Добро пожаловать на крупнейший портал бизнес-авиации
Меню
Robinson-турбо: идеальный момент для R66
Robinson-турбо: идеальный момент для R66
Bот что такое "умение выбрать момент": Robinson Helicopter, мировой лидер по количеству выпускаемых вертолетов, получил сертификат типа на новый R66 — свою первую модель с газотурбинным двигателем — именно тогда, когда мировая экономика начинает оправляться от кризиса, один из главных конкурентов уходит с рынка, а потенциальные покупатели как раз переориентируются на приобретение недорогих винтокрылых машин. По словам Курта Л. Робинсона, президента и исполнительного директора американского производителя, его отец и основатель семейного бизнеса Фрэнк Робинсон привык планировать пятилетками. Похоже, что текущий пятилетний план Фрэнка сбывается на все сто. В северной части растянувшегося на полкилометра завода Robinson в калифорнийском Торрэнсе ждут своего часа тысячи квадратных метров новых заводских площадей, полностью готовых к расширению производства (после завершения строительства новых мощностей в 2005 г. производственные площади компании составляют в общей сложности 146000 м2). В январе 2008 г. компания Bell Helicopter объявила о сворачивании производства легендарного легкого вертолета 206B III JetRanger. И это в тот момент, когда бюджеты властей всех уровней, эксплуатирующих легкие турбовинтовые вертолеты, серьезно сократились, а значит, в ходе обновления парков особое внимание стало уделяться стоимости новой техники. Недорогой R66 способен заинтересовать многих в этом сегменте рынка. Для экспансии в отрасли, которая только начинает выкарабкиваться из кризиса, более благоприятное стечение обстоятельств трудно себе представить. В августе 2010 г. Робинсон-старший объявил об уходе на покой. Сейчас по утрам он работает над мемуарами, а днем заглядывает в офис, чтоб держать руку на пульсе и давать ценные указания. Должно быть, ему чертовски нравится то, что он там видит — и провидит. В былые годы выступления Фрэнка Робинсона неизменно становились гвоздем ежегодной конвенции Heli-Expo, проводимой Международной вертолетной ассоциацией. Там Robinson традиционно устраивает свою крупнейшую в году пресс-конференцию. Такие брифинги всегда проходили при огромном стечении журналистов. Для аудитории это была редкая в авиационном мире возможность послушать человека, чье имя красуется на вывеске успешной компании-производителя, которую он сам же и создал, которой владеет и управляет. Именно на одной из таких пресс-конференций, в 2007 г., Robinson наконец-то официально объявил о начале работ по созданию вертолета R66, слухи о котором циркулировали уже долгое время. Несмотря на все просьбы, Фрэнк Робинсон мудро отказался называть предполагаемую дату первого полета, а также планируемые сроки сертификации и начала поставок. Не в его интересах было загонять себя в рамки. Неловкое положение, в котором оказались Airbus, Boeing, Lockheed и другие производители из-за сорванных сроков, стало для компании полезным уроком. В последующие годы Фрэнк рассказывал на пресс-конференциях о трудных поисках подходящего двигателя для новой машины, намекая даже, что может в конечном счете остановить свой выбор на дизеле. Турбины, твердил он, слишком дорого стоят и расходуют слишком много топлива. Для того чтобы переломить это убеждение, потребовался новый двигатель Rolls-Royce. Отделение двигателестроительного гиганта в Индианаполисе постоянно, без лишнего шума модифицировало свою старинную турбовальную модель Allison 250, которую ставили, помнится, на целое поколение вертолетов типа Bell JetRanger, Hughes 500, Enstrom и другие. Доработанный вариант мощностью до 224 кВт стал известен под обозначением RR300. На той же Heli-Expo в 2007 г. его представили в качестве силовой установки для R66. Двигатель был сертифицирован год спустя, а 25 октября 2010 г. Федеральная авиационная администрация США (FAA) вручила Фрэнку Робинсону сертификат типа на его первый вертолет с турбовальным двигателем. Вскоре после этого первый серийный R66 был поставлен компании Helistream — эксплуатанту винтокрылой техники и давнему дилеру вертолетов Robinson, базирующемуся в местечке Коста-Меса, шт. Калифорния. До конца 2010 г. Robinson собрал 10 экземпляров новой модели — в дополнение к 40 двухместным R22 и 112 четырехместным R44. Общее число выпущенных в прошлом году вертолетов составило 162 единицы. Правда, этот результат сильно отстает от рекордных показателей 2008 