Добро пожаловать на крупнейший портал бизнес-авиации
Меню
Канзасский рысак
Канзасский рысак

От даты первого полета легкого бизнес-джета Learjet 23 нас отделяет без малого полвека. За эти годы семейство Learjet пополнилось еще десятью самолетами, лучшим из которых стал породистый, красивый и быстрый Learjet 60.

Комфорт или скорость?

В начале 1960-х, на заре эры бизнес-джетов, самые маститые и уважаемые аналитики предрекали новому классу самолетов весьма скромные тиражи. Предполагалось, что личный реактивный самолет будет всего лишь игрушкой эксцентричных богачей и вряд ли принесет своим создателям всемирную славу и многомиллионные доходы. Эх, скептики, знали бы они, на что способен гений в минуты озарений.

Талантливый американский авиаконструктор Уильям(Билл) Лир был не менее (а может быть, и более) одаренным предпринимателем и решился предвосхитить спрос, которого другие еще «в упор не видели». Не было бы счастья, да несчастье помогло: правительство Швейцарии отвергло разработанный Лиром истребитель-бомбардировщик FFA P-16, что и подвигло конструктора явить его миру в новом амплуа – легкого реактивного пассажирского самолета для частного использования.

Созданный в 1963 г. Learjet 23 (первоначально - SAAC Lear Jet 23) оказался действительно самым маленьким и дешевым реактивным лайнером в мире: крошечный тесный салон вмещал максимум 5–7 пассажиров, управлять самолетом мог один пилот. Залогом успеха проекта стало оригинальное скоростное крыло, доставшееся Learjet 23 от P-16. Крыло было прямым, но имело небывало тонкий для того времени профиль и развитую взлетно-посадочную механизацию. По сути, новым был только фюзеляж с размещением двух двигателей в хвосте (по аналогии с французской Caravelle) и необычным остеклением пилотской кабины, которое делало гражданский самолет похожим на истребитель. Отличный маркетинговый ход, надо признать. Потенциальные потребители не сразу приняли столь непривычный продукт, но, распробовав, выстроились в очередь. Как и предполагал прозорливый Билл Лир, бизнесмен послевоенной эпохи оказался готов пожертвовать комфортом ради скорости.

Мы не случайно начали статью о Learjet 60 с истории создания Learjet 23. Этот самолет, впервые воплотивший принцип разумного минимализма в реактивной частной авиации, задал стандарты не только для многих бизнес-джетов других производителей, но, прежде всего, для семейства Learjet. Впрочем, речь идет не только о минимализме.

Бойцовский нрав

В основу технического облика бизнес-джетов семейства Learjet положены военная родословная и принцип разумной достаточности во всем, что также свойственно, прежде всего, военной авиации. Последовательно развиваясь, «Лирджеты», конечно, все больше приближались к классическим стандартам, но многое переходило от модели к модели и в итоге досталось нашему герою, Learjet 60. Итак, что же в нем такого необычного?

Впервые взлетевший 13 июня 1991 г., Learjet 60 предназначался на замену Learjet 55, который стал первым самолетом семейства с фюзеляжем увеличенного диаметра. В свое время, отвечая критикам тесного салона Learjet 23, Билл Лир заявлял: «Вы не можете стоять в «Кадиллаке». То есть либо вы получаете хоть и малокомфортабельный, но скоростной и доступный по цене реактивный самолет, либо ищите другие предложения и готовьтесь переплачивать. Но к началу 1970-х ситуация стала меняться, и, дабы не отстать от роста спроса на более комфортабельные бизнес-джеты, компания Gates Learjet решилась на радикальную модернизацию фюзеляжа. Разумеется, потяжелевший Learjet 55 несколько отстал от собратьев по летно-техническим характеристикам, и рано или поздно их нужно было вернуть на должный «лировский» уровень. Сделано это было именно на Learjet 60.

Learjet – это скорость. Такова была первоначальная идея, от которой старались не отступать. В духе этого фирменного лозунга Learjet 60 оснастили мощными и экономичными двигателями Pratt & Whitney вместо традиционных Garrett. Рост тяги сказался на характеристиках взлета и посадки: динамика набора высоты стала буквально истребительной, на высоту 12 500 м самолет с полной массой выскакивал за 16-18 минут, причем прямым набором, без «площадок». Но возросла также скорость захода на посадку, поэтому двигатели штатно оснастили устройствами реверса тяги. В итоге получился в прямом смысле слова самолет короткого взлета и посадки, способный летать на аэродромы с длиной полосы не более километра. Типичный по массе средний бизнес-джет с взлетно-посадочными характеристиками легкого – это впечатлило потенциальных клиентов.

