Добро пожаловать на крупнейший портал бизнес-авиации
Меню
Уроки "Ланта-тур", или Как спасти туризм от череды банкротств
Уроки "Ланта-тур", или Как спасти туризм от череды банкротств
Повышение размера финансовых обязательств, страхование каждого тура и создание саморегулируемых организаций, которые будут контролировать финансовое состояние друг друга - вот меры, которые должны предотвратить банкротство туроператоров, и обезопасить российских туристов, считают эксперты. За год с небольшим в России прекратили или приостановили свою работу два туроператора из группы крупнейших: "Ланта-тур вояж" и "Капитал Тур". Тысячи туристов, заплативших за отдых, либо не смогли улететь вообще, либо вынуждены были оплачивать свое проживание на курортах вторично. Почему они банкротятся Причины, по которым туроператоры оказались не в состоянии выполнить взятые на себя обязательства, не устранены. Более того, схема, загубившая крупнейших игроков на рынке, до сих пор продолжает использоваться другими туроператорами, а значит - существует опасность повторения скандалов с российскими туристами. Опасная схема выглядит примерно так. Туроператор выходит на новое направление, то есть осваивает путешествия в новой стране, и, чтобы закрепиться там, демпингует: например, продает туры ниже себестоимости, надеясь компенсировать убытки по одному направлению за счет роста продаж туров в другие страны. У большинства игроков на рынке не получается заработать денег, которых было бы достаточно и на текущую деятельность, и на освоение новых направлений. Деньгами "новых" туристов компании расплачивались по долгам "старых". Когда не хватает даже этих денег - бизнесмены берут кредиты. Еще один вариант, вынуждающий туроператора продавать путевки по низким ценам - это приход на рынок агрессивного конкурента, который, пытаясь захватить свою долю рынка, снижает стоимость туров. Старожилы вынуждены принять новые правила игры и тоже снижают цены, потому что стоимость тура - главный аргумент в привлечении российского туриста. В какой-то момент и старожилы были вынуждены обращаться в банк за кредитами, надеясь на рост продаж в будущем. Кризис 2008 года, трудный 2009 год и убыточный 2010-й не позволили туроператорам заработать достаточно денег. Компании были вынуждены перекредитовываться. Долг рос, и в какой-то момент (как было с двумя вышеназванными туроператорами) банки просто отказывались выдать новый кредит для погашения старого или для выплаты задолженности контрагентам. Компания была вынуждена приостановить деятельность, что в случае с туроператором почти автоматически означает банкротство. Демпинг хоронит турбизнес "Туристический рынок погряз в демпинге, многие туроператоры работают в убыток", - называет одну из причин банкротства компаний пресс-секретарь Российского союза туриндустрии (РСТ) Ирина Тюрина. "Попытки отдельных игроков увеличить количество направлений и нарастить свою долю на рынке уже привели к тому, что 40-45% туров в России продается ниже себестоимости, - говорит Тюрина. - Лишь 10-15% туров продается по цене выше себестоимости, то есть с прибылью". Кроме того, туроператорам трудно находить общий язык с авиаперевозчиками. Чтобы сделать тур более дешевым, они заранее выкупают блоки мест у авиакомпаний. "Невозможно снять рейсы при падении спроса", - объяснила Ирина Тюрина. Даже если случилось наводнение, как это было не так давно в Таиланде, даже если есть рекомендация МИДа воздержаться от поездок в страну, как это было год назад во время революции в Египте - авиакомпании не идут навстречу туркомпаниям. "Если туроператор отказывается от выкупленного блока мест в самолете, авиаперевозчик забирает себе депозит в 10%", - говорит эксперт. В итоге туроператор вынужден либо терять депозит, либо продавать туры опять же себе в убыток, чтобы "отбить" хотя бы часть расходов. Ростуризм - за увеличение финобеспечения "Мы не можем оградить рынок от банкротств, поскольку туризм - это бизнес", - заявил глава Ростуризма Александр Радьков. Но таких банкротств может быть меньше, если реформировать законодательство, отметил он. В частности, Радьков считает необходимым увязать размер финансового обеспечения туроператоров (это банковская гарантия или страховой полис, которые гарантируют исполнение обязательств туроператора перед туристом, его максимальный размер - 100 млн рублей) с его оборотом: чем выше оборот - тем весомее должно быть обеспечение. Сейчас финансовая устойчивость туроператора не влияет на его право осуществлять свою деятельность. "Соотношение активов и кредитов не влияет на право продавать туры", - говорит глава правовой комиссии РСТ Георгий Мохов. "Планка в 100 млн рублей в ряде случаев недостаточна, но сам институт финансовой ответственности туроператора себя оправдал", - объяснил чиновник. К примеру, этих денег не хватит для выплат туристам "Ланта-тур вояж", признался Радьков. Деньги пострадавшим будут выплачиваться в определенной пропорции. "Мы за увеличение сумм финансового обеспечения, но для крупных компаний, поскольку одних это вылечит, а других убьет", - говорит