Добро пожаловать на крупнейший портал бизнес-авиации
Меню
Слабое звено
Слабое звено

Вчера министр финансов РФ Алексей Кудрин выступил с резкой критикой проекта по созданию российского регионального самолета Sukhoj Superjet-100 (SSJ-100), назвав его менеджмент «неэффективным», который стоит сменить. Однако через некоторое время министр уточнил, что его критика направлена в адрес руководства НПО «Сатурн» (производитель двигателя к SSJ-100), а не менеджмента головного исполнителя контракта — компании «Гражданские самолеты Сухого» (ГСС). По мнению участников рынка, в затягивании реализации проекта действительно виноват производитель силовой установки, однако заменить в нем менеджмент чиновникам будет сложно, так как государство не контролирует предприятие.

Менеджмент оператора проекта по созданию региональных самолетов SSJ-100 неэффективен, правительство будет менять состав акционеров компании, сказал вчера в Госдуме вице-премьер, министр финансов РФ Алексей Кудрин. По его словам, проведен анализ деятельности компании, «выводы на столе, к сожалению, это связано с неэффективным менеджментом». При этом министр подчеркнул, что правительство в ближайшее время примет меры по изменению состава акционеров компании. Однако позднее Алексей Кудрин уточнил, что под «оператором проекта по созданию региональных самолетов Sukhoj Superjet-100» он имел в виду НПО «Сатурн», которое изготавливает двигатели SaM146 для SSJ-100.

Внимание Кудрина к проекту было вызвано тем, что программа серийного выпуска SSJ-100 может быть сорвана из-за нехватки средств. Чтобы это предотвратить, необходимо дополнительно вложить в проект 8,8 млрд руб. (4 млрд руб. требуется НПО «Сатурн» и 4,8 млрд — авиазаводу в Комсомольске-на-Амуре). При подготовке программы не учитывалось, что сертификация самолета будет проходить по международным стандартам, не были заложены средства и на послепродажное обслуживание. Однако одобренная депутатами в первом чтении поправка по финансированию проекта под давлением Министерства промышленности во втором чтении в бюджет не вошла.

В ГСС вчера не комментировали выступление Кудрина. «Кудрин не понимает, кто виноват, и не компетентен оценивать менеджмент этих проектов», — говорит РБК daily заместитель директора Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко. По его словам, реализация промышленных проектов подвержена многим рискам, в том числе финансовым и политическим. «Первоначальные планы не укладываются в графики. Это происходит во всем мире, стоит посмотреть на проекты А380 и Boeing 787», — говорит эксперт.

Между тем в начале октября глава Объединенной авиастроительной корпорации Алексей Федоров также фактически обвинил «Сатурн» в задержке проекта SSJ-100. «На второй самолет двигателей у нас нет, хотя по нашим планам сейчас уже четыре самолета должны были быть оснащены двигателями», — подчеркивает он. По его словам, речи о том, чтобы найти другого поставщика двигателей для лайнера, сейчас не идет, так как «для привязки любого двигателя потребуется длительное время». Федоров не стал уточнять финансовые санкции, которые ОАК предъявит к НПО «Сатурн» как производителю двигателя.

Несмотря на критику Кудрина, сменить менеджмент «Сатурна» будет не так-то просто. Сейчас государству принадлежит 37% акций рыбинского предприятия. Данный пакет будет внесен в качестве вклада государства в уставный капитал Объединенной двигателестроительной корпорации, создаваемой «Оборонпромом». Остальные 63% НПО «Сатурн» находятся под косвенным контролем гендиректора предприятия Юрия Ласточкина. «Юридически никто, даже Минфин, не может сменить менеджмент проектов, но если прозвучала критика со стороны первых лиц, значит, «Оборонпром» в ближайшее время возьмет под контроль это предприятие», — считает Севастьян Козицын из «Брокеркредитсервиса». По его словам, больших затрат на приобретение «Оборонпром» не понесет, так как пакет Ласточкина стоит сейчас недорого.

Однако авиакомпаниям неинтересно, кто виноват в отставании в сроках сдачи проекта. По словам источника в «Аэрофлоте», в соответствии с графиком поставки самолетов первые десять лайнеров должны были поступить в распоряжение перевозчика в 2010 году, далее поставляться должны были по 12 лайнеров в течение двух лет. «Однако сейчас компания рассчитывает на приход в 2010 году лишь двух лайнеров», — говорит источник РБК daily в авиакомпании. Напомним, что по первоначальным планам «Гражданские самолеты Сухого» должны были поставить первый самолет SSJ-100 «Аэрофлоту» в ноябре 2008 года. У производителя уже есть более ста твердых контрактов на SSJ-100, в том числе твердый контракт на 30 самолетов и опцион еще на 15 с «Аэрофлотом». Сейчас планируется, что первый серийный самолет будет поставлен заказчику в сентябре 2009 года, которым станет армянский перевозчик — авиакомпания Armavia.


/ Новости

Более 140 моделей самолетов и вертолетов бизнес-класса;

Летно-технические характеристики, компоновки салонов, карты дальности полета из Москвы;

Эксклюзивные фото воздушных судов и VIP-интерьеров;

Ориентировочную стоимость авиатехники в 2016-2017 гг;