Свойственные Learjet 60 высокие скорости полета на всех режимах стали заслугой не только мощных двигателей, но и крыла, как, впрочем, и всей аэродинамики самолета. Разумеется, это уже не то маленькое крылышко, которое сделали для легкой боевой машины, но его достойное развитие. У Learjet 60, как и у его предков, высокая удельная нагрузка на крыло. То есть его площадь невелика, поэтому на каждый квадратный метр приходится значительная доля массы самолета. Но, способствуя увеличению скорости, такое крыло предъявляет повышенные требования в части устойчивости и управляемости, особенно на малых скоростях взлета и посадки. В этом отношении крыло Learjet 60 самое «доведенное». Отнюдь не случайно оно «обросло» вертикальными гребнями и корневыми наплывами.

Вообще устойчивость и управляемость самолетов семейства Learjet в свое время «подбросили проблем» и с ними пришлось «пободаться». Высокая маневренность всегда позволяла этим джетам вписываться в сложные траектории «неудобных» аэродромов, эффективно «срезать углы» в зонах с интенсивным траффиком. Но по устойчивости Learjet считались и считаются «скользкими». Это не недостаток устойчивости, а, скорее, отсутствие избыточной устойчивости, свойственной, например, бизнес-джетам семейства Hawker. Пилотировать Learjet 60 – значит быть профессионалом своего дела, малоопытный летчик не сумеет реализовать всех замечательных возможностей этого «бизнес-файтера».

Для продвинутых

Да, нужно было сильно постараться, чтобы самый тяжелый и дальнобойный Learjet сохранил «фирменную» динамичность. Способный стремительно набрать высоту 15 545 м и пролететь до 4539 км со скоростью 859 км/ч, выгодно используя сезонные ветра, Learjet 60 достоин считаться одним из лучших в своей размерности трансконтинентальных бизнес-джетов. К тому же это первый и пока единственный Learjet с полноценным туалетом. Билл Лир неоднократно говорил: «Упрощайте конструкцию, и вам не придется ремонтировать то, что вы из нее исключили». Почти три десятилетия технический аскетизм сказывался на комфорте пассажиров, но с появлением «60-го» справедливость была восстановлена. В салоне, вмещающем до восьми пассажиров, есть полноценная туалетная комната и вполне приличная кухня.

Размеры салона не позволяют считать его просторным: высота 1,73 м – это не так уж и «в полный рост». Но и не полтора метра, как в других Learjet. Разумный компромисс «для тех, кто понимает», ибо давно замечено, что абсолютное большинство пассажиров в полете отнюдь не склонны к прогулкам по салону. Зато Learjet 60 летает без лишнего шума и очень плавно, потому что самолеты с высокой удельной нагрузкой на крыло меньше подвержены «болтанке» в условиях турбулентной атмосферы.

Стремление избавлять самолеты от всего лишнего всегда было отличительной чертой творческого почерка компании Learjet, но, когда она вошла в состав концерна Bombardier, новое руководство попросило кое-что изменить. Например, именно на «60-м» появилась одноточечная система централизованной заправки топливом, позволяющая сократить время подготовки машины к полету. А уж в области радиоэлектронного и навигационного оснащения «Лирджеты» никогда не были обделены, но здесь все зависит от модификации.

Learjet 60 известен в трех модификациях: исходной (Learjet 60), Special Edition Learjet 60 и Learjet 60XR. Основные изменения следующие. На модификации Special Edition был обновлен интерьер салона и добавлены некоторые дополнительные опции – аудиосистема и спутниковая связь. Но более значительные перемены произошли в конструкции Learjet 60XR. Новый салон, оснащаемый по модульному принципу, прибавил по одному сантиметру ширины и высоты, появились видеосистема AirShow, светодиодное освещение с сенсорным управлением, порты для подключения личных ноутбуков с возможностью выхода в Интернет, а в распоряжении пилотов – самый современный комплекс цифровой авионики Pro Line 21 от Rockwell Collins. Даже окно в туалете добавили, лишь бы жизнь мрачной не казалась.

Типичные покупатели Learjet 60 – практичные люди, ценящие время и деньги. При стоимости от $ 6 млн до $ 13,5 млн этот вполне комфортабельный и скоростной самолет обеспечивает относительно невысокие эксплуатационные расходы – час его полета обходится в $ 2000 «с копейками», а летать из Москвы можно по всей Европе, на Ближний Восток и по России аж до Иркутска. Совсем неплохо для потомка легкого истребителя.


/ Новости

Более 140 моделей самолетов и вертолетов бизнес-класса;

Летно-технические характеристики, компоновки салонов, карты дальности полета из Москвы;

Эксклюзивные фото воздушных судов и VIP-интерьеров;

Ориентировочную стоимость авиатехники в 2016-2017 гг;