Добро пожаловать на крупнейший портал бизнес-авиации
Меню
Болгары помогут
Болгары помогут

Татарстан нашел способ реконструировать свой аэропорт и обновить парк республиканской авиакомпании. Власти создадут СП с болгарским холдингом «Химимпорт», имеющим опыт эксплуатации зарубежных лайнеров и управления аэропортами

Власти Республики Татарстан (РТ) приняли «принципиальное политическое решение» о сотрудничестве с болгарским холдингом «Химимпорт» в рамках проектов развития международного аэропорта «Казань» и авиакомпании (АК) «Татарстан». Такое заявление было сделано по итогам недавней встречи в Казани президента Минтимера Шаймиева и исполнительного директора «Химимпорта» Иво Каменова. Уже запущен механизм создания совместных предприятий, где собственниками в равных долях станут правительство РТ и болгарский холдинг, рассказал министр транспорта и дорожного хозяйства Татарстана Ильдус Фасхутдинов. «Дальнейшее развитие, финансирование будет производиться за счет средств, привлеченных компанией ‘‘Химимпорт’’», — пояснил он.

Авиационный кастинг

Татарстан длительное время искал стратегического инвестора для собственного аэропорта и местного авиапредприятия. Еще в августе 2004 года на аукцион выставлялись стопроцентные госпакеты акций международного аэропорта «Казань» (МАК) и авиакомпании «Татарстан». Но аукцион не состоялся. Министр земельных и имущественных отношений РТ Валерий Васильев подписал распоряжение о снятии с аукциона госпакета акций МАК «в целях реализации стратегии управления пакетами акций, находящимися в госсобственности республики, и обеспечения расширения круга потенциальных инвесторов». А на авиапредприятие «Татарстан» не оказалось претендентов, хотя тогда в качестве потенциального покупателя назывался банк «Русский стандарт».

В декабре 2005 года попытку реализации госпакета акций «воздушных ворот» повторили, но аукцион снова не состоялся из-за отсутствия покупателей.

Потом роль инвестора взял на себя холдинг «Нур-1», принадлежащий татарстанскому бизнесмену и депутату Госсовета РТ Маннафу Сагдиеву. В январе 2006 года правительство республики внесло принадлежащий ему стопроцентный пакет акций авиакомпании «Татарстан», в которую входят имущественные комплексы Казанского и Нижнекамского авиапредприятий, а также международный аэропорт «Бегишево», в новую структуру – компанию «Нур-Авиа». По условиям сделки в последней холдингу «Нур-1 должно было принадлежать 74,99%, а минзему Татарстана – 25,01%. При этом «Нур-Авиа» обязалась обновить самолетный парк и вложить деньги в модернизацию авиаперевозчика. Но камнем преткновения в отношениях между чиновниками и бизнесменом стал международный аэропорт «Бегишево». Очень скоро на него нашлись и другие претенденты – ОАО «КамАЗ». Гендиректор автогиганта Сергей Когогин добился, чтобы в декабре 2007 года вышло постановление правительства республики, в котором региональному минзему было поручено обеспечить возврат 100% акций авиакомпании в госсобственность. В качестве причины такого решения называлось несколько обстоятельств: невыполнение «Нур-1» принятых на себя обязательств по привлечению инвестиций, участившиеся случаи авиационных происшествий, низкое качество обслуживания пассажиров.

«Нур-1» также обвинили в приобретении шести канадских самолетов CRJ900, которые не имеют российской сертификации и, вероятнее всего, ее не получат. Кроме того, в документе говорилось о нарушении требований федерального корпоративного законодательства, нормативных актов в сфере регулирования рынка ценных бумаг и оценочной деятельности при создании «Нур-Авиа».

В январе этого года Арбитражный суд Республики Татарстан удовлетворил иск регионального министерства земельных и имущественных отношений к этому ОАО и признал недействительной сделку по внесению 100-процентного пакета акций ОАО «Авиакомпания ‘‘Татарстан’’» в уставный капитал «Нур-Авиа». Ценные бумаги вернулись в собственность республики. Осенью прошлого года правительство РТ заявляло о намерении провести конкурс на определение стратегического инвестора аэропорта, но все же предпочло «единого поставщика».

