Добро пожаловать на крупнейший портал бизнес-авиации
Меню
Консолидация авиакомпаний порождает проблемы
Консолидация авиакомпаний порождает проблемы
Kонсолидация привела к появлению в Европе трех крупных авиационных групп: Air France — KLM, Lufthansa и International Airlines Group (IAG). Все они уже столкнулись с тем, что некоторые слияния не принесли результата, а антимонопольные органы и экономическая реальность могут заблокировать следующие шаги по расширению. После медленного старта, растянувшегося на несколько лет, немецкая Lufthansa приобрела авиакомпании Swiss, Brussels Airlines, Austrian Airlines и bmi, став самым активным покупателем в Европе. Из этих перевозчиков только Swiss приносит прибыль, но ее не хватает, чтобы компенсировать убытки остальных. Это могло бы быть допустимо в хорошие времена, однако сейчас положение центральной компании группы усложняется из-за низких темпов развития экономики. Соответственно, снижается уровень терпимости. В середине марта Lufthansa приняла необычное для себя решение, учитывая, что ее корпоративная культура строится на достижении консенсуса и осторожных мерах. Компания решила предоставить еще 140 млн евро Austrian, чтобы спасти перевозчика от банкротства. Однако выделение этих денег сопровождается непростыми требованиями. Austrian получит деньги, если проведет серьезные сокращения летных экипажей. Авиакомпания Austrian ранее в этом году запустила программу по сокращению расходов, поставив задачу сэкономить 320 млн евро от существующего уровня. Хотя Austrian определила все пути экономии и договорилась с наиболее важными поставщиками, такими как венский аэропорт, она по-прежнему на 15% отстает от заявленного в плане показателя, поскольку пилоты перевозчика не согласились с новым трудовым контрактом. Он должен был заменить предыдущее соглашение с сотрудниками, действие которого решил завершить новый глава компании Яан Альбрехт. Представители Austrian утверждают, что уровень оплаты труда, согласно новому договору, сравним с тем, что существует в Swiss. Из-за отказа пилотов подписать новое соглашение Austrian готовится передать выполнение ряда рейсов своей региональной "дочке" — Tyrolean Airways, но это решение также потребует поддержки Lufthansa, поскольку, скорее всего, повлечет дополнительные непредвиденные расходы. Компании придется дать право 300 старшим пилотам разорвать контракт и выплатить им в виде компенсации зарплату за 39 месяцев. Если этим правом решит воспользоваться значительное количество пилотов, то Austrian, возможно, не сможет избежать банкротства без очередного денежного вливания от Lufthansa. Пилоты Tyrolean зарабатывают около 7 тыс. евро в месяц, в то время как в Austrian летчики получают около 10 тыс. евро, а зарплата КВС доходит до 13 тыс. евро. Расходы на персонал в Austrian растут на 7% в год по причине ежегодных гарантированных компенсационных выплат из-за инфляции и премий. Lufthansa требует от Austrian убедить своих сотрудников согласиться с сокращением зарплаты. В Lufthansa предполагают, что операционная прибыль всей группы по итогам года может уменьшиться на шестизначное число. Напомним, что в 2011 г. операционная прибыль объединения была на уровне 820 млн евро, а в 2010 г. — 1 млрд евро. Центральная авиакомпания группы пересматривает свои планы по эксплуатируемым емкостям и может в этом году отказаться от значительного роста. Изначально она ставила цель увеличить количество кресел на 9%, но несколько месяцев назад Lufthansa снизила этот параметр до 3%. В целом группа в этом году увеличит емкость на 2%. Austrian — не единственная компания группы, оказавшаяся в минусе по итогам 2011 г. Низкотарифная "дочка" Lufthansa — Germanwings — завершила год с убытком в 52 млн евро, что на 30% больше, чем в предыдущем году. У основного пассажирского перевозчика группы — Lufthansa — операционная прибыль сократилась с 382 млн евро в 2010 г. до 168 млн евро в 2011 г. Swiss получила прибыль в 259 млн евро, а это на 39 млн евро меньше, чем годом ранее. По мнению гендиректора Lufthansa Кристофа Франца, Germanwings в прошлом году вряд ли удалось бы выжить, если бы это была независимая авиакомпания. Перевозчик особенно сильно пострадал из-за введения в Германии специального налога на авиапассажиров. Всей группе удалось продемонстрировать прибыль по большей части благодаря устойчивым показателям грузового подразделения — Lufthansa Cargo (249 млн евро), а также дочерней структуры по ТОиР — Lufthansa Technik (257 млн евро); их результаты оказались ненамного хуже, чем в 2010 г. Чистый убыток Lufthansa в 13 млн евро частично был вызван незапланированными платежами, возникшими в ходе продажи британской bmi. Несмотря на убыток, Lufthansa планирует выплатить дивиденды — 0,25 евро на акцию. IAG рассчитывает интегрировать bmi в British Airways, слоты авиакомпании в аэропорту Хитроу будут использованы для развития дальнемагистральных маршрутов BA в Азию. Однако часть ближне- и среднемагистральной сети bmi предполагается сохранить. Доля слотов ВА в Хитроу после сделки могла бы превысить 50% (но одним из условий антимонопольных органов, которые разрешили слияние, был отказ ВА от части слотов). Британская авиакомпания утверждала, что эта доля сравнима и не превышает позиции Lufthansa во Франкфурте и Мюнхене, а также долю Air France — KLM в Париже и Амстердаме. По словам главы IAG Вилли Уолша, покупка bmi — единственная сделка, которую совершает сейчас группа. 