Добро пожаловать на крупнейший портал бизнес-авиации
Меню
75 лет назад Валерий Чкалов совершил легендарный перелет через Северный полюс
75 лет назад Валерий Чкалов совершил легендарный перелет через Северный полюс
18 июня 1937 года экипаж самолёта АНТ-25 (Валерий Чкалов, Георгий Байдуков, Александр Беляков) начал беспосадочный перелёт по маршруту Москва - Северный полюс - США, успешно завершив его 20 июня приземлением на аэродроме города Ванкувер. Одномоторный самолет АНТ-25 для дальних перелетов конструкции Андрея Туполева был построен в 1934 году. 10-12 сентября 1934 экипаж Михаила Громова установил на АНТ-25 мировой рекорд дальности, за 75 часов пролетев 12 411 км. Советское правительство стремилось открыть воздушный мост с США и Канадой через Северный полюс. 3 августа 1935 летчики Леваневский, Байдуков и штурман Левченко взяли курс на полюс и далее - на Америку. Но из-за технической неисправности перелет не состоялся. Реализовать идею беспосадочного перелета предложили Валерию Чкалову. Весной 1936 года Чкалов, Байдуков и Беляков обратились в правительство с предложением провести такой перелёт, но Сталин, опасаясь повторения неудачной попытки перелета Леваневского, лично указал другой план маршрута: Москва — Петропавловск-Камчатский. Этот перелёт стартовал 20 июля 1936 года и продолжался 56 часов до посадки на песчаной косе острова Удд. Общая протяжённость рекордного маршрута составила 9375 километров. Уже на острове Удд на борт самолета была нанесена надпись «Сталинский маршрут», сохранённая и при следующем перелёте — через Северный полюс. Оба чкаловских перелёта официально носили это название вплоть до начала «борьбы с культом личности Сталина» и литературных подчисток. За перелёт весь экипаж был удостоен звания Героев Советского Союза с вручением ордена Ленина: медаль Золотая Звезда, введённая в 1939 году уже после смерти Чкалова, была вручена только в 2004 году его детям. Об исключительной важности этого перелёта для того времени говорит тот факт, что возвращение самолёта в Москву приехал лично встречать на аэродром И. В. Сталин. Чкалов продолжал добиваться разрешения на совершение перелёта в США, и в мае 1937 года разрешение было получено. Рано утром 18 июня 1937 АНТ-25 с подмосковного аэродрома Щелково и взял курс на Северный полюс. По настоянию Чкалова общий вес продуктов питания снизили с 350 кг до 115. Лишь десятая часть продовольствия предназначалась для трехсуточного полета, остальное - на случай вынужденной посадки. Из тех же соображений был снижен и запас кислорода. Более 15 часов АНТ-25 летел в экстремальных условиях: на крыльях, стабилизаторе, антеннах образовалась ледяная корка. Был момент, когда закончилась вода в системе охлаждения мотора, а в резервном бачке вода замерзла. В любую минуту двигатель могло заклинить. Из-за сильных встречных ветров топлива было израсходовано больше, чем рассчитывали. Основная задача была выполнена. Чкалов решил приземлиться в Портленде. Через 63 часа 16 минут после взлета, преодолев 8504 км, экипаж посадил самолет на военном аэродроме Баракс в Ванкувере. Топлива в баках практически не осталось. Несмотря на успех перелета, не обошлось без маленькой ложки дегтя: летчикам не удалось побить мировой рекорд дальности полета по прямой, поскольку они не долетели до первоначально намеченной цели – Сан-франциско. Печать и радио США в восторженных тонах говорили об уникальном перелете. Летчиков в Белом доме принял президент Франклин Рузвельт. За этот перелёт экипаж был награждён орденами Красного Знамени. После легендарного перелета Чкалова через Северный полюс в США он был награжден легковым автомобилем. А личная машина в те годы была редкостью, и Чкалов никогда один не ездил на ней. Он или на аэродроме брал с собой друзей, или по дороге останавливался и сажал в машину попутчиков. Чкалов был выдающимся летчиком, но никогда не ставил себя выше других. Даже в Америке в беседе с корреспондентами он, рассказывая о своем экипаже, сказал, что его второй пилот Байдуков — летчик более высокого класса, и что именно он вел самолет «вслепую» в облаках. На такое признание способен далеко не каждый летчик. Сейчас самолет АНТ-25, на котором был совершен перелет Москва-Ванкувер, стоит в ангаре рядом с домом-музеем Чкалова на родине летчика. Музей был открыт через два года после гибели Чкалова – в 1940 году.

/ Новости

Более 140 моделей самолетов и вертолетов бизнес-класса;

Летно-технические характеристики, компоновки салонов, карты дальности полета из Москвы;

Эксклюзивные фото воздушных судов и VIP-интерьеров;

Ориентировочную стоимость авиатехники в 2016-2017 гг;