г., когда Robinson собрал 823 поршневых вертолета. Курт Робинсон говорит, что, хотя компания всеми силами пыталась преодолеть экономический спад, не прибегая к сокращению штатов, болезненное падение с вершины, достигнутой в 2008 г., вынудило производителя урезать персонал с 1400 примерно до 1000 чел. Резкое уменьшение числа заказов в немалой степени объясняется неожиданным провалом амбициозной затеи с вертолетной школой Silver State Helicopters в Неваде. Беспрецедентное по своему размаху предприятие обанкротилось в 2008 г. Согласно списку активов Silver State, размещенному в Википедии, в результате банкротства этого начинания на рынок единовременно были выброшены 139 единиц Robinson R22 и 38 единиц R44. А в недавнем пресс-релизе Robinson объявил, что потратил первую половину прошлого года, прикидывая, "куда пристроить нераспроданную технику, образовавшуюся в результате нестабильности экономики". В краткосрочной перспективе одним из ключевых факторов, определяющих количество заказов на R66, стала проведенная в начале марта сертификация предназначенной для него системы кондиционирования воздуха. Есть мнение, что пока этого не произошло, многие потенциальные покупатели не торопились разместить заказы. Фреоновый кондиционер на R44 зарекомендовал себя как очень эффективное решение, аналогичная система кондиционирования для R66 сейчас поставляется как опция. Наиболее очевидным преимуществом R66 для покупателей — помимо турбовального двигателя, гораздо более эффективного, чем поршневые, — станет весьма просторное багажное отделение, расположенное между пассажирским салоном и моторным отсеком. В нем можно перевозить до 136 кг груза, и ходят слухи, что недавно в него для групповой фотографии умудрились втиснуться не то четыре, не то пять сотрудников Robinson. Поршневые модели производителя таким объемом похвастаться не могут. История компании Robinson и ее модельного ряда — это история постоянных усовершенствований и инноваций. Модель R22 появилась на рынке в 1979 г. и в основном использовалась как вертолет общего назначения, для обучения и чартерных перевозок. Особенно он полюбился скотоводам Австралии — эта малютка, управляемая одним пилотом, идеально подошла для выпаса стад. В 1981 г. Robinson представил миру модификацию R22 HP с более мощным двигателем и улучшенными высотными характеристиками. За ней последовал R22 Alpha с увеличенным максимальным взлетным весом, что позволяло брать на борт больше топлива и, как следствие, увеличивало максимальную продолжительность полета на 65%. Нынешняя модификация, известная как R22 Beta, а также другая модель компании — Mariner, с поплавковым шасси, — появились в 1985 г. Их преимущества — улучшенные ЛТХ и цена 85850 долл. в базовой комплектации (или 95850 долл. для поплавкового варианта). Это лишь чуть более чем вдвое дороже 40000 долл., что просили за базовую модель в 1979 г. На Heli-Expo в 1992 г. Robinson объявил о запуске программы по созданию четырехместного R44 по цене 235000 долл., что сравнимо со стоимостью некоторых четырехместных самолетов. В начале 1998 г. дебютировала модификация Newscopter, предназначенная для новостных телеканалов, а год спустя впервые появился гидравлический привод элементов управления для R44, ставший стандартным решением, начиная с модели R44 Raven в 2000 г. Модификация Raven II отличалась инжекторным двигателем Lycoming IO-540, но Фрэнк Робинсон видел необходимость создания более совершенного учебного вертолета, чем R22, и настаивал, что недорогой Raven I с карбюраторным двигателем — лучшая, более безопасная машина для вертолетных школ. Вскоре Robinson уже продавал модель Newscopter с цифровой кабиной наравне с полицейской модификацией R44, один экземпляр которой был заказан Китаем. Затем последовала модель R44 Clipper с поплавковым шасси. И при ценах, которые устанавливал Robinson, никто не мог составить ему конкуренцию. Спрос на R22 в его уникальной нише остается стабильным, и R44 тоже хорошо продается. А теперь ожидается, что модель R66 выведет компанию на новый уровень. Новый вертолет вполне соответствует философии Robinson — предлагать продукты если не превосходящие, то по крайней мере не уступающие конкурентам, и по выгодным ценам. На фоне большинства вертолетостроителей, которые больше не публикуют каталожные цены на свою продукцию (давая понять, что параметры каждой сделки оговариваются индивидуально), Robinson, не делающий секрета из своих цен, стал образцом прозрачности