председатель комитета по предпринимательству в сфере туристской, курортно-рекреационной и гостиничной деятельности ТПП Юрий Барзыкин. За рубежом давно выработаны методы воздействия на туроператоров, хотя и там их банкротство - не редкость, говорит РИА Новости первый вице-президент Ассоциации туроператоров России (АТОР) Владимир Канторович. Во многих странах существуют жесткие требования к убыточным туроператорам. "Размер их фингарантий достигает 100% [от оборота]", - пояснил он. Таким образом, государство пытается снизить риски банкротства компании. Автоматизация контроля Глава Ростуризма предлагает ввести понятие электронной путевки. Каждую проданную туроператором путевку нужно будет занести в электронную базу данных. Электронные путевки дадут возможность отследить оборот туроператора - в случае, если будет принято решение о корреляции размера финансового обеспечения с оборотом. "Путевки должны продаваться также как электронные билеты. Тогда мы сможем понимать, сколько путевок продано, на какую сумму, каков оборот туроператора", - заявил Радьков. Турист по такой базе сможет проверить, застрахована ли конкретная путевка или нет. Кроме того, единый реестр электронных путевок станет стимулом для компаний работать "в белую" и позволит повысить прозрачность туристического рынка, отметил Радьков. Без создания единой электронной базы турпутевок будет невозможно перейти к страхованию каждой отдельной путевки, как предлагает Ростуризм. Страхование обязательств туроператора по каждому туру в отдельности в случае его банкротства позволило бы путешественнику получить компенсацию в полном объеме, а не частично, как, по всей видимости, будет с туристами "Ланта-тур вояж". Пока в России еще не научились пользоваться опытом европейского турбизнеса, где компании работают по четкой схеме страхования каждой путевки и никто не "кидает" туристов, говорит замгенерального директора компании "Солвекс-трэвэл" Людмила Сысойкина. Кроме того, нужно страховать финансовый риск турагентов, например, от неисполнения обязательств перед потребителями, предлагает Юрий Барзыкин. В случае банкротства туроператора, турагенты, продавшие путевку, спокойно бы оплачивали отдых клиента из собственных средств, а потом бы уже выясняли отношения со страховщиками. В этом случае клиентам бы не приходилось самостоятельно вторично оплачивать отель, а турагентство бы было уверено, что оно вернет непредвиденные затраты. Такая страховка могла бы стоить турагентству в 10-20 тысяч рублей в год, рассуждает Барзыкин. Страховщики признают, что страхование каждой путевки было бы выгодно туристам, хотя тур в этом случае может подорожать на 3-5%. Проблема в том, говорят страховщики, что при малом собственном капитале туроператоров и активной политике демпинга, риски страховых выплат туристам резко возрастают. "После ситуации с "Ланта-тур вояж" многие страховщики подумывают об уходе с этого рынка, так как текущие сборы уже не компенсируют случившихся убытков", - сказала директор департамента страхования финансовых рисков и ответственности ОАО "АльфаСтрахование" Зинаида Кузьмина. СРО им поможет. Или не поможет Особое место в будущей системе Александр Радьков отводит саморегулируемым организациям туроператоров. Их, правда, еще необходимо создать. СРО должны будут задавать стандарты работы в отрасли. Кроме того, Ростуризм предлагает туроператорам, входящими в СРО, создать некий компенсационный фонд, деньги из которого можно было бы направить на оперативное решение проблем туристов, оказавшихся в сложной ситуации за рубежом по вине туроператора. И уже после решения проблемы туроператоры должны обратиться к страховщикам за выплатами, которые будут сделаны из средств фингарантий. "Это нужно потребителям", - говорит Владимир Канторович. Туроператоры, по его словам, готовы пойти на создание компенсационного фонда, учитывая, что траты из него затем будут компенсированы страховщиками. Еще одной функцией СРО может стать проведение аудита турфирм. Сейчас результаты аудиторской проверки получает Ростуризм при внесении оператора в единый реестр. Александр Радьков сказал, что сейчас большинство попадающих в ведомство результатов аудиторских проверок не соответствуют действительности. Предполагается, что в рамках СРО партнеры будут иметь большее представление о финансовом состоянии той или иной компании. Мониторинг за соответствием деятельности СРО законодательству должно осуществлять государство. Впрочем, как пояснил РИА Новости Александр Радьков, пока не выработан механизм контроля за туроператором - потенциальным банкротом со стороны членов СРО. Неясно, могут ли они как-то ограничить деятельность рискованного коллеги, потребовать повышения его финобеспечения или исключить такого туроператора из СРО. "Механизм сейчас прорабатывается", - сообщил глава Ростуризма.

/ Новости

Более 140 моделей самолетов и вертолетов бизнес-класса;

Летно-технические характеристики, компоновки салонов, карты дальности полета из Москвы;

Эксклюзивные фото воздушных судов и VIP-интерьеров;

Ориентировочную стоимость авиатехники в 2016-2017 гг;