации, его средняя наполняемость в начале года составляла 30 процентов, а фактические затраты бюджета на дотирование отрасли в целом, например, в 2011 году - 51,2 миллиона рублей. Из них на долю местных линий пришлось всего 9,5 миллиона, а остальное - на внутренние перевозки. Поскольку полеты в Анапу окупаются, выходит, вся эта сумма пришлась на рейсы до Москвы. Между прочим, в расходной части регионального бюджета затраты на авиацию составляют всего лишь 0,2 процента, а вот среди расходов на транспорт - уже 34,3.

Разбор полетов

Более внимательно проанализировать экономическое состояние отрасли областные власти заставляет непростая ситуация с исполнением регионального бюджета в условиях необходимости погашать многомиллиардный госдолг. Поэтому губернатор Сергей Ситников в числе других мер по сокращению расходов поручил оптимизировать воздушные перевозки. И вполне вероятно, что рейс в столицу эта оптимизация затронет в первую очередь. - С одной стороны, организация авиасообщения со столицей, конечно, важна, - говорит замгубернатора Наталия Подкопаева. - В то же время доехать до Москвы можно поездом, автобусом или даже круизным теплоходом. Есть и регулярные рейсы, выполняемые частной авиакомпанией из ярославского аэропорта "Туношна", которыми при желании могут воспользоваться и костромичи. А мы не можем и не должны фактически дотировать Москву. Аэропорт "Туношна" находится как раз на пути из Костромы в Ярославль, расстояние между которыми составляет порядка 70 километров. Регулярные рейсы в Москву осуществляют из аэропорта "Иваново", до которого около 100 километров. А костромской рейс, возможно, превратят в чартерный, дотировать который областной бюджет уже не будет. Оптимизация может затронуть и дачные рейсы вертолета. Как пояснила Наталия Подкопаева, сейчас в администрации прорабатывают варианты альтернативного сообщения по воде (все названные выше деревни находятся на реке Костроме) или автобусом. Но, наряду с отказом от части рейсов, власти региона планируют развивать новые направления. Например, рассматривают вариант рейса до Мурманска с посадкой в Санкт-Петербурге. В 2010 году в расписании были полеты в Северную столицу, но от них пришлось отказаться по причине нерентабельности. Новый вариант обещает стать более перспективным: в Костроме живет немало переселенцев-мурманчан, да и опыт полетов в Анапу вселяет надежду на спрос со стороны пассажиров, желающих попасть из Петербурга в Мурманск. У рейсов с промежуточными посадками наполняемость всегда выше, считает Наталия Подкопаева. Есть планы более активно использовать возможности грузовых и чартерных перевозок, бизнес-авиации. Все возможности для этого имеются: не так давно был реконструирован аэропорт, в том числе с учетом этих потребностей. В частности, появился VIP-зал, помещение для переговоров. Но развитие авиаперевозок осложняет то обстоятельство, что взлетно-посадочная полоса аэропорта и прилегающие к ней строения принадлежат Министерству обороны РФ. На данный момент полоса имеет 1700 метров в длину и 50 в ширину. При таких характеристиках она способна принимать самолеты лишь нескольких моделей. Но увеличить ее, пока она принадлежит военным, невозможно. Впрочем, как заверили в администрации региона, работа по передаче "взлетки" в собственность области ведется. И, несмотря на сложность экономической ситуации, об отказе от воздушных перевозок, выполняющих в первую очередь социальную миссию, в регионе не идет и речи - из-за географических особенностей. Поэтому сейчас возникла необходимость обновить парк вертолетов, поскольку с 1 октября решением Управления по поддержанию летной годности гражданских воздушных судов, принятым еще в 2009 году, эксплуатация "Ми-2" должна прекратиться. На смену действующим машинам этой модификации уже скоро должны прийти два W-3 Sokol российско-польского производства. При большем на 50 литров в час расходе топлива этот вертолет способен принимать на борт не восемь, а двенадцать пассажиров или четырех тяжелобольных на носилках. Выше у него и максимальная скорость. А часть затрат в области надеются компенсировать за счет федерального бюджета, о чем ведут переговоры с руководством минтранса.

/ Новости

Более 140 моделей самолетов и вертолетов бизнес-класса;

Летно-технические характеристики, компоновки салонов, карты дальности полета из Москвы;

Эксклюзивные фото воздушных судов и VIP-интерьеров;

Ориентировочную стоимость авиатехники в 2016-2017 гг;