ценообразования. Например, R66 в базовой комплектации можно приобрести за 798000 долл., и сейчас портфель заказов на него состоит приблизительно из 125 машин. Клиенты платят невозвратный депозит в размере 75000 долл., а остальное — при поставке (для сравнения: быстрый поиск по Сети выдал 30-летний Bell 206B III с налетом 20000 ч, за который просят 508000 долл.). По заявлениям Robinson, возможности финансирования покупок авиатехники, сократившиеся с началом кризиса, теперь постепенно восстанавливаются, так что клиенты снова могут получить кредит на приобретение вертолета. Первыми новую модель получат американские дилеры Robinson, затем последуют поставки международным дилерам. Курт Робинсон видит рыночный потенциал R66 в сегменте чартерных перевозок и авиаработ общего назначения. Вертолет способен перевозить до пяти взрослых пассажиров — или четырех лесорубов, с цепными пилами и прочим рабочим снаряжением в багажном отсеке. Новая модель не является заменой R44, говорит Курт, поскольку потребляет больше топлива и обходится дороже в эксплуатации. У каждого из этих вертолетов своя ниша. При скорости 260 км/ч R66 передвигается быстрее и лучше набирает высоту, чем R44. Немаловажно и то, что он работает на авиакеросине Jet-A, что делает его особенно привлекательным в некоторых частях Африки, Азии и Латинской Америки, где авиабензин достать непросто. Государственные структуры всех уровней выказывают явное предпочтение турбинной авиатехнике. "Рынок диктует свои правила", — говорит Курт Робинсон. И сейчас "рынку нужны обещанные "примочки". Под "примочками" имеются в виду инфракрасные сканеры, видеокамеры и прочее модульное оборудование для специализированных вариантов R44. Кондиционер для рынка важнее всего, и при цене 23000 долл. он представляется вполне доступной опцией. Впереди у Robinson еще множество испытаний, связанных с международной сертификацией. Вот что говорит Курт: "Нам предстоит сертификация в Европе, Канаде, Бразилии — теперь нас знают во всех этих регионах, и у нас хорошие рабочие отношения с соответствующими авиационными властями". На вопрос, считает ли он турбовальные двигатели более безопасными, чем поршневые Lycoming, Робинсон отвечает с ухмылкой: "Мы уже 30 лет боремся с этим мифом, и, похоже, все без толку. Мы на это пошли не из-за безопасности. Просто R66 — более крупный вертолет по сравнению с R44, он способен перевозить больше груза, и скорость у него выше почти на 20 км/ч. Это очень разные вертолеты". Он продолжает перечислять различия: высота и ширина R66 на 20 см больше, а его сухой вес значительно меньше; потребляет он 70 кг/ч топлива против 45 кг/ч у поршневого R44 — и стоит всего чуть более чем в два раза дороже. Новехонькие производственные площади завода Robinson на аэродроме Замперини вполне готовы к оздоровлению. "Нас сейчас может сдерживать только недостаточный размер парковки для сотрудников", — говорит Курт. Единственный способ увеличить количество парковочных мест — начать строительство многоуровневого гаража. Фрэнк Робинсон ввел практику изучения принятых в отрасли производственных процессов: он приобретал один станок для выполнения определенной операции и, если он оказывался востребованным, закупал до дюжины подобных станков и интегрировал новый процесс в производственный цикл компании. Одним из последних новшеств стало приобретение нескольких установок электроэрозионной обработки. Правда, не со всеми технологиями это проходит, отмечает Курт. Например, компрессоры для кондиционеров — это крупносерийное производство. "Проблема в том, что мне нужно штук 500, а меньше чем 100000 штук мне продавать не хотят". Компания использует один образец R66 для испытаний: сейчас он задействован в программе канадской сертификации. Двигатель Rolls-Royce RR300, который, возможно, в дальнейшем будет использоваться и на вертолетах других производителей, обязан своим существованием компании Robinson, и, похоже, он вполне подходит для своей миссии. Вскоре бело-красный R66 направится на север, в канадскую провинцию Альберта, для испытаний холодом. По сравнению с большинством других моделей вертолеты Robinson могут показаться маленькими, но на рынке эта компания — настоящий колосс.

/ Новости

Более 140 моделей самолетов и вертолетов бизнес-класса;

Летно-технические характеристики, компоновки салонов, карты дальности полета из Москвы;

Эксклюзивные фото воздушных судов и VIP-интерьеров;

Ориентировочную стоимость авиатехники в 2016-2017 гг;