Добро пожаловать на крупнейший портал бизнес-авиации
Меню
Раздразнили покупателей
Раздразнили покупателей

Проект производства под Ульяновском сверхлегких бизнес-джетов американской компании Eclipse Aviation заставит российских предпринимателей мечтать о собственном самолете. И это, возможно, подвигнет их активнее лоббировать вопросы развития отечественной малой авиации. По крайне мере, на это надеется инвестор

В конце февраля в продвигаемой ульяновскими властями региональной экономической зоне «Заволжье» состоялась торжественная церемония условной закладки первого камня в строительство завода по производству сверхлегких шестиместных реактивных самолетов Eclipse 500. Предприятие должно разместиться рядом с покрасочным цехом компании «Спектр Авиа» на территории аэропорта ульяновского авиазавода «Авиастар-СП» «Ульяновск-Восточный».

Сейчас проводится работа по регистрации земельного участка под будущее предприятие. Инвестор — люксембургский инвестфонд European Technology and Investment Research Center (ETIRC) Aviation, миноритарный акционер разработчика Eclipse 500, американской авиастроительной компании Eclipse Aviation – собирается вложить в ульяновский проект 1,5 млрд рублей. Первый Eclipse 500 ульяновского производства должен быть выпущен уже в 2009 году. В «Lenin’s motherland», как заявляют представители ETIRC Aviation, будет создано такое же предприятие, какое существует сейчас в американском городке Альбукерк, штат Нью-Мексико. Речь идет об инновационном конвейерном комплексе, ставящем мировые рекорды по производству пассажирских реактивных самолетов — с декабря 2006 года, когда американский завод выпустил первый бизнес-джет, он, по состоянию на 1 января этого года, успел произвести и сертифицировать 104 машины. Мощности предприятия рассчитаны на еще большую скорость — четыре самолета в сутки.

Это соответствует концепции самого проекта Eclipse 500, который был задуман создателями как летающий аналог личного автомобиля.

Привычка летать

В присутствии губернатора Ульяновской области Сергея Морозова, председателя подкомитета Государственной Думы РФ по воздушному транспорту Анатолия Лисицына и покровителя проекта Eclipse в России, председателя Счетной палаты РФ Сергея Степашина создатель Eclipse 500, в прошлом — топ-менеджер корпорации Microsoft Верн Раберн пообещал, что его самолет изменит привычки российских бизнесменов и путешественников. В ETIRC полагают, что с началом выпуска Eclipse 500 в России сформируется новый сегмент рынка авиаперевозок — доступное авиатакси, которое свяжет авиасообщением самые отдаленные регионы и позволит российским бизнесменам и путешественникам быть более мобильными.

Это будет стоить им примерно 1,6 млн долларов (стоимость Eclipse 500 сейчас). Для сравнения: стоимость бизнес-джетов Cessna, Hawker и Falcon колеблется от трех до нескольких десятков миллионов долларов.

Отвечая на вопрос журнала «Эксперт Волга» о том, сможет ли ульяновское предприятие выдержать ценовую политику американского завода, учитывая стоимость транспортировки комплектующих в Ульяновск, размер ввозных пошлин и инвестиционные издержки, глава ETIRC Aviation Рул Пипер отметил, что не случайно выбрал в качестве производственной площадки региональную экономическую зону: он надеется с помощью ульяновских чиновников решить вопрос о снижении или отмене пошлин на импорт комплектующих. То, что этот вопрос «решается», подтвердил и Сергей Степашин.

Палки в колеса

Правда, на прошлой неделе появилась информация о том, что Минэкономразвития и Минтранс России предложат обнулить пошлины на всю линейку импортируемых самолетов (с лета прошлого года пошлины на ввоз бизнес-джетов в Россию и без того были снижены с 20 до 10 процентов). В такой ситуации, считает Борис Рыбак, генеральный директор консалтинговой компании «Инфомост», вряд ли есть смысл в организации производства таких самолетов в России. Он полагает, что ульяновский проект ETIRC Aviation еще далек от реализации, и напоминает, что инвестфонд заявляет о своих планах по выпуску Eclipse 500 в нашей стране уже не первый год.

Еще в 2006 году Внешэкономбанк, Eclipse Aviation Eastern Europe (одна из структур ETIRC) и российское представительство компании подписали меморандум о сотрудничестве, по которому банк брал на себя обязательства инвестировать в проект по разработке и реализации Eclipse 500 на территории Восточной Европы и стран СНГ. Сначала производство самолета планировалось разместить на Воронежском акционерном самолетостроительном обществе (ВАСО), затем речь шла о площадке ульяновского завода «Авиастар-СП».

Осторожно комментирует ульяновский проект и Евгений Андрачников, руководитель проекта авиатакси Dexter «АвиаМенеджмент Груп». Он обращает внимание на то, что создание завода по производству «Эклипсов» началось в США в 1996 году, а первый сертифицированный самолет был выпущен там лишь в середине 2007−го. Это при том, что на этот проект было потрачено 1,6 млрд долларов инвесторов, включая Билла Гейтса, подчеркивает он, ставя под вопрос ульяновские перспективы аналогичного проекта.

Кроме инвестиционных рисков, его реализацию тормозит и отсутствие российской законодательной базы, регулирующей деятельность малой авиации (например, у нас до сих пор действует заявительный принцип полетов, заставляющий долго ждать получения разрешения), и инфраструктуры, необходимой для обслуживания бизнес-джетов. По словам присутствовавшего на презентации ульяновского проекта ETIRC аудитора Счетной палаты РФ Сергея Рябухина, создание аэродромов малой авиации — одна из задач, которую только предстоит решить инвесторам. С ним согласен и Евгений Андрачников, отмечая, что перспективы Eclipse на американском рынке связаны с развитой сетью аэропортов. «Eclipse идеально подходит для частного пилотирования собственником воздушного судна в условиях суперразвитой инфраструктуры и свободного неба, – считает он. – То есть, например, в США, где шесть тысяч аэропортов и девять тысяч частных самолетов, и немного в меньшей степени — в Западной Европе».

Между тем присутствовавшие на презентации завода высокие гости, ради которых американские летчики несколько раз поднимали в ульяновское небо американский Eclipse 500, под впечатлением от полетов убеждали всех в блестящем будущем этого проекта в России. Они говорили об огромных российских просторах, не связанных нормальным транспортным сообщением, и о безграничном потенциале отечественного рынка, на который пока едва приходится 100 из эксплуатируемых сейчас в мире 200 тыс. самолетов авиации общего назначения (из них 10 тыс. — в США). Если проблемы малой авиации и будут решены, то во многом благодаря этому энтузиазму.


/ Новости

Более 140 моделей самолетов и вертолетов бизнес-класса;

Летно-технические характеристики, компоновки салонов, карты дальности полета из Москвы;

Эксклюзивные фото воздушных судов и VIP-интерьеров;

Ориентировочную стоимость авиатехники в 2016-2017 гг;