Выбрали подороже

Болгарский холдинг «Химимпорт» предложил правительству Татарстана два варианта создания аэропорта – пропускной способностью на три или пять млн пассажиров в год. Стоимость проектов составляет 150 млн и 250 млн долларов соответственно, срок строительства после подготовки необходимой документации – два и четыре года, в зависимости от выбора проекта. По словам Ильдуса Фасхутдинова, предпочтение было отдано второму, более дорогому и технологически сложному варианту. Он предполагает строительство карго-терминала с логистическим центром, увеличение перронов, стоянок для самолетов, создание скоростных рулежных дорожек, реконструкцию взлетно-посадочной полосы. Свои рекомендации инвестору предложит Всемирный банк, с которым Минтранс РТ в сентябре 2007 года подписал соглашение о предоставлении консультационных услуг по реализации проекта развития ОАО «Международный аэропорт ‘‘Казань’’».

У выбранного проекта есть промежуточный вариант: в течение девяти месяцев после определения архитектурного решения планируется поднять между существующим аэровокзалом и бизнес-терминалом переходной терминал, который, как предполагается, добавит станции воздушного транспорта 450 тыс. пассажиров в год.

Как заявляется, на первом этапе «Хим­импорт» вложит в развитие аэропорта 50 млн долларов, еще 20 млн — в авиакомпанию «Татарстан». Планируется за год поменять старую советскую технику на новую, взяв не менее 10 самолетов Boeing. Первый Boeing авиапредприятие может получить уже в сентябре. Вторым этапом развития перевозчика станет закупка небольших самолетов для региональных перевозок.

Генеральный директор компании «Инфомост» (Москва) Борис Рыбак считает, что заявленных средств будет достаточно для поэтапной модернизации летного парка перевозчика. На 20 млн долларов, по его словам, можно взять в лизинг четыре самолета Boeing, затем авиакомпания начнет зарабатывать на новых лайнерах: за три летных сезона вполне реально получить 10-12 машин. В качестве оптимального для татарстанского авиаперевозчика варианта можно рассматривать закупку среднемагистрального Boeing -737-500.

Не тратя своих денег

Ильдус Фасхутдинов сообщил, что будут созданы две компании, в которые РТ сделает имущественный вклад, а «Химимпорт» — денежный. По мнению председателя совета директоров татарстанской группы компаний «Тулпар» (работает в сфере деловой авиации) Азата Хакима, речь может идти об организации СП, куда Татарстан первоначально внесет 50% акций из своего госпакета аэропорта и авиакомпании, а «Химимпорт» — финансовые средства.

Борис Рыбак обращает внимание на то, что МАК на рынке оценивается в 20 млн долларов, а вклад болгарских инвесторов в него планируется в объеме 250 млн долларов. По мнению Азата Хакима, в дальнейшем Татарстан будет, вероятно, вносить и свои средства или передаст в СП еще 50% акций авиакомпании и аэропорта. «Поскольку выбран дорогой и технологичный проект реконструкции аэропорта, такая схема кажется оптимальной», — считает наш эксперт.

Ильдус Фасхутдинов не назвал конкретной схемы СП, отметив, что есть несколько вариантов для оформления такого партнерства — допэмиссия акций, создание нового предприятия, холдинга, совместной управляющей компании. Причем уже имеется договоренность, что должность председателя совета директоров обоих совместных предприятий займет министр транспорта и дорожного хозяйства РТ.

Строительство новых «воздушных ворот», по всей видимости, будет идти ускоренными темпами, ведь Казань претендует на проведение летней Универсиады 2013 года. Самой реализации проекта вряд ли что-то помешает. Не так давно «Казань» включили в список 52 аэропортов федерального значения. В этот сектор ожидаются большие вливания со стороны федерального бюджета, объясняет Борис Рыбак, так что инвестиционная привлекательность подобных проектов только возрастает.


/ Новости

Более 140 моделей самолетов и вертолетов бизнес-класса;

Летно-технические характеристики, компоновки салонов, карты дальности полета из Москвы;

Эксклюзивные фото воздушных судов и VIP-интерьеров;

Ориентировочную стоимость авиатехники в 2016-2017 гг;