Добро пожаловать на крупнейший портал бизнес-авиации
Меню
Окрылённые властью. На чём летает российская элита
Окрылённые властью. На чём летает российская элита
Британские СМИ недавно сообщили: принц Уильям с молодой супругой Кэтрин возвращались из Эдинбурга рейсом одной из бюджетных авиакомпаний. За места в экономклассе они заплатили всего 44 евро. Экономили госсредства... Впрочем, новость мало кого удивила. Не только члены королевской семьи, но и любой чиновник на Западе обязан быть образцом скромности. А как обстоят дела у нас? Если с народом — народ подождёт? В список лиц, имеющих право летать рейсами спецотряда «Россия», входит 7 человек. Это президент, премьер, спикеры палат парламента, глава администрации президента, министр иностранных дел и генпрокурор. Первые лица в основном летают из спецаэропорта «Внуково-2» на Ил-96, Ту-214. Парк авиаотряда «Россия» недавно был обновлён, и теперь для поездок на короткие расстояния президент также использует новый Falcon: летать на нём из Москвы в Питер не только быстрее, но и экономичнее. Управделами Президента РФ планирует закупить и несколько новых отечественных машин — Ан-149, Ту-214, SuperJet-100. Чиновники рангом пониже должны летать по служебным делам регулярными рейсами — вместе с народом. Правда, нигде не оговаривается, каким классом. В разгар кризиса два года назад большинство ведомств объявило об отказе от приобретения авиабилетов бизнес-класса для своих сотрудников. Но потом кризис рассосался, и об экономии стали забывать. — Сегодня экономклассом высокопоставленный чиновник полетит только в том случае, если он хочет привлечь к этому полёту внимание, — рассказывает политолог Станислав Белковский. — Подавляющее большинство депутатов, губернаторов если и летят рейсовым самолётом, то в бизнес-классе. Тех же губернаторов, по оценке эксперта, можно условно разделить на два вида: бывалые, «старожилы», и молодые, «неоперившиеся». Последние, как правило, и летают обычными рейсами. Но демократичности имиджу начальства это добавляет не всегда. Яркий пример: недавний случай с иркутским главой Д. Мезенцевым. Из-за него рейс Иркутск — Москва задержали на час. Ни для кого не секрет, что начальственные авто подъезжают к трапу самолёта, минуя досмотр. Выворачивать карманы и шагать в носках через рамку металлоискателя ВИП-пассажиров никто не заставляет (знаменитый телесюжет с проходом президента Д. Медведева через рамку во «Внукове» лишь подчеркнул анекдотичность подобной ситуации в России). При необходимости к услугам чиновников уютные ВИП-залы, где на столах в подогретых бокалах отливает янтарём элитный коньяк... Впрочем, долго коротать время в ожидании самым крутым пассажирам не приходится. Известен случай, о котором рассказала депутат-«справедливоросс» Оксана Дмитриева. Минувшей зимой в разгар ледяного дождя, когда в «Шереметьеве» скопились тысячи обозлённых пассажиров, в Санкт-Петербург вылетел только один рейс — со спикером Госдумы Б. Грызловым. Представители авиакомпании и аэропорта тогда честно признались: задержка такого пассажира стала бы для них большой головной болью. Билет в высшее общество Что же касается губернаторов-«старожилов», то они, как правило, летают по важным делам самолётами «пасущихся» в их регионах бизнесменов. У многих сырьевых компаний для передвижения по регионам есть собственные авиаподразделения — «Газпром авиа», «ЛУКОЙЛ-авиа»... Кстати, эксперты уверяют, что состоятельные россияне предпочитают оформлять лайнеры не в личную собственность, а на коммерческие структуры. Но это не меняет сути. — Личный самолёт сегодня — такой же неотъемлемый признак принадлежности к элите, каким 20 лет назад был шестисотый «Мерседес». Ни один бизнесмен с состоянием хотя бы в 1 млрд долл. (а таких сегодня не меньше сотни) не будет летать рейсовым самолётом, — замечает С. Белковский. Так, В. Вексельберг («Ренова») предпочёл Bombardier BD-700 Global Express, сенатор С. Керимов («Нафта-Москва») — бизнес-версию Boeing 737 и Gulfstream G-V, президент группы «ОНЭКСИМ» М. Прохоров — Gulfstream GV-SP и Falcon 900 EX. Но, кажется, всех перещеголял Р. Абрамович — его парк в разное время пополнили тот же Boeing Business Jet (BBJ), что и у Керимова (машину оценивают в 50-60 млн долл.), Ту-154, Boeing 767-300ER за 100 млн долл. и даже гигантский Airbus A380 за 300 млн долл. Народ называет это понтом, сами бизнесмены утверждают, что для них персональный самолёт — вложение в мобильность и эффективность бизнеса. Кстати, бывший владелец «Миракс Групп» С. Полонский, прижатый кризисом, не так давно с сожалением вынужден был выставить на продажу собственное воздушное судно. От бизнес-элиты не отстают и богатейшие представители политического класса. Член Комитета Госдумы по труду и социальной политике Г. Аникеев честно указал в декларации, что владеет самолётом Falcon 2000 EX Easy. Экс-глава Калининградской области Г. Боос также не скрывал, что владеет небольшим реактивным джетом на 9 мест. Поговаривали, что его Raytheon 390 Premier 1 украшен областным гербом и стоит порядка 3,5-5 млн долл. На подобном самолёте летает Ральф Шумахер... Экс-губернатор Д. Зеленин мотался из Твери в Москву на вертолёте, которым обзавёлся ещё до того, как стал чиновником. Чиновники прибегают к различным уловкам, чтобы не летать рейсовыми самолётами. Например, министр должен лететь с делегацией, и «вдруг» в последний момент выясняется, что дешевле арендовать для неё отдельный самолёт, чем покупать всем билеты. Или кому-то нужно «в Париж, по делу, срочно», срываются переговоры с западными партнёрами, а расписание обычных рейсов не стыкуется с личным графиком чиновника. Частный самолёт с широкими кожаными креслами, уютной спальней и душевой — идеальное решение проблемы... «Высшая власть закрывает глаза на сверхзапросы государевых слуг. Только в том случае, если чиновник перешёл кому-то дорогу и нужно его срочно убрать, его нескромность всплывает наружу, возникают дела об использовании бюджетных средств в корыстных целях. После отставки такие дела, как правило, разваливаются», — говорит политолог Александр Кынев. Кстати, в прошлом году во Франции разгорелся страшный скандал: сразу два министра вынуждены были уйти в отставку из-за того, что за госсчёт фрахтовали частные самолёты и закупали дорогие кубинские сигары. В России ни одной подобной отставки пока не было...

/ Новости

Более 140 моделей самолетов и вертолетов бизнес-класса;

Летно-технические характеристики, компоновки салонов, карты дальности полета из Москвы;

Эксклюзивные фото воздушных судов и VIP-интерьеров;

Ориентировочную стоимость авиатехники в 2016-2017 гг;