Добро пожаловать на крупнейший портал бизнес-авиации
Меню
Daher-Socata TBM 850 – турбовинтовой Ferrari
Daher-Socata TBM 850 – турбовинтовой Ferrari
На данный момент в эксплуатации по всему миру находится свыше 245 экземпляров одномоторного турбовинтового самолета Daher-Socata TBM 850; совокупный налет парка превышает 120 тыс. ч. Эксплуатанты хвалят эту новейшую модификацию за высокую скорость, экономичность и прочность конструкции, надежность, легкость в пилотировании и обслуживании. По путевой скорости TBM 850 сравним с особо легкими реактивными самолетами (VLJ), но при этом расход топлива у него существенно ниже. Большинство эксплуатантов, которых мы опросили, используют самолет на маршрутах протяженностью чуть менее 925 км. Средний годовой налет составляет всего 182 ч, то есть режим эксплуатации можно назвать щадящим по сравнению с многими другими типами турбовинтовых административных самолетов. Средняя дальность полета для большинства владельцев TBM 850 составляет 555 км — именно в этом сегменте эксплуатационного диапазона модели наиболее очевидно проявляются ее преимущества перед VLJ. Полет из Уайт-Плейнc, шт. Нью-Йорк, в Питсбург на борту TBM 850 займет 1 ч 1 мин, то есть всего на 6 мин дольше, чем потребуется Embraer Phenom 100, чтобы преодолеть это расстояние. При этом последний израсходует на 35% больше топлива. На более протяженных маршрутах — например, при полете на 1111 км из Индианаполиса в Оклахома-Сити — можно сравнить TBM 850 с реактивным Cessna Citation Mustang. Cessna приземлится всего на три минуты раньше, а расход топлива у него окажется на 20% больше. TBM 850 способен тягаться с реактивными конкурентами и на более дальних дистанциях. При перелете, скажем, на 1852 км между городом Форт-Лодердейл, шт. Флорида, и Питсбургом Phenom 100 опередит его на 11 мин, но при этом потребит почти на треть больше топлива. При этом надо учесть, что в ситуациях реальной эксплуатации преимущества легких турбовентиляторных самолетов над TBM 850, по всей видимости, окажутся еще более незначительными из-за ограничений, накладываемых органами ОрВД на профиль полета. Невозможность прямого набора до оптимальных для реактивных моделей эшелонов от 12,0 до 12,5 км не только "съедает" их крейсерскую скорость, но и увеличивает расход топлива. В свою очередь, TBM 850 для достижения оптимальных характеристик крейсерской скорости и топливной эффективности нужно всего лишь набрать 8000 – 8500 м. На высоте 8000 м он развивает истинную крейсерскую скорость 648 км/ч, а его расход топлива составляет 197 кг/ч при средней полетной массе. Ни один из существующих двухдвигательных самолетов — турбовинтовых или турбовентиляторных — не может похвастаться таким сочетанием скоростных характеристик и топливной эффективности. При необходимости TBM 850 сможет перевезти четырех пассажиров на расстояние до 2685 км. Для этого, правда, потребуется прямой набор до 9450 м — максимальной высоты крейсерского полета для данного типа, а также выдерживание крейсерской скорости 463 км/ч. Автор этих строк как-то слетал на TBM 850 из Сан-Диего в Атланту при небольшом попутном ветре. Самолет совершил посадку с запасом топлива на 45 мин полета. Способность преодолевать расстояния свыше 2200 км составляет важное преимущество TBM 850 перед сверхлегкими реактивными моделями, поскольку, в отличие от VLJ, ему не потребуется совершать посадку для дозаправки. Однако далеко не все владельцы готовы провести шесть часов подряд в самолете, для того чтобы выжать из него 2685 км дальности. Большинство выбрало TBM 850 за скоростные характеристики: они летают на скоростях свыше 555 км/ч и планируют маршруты с плечами протяженностью не более 2000 км, что соответствует примерно 4 ч полетного времени. Эксплуатанты отмечают, что реальные ЛТХ самолета очень близки к заявленным. Впрочем, Daher-Socata указывает в спецификациях крейсерские параметры для самолетов, не оснащенных метеорадаром в обтекателе на передней кромке крыла, хотя в действительности он установлен практически на всех экземплярах. Между тем установка радара сокращает максимальную крейсерскую скорость примерно на 9 км/ч. По уровню лояльности бренду эксплуатанты TBM 850 лидируют среди всех владельцев ВС, с кем нам доводилось беседовать в ходе регулярных опросов. Никто из наших собеседников не высказал сожаления о своем решении приобрести этот самолет. По мнению владельцев TBM 850, на рынке однодвигательных турбовинтовых самолетов наблюдается ярко выраженная сегментация. Piper Meridian, например, представляет собой доступный по цене вариант для тех, кто редко летает больше чем с одним пассажиром на борту. PC-12 — довольно крупная машина, сравнимая по пассажировместимости и грузоподъемности с двухдвигательным Hawker Beechcraft King Air. Что же до TBM 850, то это самая скоростная модель на рынке и наиболее приемлемая альтернатива сверхлегким реактивным самолетам. "PC-12 — отличный грузовик, но TBM 850 по сравнению с ним — Ferrari", — говорит Брет Юрганс, пилотирующий серийный номер 355 в интересах компании Whayne Supply Co., подразделения концерна Caterpillar Equipment. Владельцы TBM 850 особенно довольны работой дистрибуторской сети. Многие хвалят Avex Aircraft за высокий уровень услуг по послепродажному техническому обслуживанию и модернизации. "Трудно найти более приятных людей, чем работники Avex", — говорит Пепка. Впечатлены эксплуатанты и работой Socata North America по снижению эксплуатационных расходов, расширению сети сервисных центров и увеличению номенклатуры запчастей. Цены на топливо за последние несколько лет выросли втрое, и эксплуатанты признают, что это повышение бьет по карману, — но тут же добавляют, что, по крайней мере, у их самолета один двигатель, а не два, как на особо легких реактивных моделях. Все эти факторы оказывают положительное влияние на общее впечатление от покупки. Шмельц заявляет, что собирается эксплуатировать свой TBM 850 в течение 20 лет — дольше, чем любой из самолетов, которыми он владел прежде. "TBM 850 до сих пор остается самолетом моей мечты", — восклицает Пепка. Наши собеседники настоятельно советуют потенциальным покупателям пообщаться с владельцами TBM 850 перед принятием решения о покупке. И учитывая то, что услышали мы, Daher-Socata не найти лучших менеджеров по продажам, чем ее нынешние клиенты.

/ Новости

Более 140 моделей самолетов и вертолетов бизнес-класса;

Летно-технические характеристики, компоновки салонов, карты дальности полета из Москвы;

Эксклюзивные фото воздушных судов и VIP-интерьеров;

Ориентировочную стоимость авиатехники в 2016-2017 гг;