2011 г. IAG закончила с операционной прибылью 485 млн евро. Тем временем Air France — KLM теоретически находится в идеальном положении для получения контроля над обновленной Alitalia. Группа может реализовать синергетические возможности итальянской авиакомпании, которая была перезапущена три года назад. Акционеры новой Alitalia скоро получат право покинуть проект. Несмотря на то что авиакомпания демонстрирует неплохие результаты, не многие верят в возможность ее успешного будущего в качестве независимого перевозчика — по крайней мере, не с существующим размером парка и маршрутной сетью. Правда, до момента расширения группы за счет Alitalia может пройти еще несколько лет. У Air France — KLM просто нет денег, чтобы купить Alitalia. Однако даже если бы деньги были, то при продаже части итальянского перевозчика по существующим рыночным ценам нынешние акционеры могли бы оставить за собой большую долю по сравнению с той, которая была бы доступна Air France — KLM. "Мы бы наказали наших акционеров, если бы совершили сделку при существующих рыночных ценах", — говорит финансовый директор Air France — KLM Филипп Калавиа. Air France — KLM предполагает, что в ближайшем будущем финансовая ситуация в группе ухудшится и лишь потом наступит улучшение. Группа ожидает более серьезных убытков в первой половине 2012 г., но в дальнейшем Air France — KLM получит первые результаты от реализации недавно запущенного плана по преобразованию бизнеса компании. Группа понесла операционный убыток в размере 353 млн евро и чистый убыток 809 млн евро в 2011 финансовом году. Председатель совета директоров Жан-Сирил Спинетта говорит, что 2011 г. был сложным из-за высокой цены на нефть и неспокойной ситуации на многих ключевых рынках группы. План по преобразованию бизнеса группы предполагает значительное сокращение долговой нагрузки в ближайшие несколько лет. Авиакомпания сократит вложения в новый флот с 1,2 млрд евро в 2011 г. до 300 млн евро в 2014 г. Немедленные сокращения расходов, такие как замораживание заработной платы на существующем уровне, позволят получить дополнительную экономию 1 млрд евро в три года. В ближайшее время Air France — KLM должна также провести переговоры с профсоюзами об увеличении производительности труда на 20%. Поскольку большая тройка европейских перевозчиков неспособна или не желает воспользоваться новыми возможностями в настоящее время, в игру вступают другие авиакомпании, рассматривающие варианты более тесного сотрудничества. Компания Etihad Airways из эмирата Абу-Даби, уже ставшая крупнейшим акционером Air Berlin, рассматривает варианты код-шеринга с Air France — KLM, которая, между прочим, выступает одним из жесточайших критиков предполагаемых государственных субсидий авиакомпаниям Персидского залива. Как ни парадоксально, сделка может привести к код-шеринговому соглашению между Air France — KLM и Air Berlin. В 2010 г. Air France — KLM рассматривала возможность покупки этой немецкой компании, однако группа отказалась от сделки в пользу укрепления кооперации с British Airways, не связанной с изменением прав собственности. А авиакомпания Air Berlin 20 мар­та официально присоединилась к альянсу Oneworld. Вопрос в том, разрешат ли новые партнеры по объединению, в частности British Airways и Iberia, заключить немецкому участнику альянса двустороннее соглашение о сотрудничестве с участником глобального альянса Sky Team (Air France — KLM). Глава Qatar Airways Акбар аль-Бакр приветствует переговоры между Etihad (одним из крупнейших акционеров Air Berlin) и Air France — KLM. "Нас всегда представляли как разрушителей с Ближнего Востока, — говорит Акбар аль-Бакр, — но теперь они хотят работать с нами, в нас увидели сильных партнеров". Несмотря на неудачу в переговорах со Spanair, Акбар аль-Бакр заявляет, что продолжит поиск вариантов для инвестиций. Говоря о действиях Etihad, он подчеркивает: "Вы вряд ли будете покупать авиакомпании, которые находятся в очень плохом финансовом положении и требуют все больше вливаний каждый квартал". Авиакомпания, которую рассчитывает приобрести Акбар аль-Бакр, должна обладать серьезным внутренним потенциалом развития, даже если у нее крупные финансовые сложности. "Я бизнесмен, я никогда не был заинтересован в инвестициях в Air Berlin, а также во вложениях в Aer Lingus". Возражения Европейского союза против государственной помощи Spanair оказались переломным пунктом в переговорах с Qatar Airways, говорит Акбар аль-Бакр. Переговоры о сделке были практически завершены, однако претензии из-за господдержки остановили процесс. Напомним, что Spanair объявила себя банкротом и прекратила полеты.

/ Новости

Более 140 моделей самолетов и вертолетов бизнес-класса;

Летно-технические характеристики, компоновки салонов, карты дальности полета из Москвы;

Эксклюзивные фото воздушных судов и VIP-интерьеров;

Ориентировочную стоимость авиатехники в 2016-2017 гг;