Добро пожаловать на крупнейший портал бизнес-авиации
Меню
Личный джет Фрэнка Синатры
Личный джет Фрэнка Синатры

Поздним вечером 7 октября 1963 года в Уичите, штат Канзас, всего за мгновение до того, как солнце скрылось за горизонтом прерий, в воздух впервые поднялся Learjet 23. Это был первый бизнес-джет компании Lear Jet Corporation и ее создателя Уильяма П. Лира.

Миллионер и авиаконструктор

Уильям П. Лир вплотную занялся авиацией в 1932 году. Он создал первую систему автоматического радиопеленгования для самолетов, первый автопилот, первую автоматическую систему приземления, приемо-передаточное радио для частных самолетов. Работая, Лир делал и терял состояния, но к 1950-м годам он уже был видной фигурой в американском бизнесе, ведущим игроком на рынке авиационного оборудования и миллионером, обладавшим более чем 150 патентами.

Тогда же Лир задумался о постройке относительно дешевого маленького самолета специально для бизнесменов. В те времена корпоративные самолеты представляли собой переделанные военные, изначально созданные для перевозки армейских чиновников. Лир считал их громоздкими, медленными и дорогими. Он два года успешно переделывал Lockheed Lodestar, но считал, что необходимо построить проворный бизнес-самолет, развивающий скорость до 500 миль в час и сравнимый с реактивным. В начале 50-х Лир наткнулся на швейцарский истребитель-бомбардировщик, который никогда не был запущен в производство, но среди прочих достоинств он обладал именно той формой крыла, которая так нравилась Лиру, и работа началась. А в итоге потребовалось 10 лет и 100 миллионов долларов, чтобы построить нужный Лиру самолет. Но все усилия были вознаграждены с лихвой. Результатом долгого и упорного труда стал совершенно новый и революционный для своего времени самолет – Learjet 23, изначально предназначенный для бизнес-перевозок.

Инструментальная панель самолета отличалась исключительной простотой. В кабине были установлены удобные кресла для пилотов. Сиденья для пассажиров можно было крутить и убирать. Безопасность обеспечивалась двойными электрическими и раздельными топливными системами для каждого из двигателей. Среди прочих усовершенствований Learjet были: совсем новое обтекаемое ветровое стекло и уникальный, открывающийся наружу люк – эта особенность и поныне украшает каждый Learjet. Единственным принципиальным изменением на последних стадиях было изменение формы хвоста с крестообразного на Т-образный, который обеспечивал большую устойчивость и улучшал силуэт самолета. 15 сентября 1963 года из ангара выкатили первый Learjet.

Быстрый и красивый

После первой демонстрации в октябре 1963 года к тестовым полетам были подготовлены 2-й и 3-й Learjet. Однако небольшая задержка случилась после аварийной посадки первого самолета в кукурузном поле. Пилоты не пострадали, самолет приземлился целым, но воспламенилось горючее, из-за чего первый экземпляр сгорел на земле. Как потом оказалось, это был счастливый случай. Learjet трудно проходил сертификацию, а мог и вовсе ее не пройти. Деньги же, полученные Лиром по страховке, помогли компании продолжить совершенствовать оставшиеся самолеты. Сертификация продолжалась, но деньги у компании опять заканчивались, был потрачен даже полученный на первые 22 самолета аванс. Дистрибьютор Боб Граф пришел на помощь, принеся новые заказы на 31 самолет. Проблемы, создаваемые инспекторами Федерального авиационного агентства США (FAA), решались одна за другой. Наконец, 31 июля 1964 года сертификат FAA был получен, и компания, финансируемая заказчиками, смогла приступить к производству. Learjet 23, наконец, вышел на рынок.

Learjet 23 оказался привлекательным товаром. Он был красив и быстр. Самолет быстро завоевал авиамир и бизнес-сообщество и на долгое время занял общественное воображение. Вначале главными покупателями были большие корпорации, а такие знаменитые покупатели, как Фрэнк Синатра, Дэнни Кэй, ведущий новостей Питер Дженнингс помогли укрепить образ самолета, идеального для элиты общества.

В 1965 году Learjet 23 начал ставить официальные рекорды. В мае 1965 года Learjet установил три мировых рекорда, от Лос-Анджелеса до Нью-Йорка и обратно – за 10 часов и 21 минуту полета с двумя остановками для дозаправки. В декабре 1965 года Learjet с пятью пассажирами на борту установил рекорд скорости подъема на высоту 40 тысяч футов за 7 минут 21 секунду.

Learjet 23 оказался самым дешевым из современных малых пассажирских реактивных самолетов. Он стоил всего 595 тысяч долларов, при этом являясь абсолютным чемпионом по скорости (917 км /ч), скороподъемности и рабочему потолку. Производство этой модели прекратили в 1966 году, построив 105 самолетов, включая два опытных.

Появление Learjet 23 стало детонатором, повлекшим расширение рынка административных самолетов, а самолет Уильяма Лира – наивысшим символом социального статуса его владельца в 60-х годах, превосходя роскошные яхты или манхэттенские пентхаусы по роскоши и недоступности. Кстати, один из опытных образцов был подарен Смитсоновскому институту воздухоплавания и космонавтики, где он стоит и поныне.


/ Новости

Более 140 моделей самолетов и вертолетов бизнес-класса;

Летно-технические характеристики, компоновки салонов, карты дальности полета из Москвы;

Эксклюзивные фото воздушных судов и VIP-интерьеров;

Ориентировочную стоимость авиатехники в 2016-2017 гг;