Добро пожаловать на крупнейший портал бизнес-авиации
Меню
Mustang: поправки в метрике
Mustang: поправки в метрике

Как хорошо было авиаконструкторам прошлого! Проанализировали рынок, разработали самолет, построили, испытали - и извольте в серию. Совсем иное дело теперь, когда ситуация стремительно меняется. Нет-нет, да и приходится прибегать к методам агитации и пропаганды, меняя имидж уже построенного самолета. Именно такая история произошла с бизнес-джетом Cessna Citation Mustang, который превратился из особо легкого в легкий, не потяжелев ни на грамм.

Маленький и ладный шестиместный самолетик был впервые представлен общественности в 2006 г. Свидетели дебюта заметили, что при явном внешнем сходстве с предшествующими легкими моделями, особенно Citation Jet, новый самолет не унаследовал базовую конструкцию фюзеляжа Citation 500, ставшую отличительным признаком большей части семейства. Самолет был явно спроектирован заново. В итоге так оно и оказалось.

Mustang был новым абсолютно во всем, а сходство с другими представителями семейства являлось скорее данью конструктивно-технологической традиции. В первую очередь обращают на себя внимание очень гладкие внешние поверхности - результат высокоточной автоматизированной сборки. Заметное внешнее отличие - новое более обтекаемое остекление пилотской кабины с электрическим обогревом вместо традиционного для Citation воздушного. Диаметр фюзеляжа уменьшен, и проектировщикам пришлось сильно постараться, чтобы соблюсти требования эргономики. Поэтому салон в сечении не идеально круглый, а имеет уширения в зоне ног и плеч пассажиров. В салоне расположены четыре пассажирских кресла и раскладные столики, отделка радует глаз приятной цветовой гаммой, более высоким уровнем качества, чем в бизнес-джетах Citation, выпущенных за последние два-три года. Технологии компьютерного проектирования, ничего не попишешь. Интересно выполнены иллюминаторы пассажирской кабины: они имеют овальную форму и приподняты относительно строительной горизонтали фюзеляжа на уровень глаз пассажиров. Явно учтен опыт Gulfstream Aerospace. Дверь открывается вбок неожиданно легко, буквально двумя пальцами, а для посадки и высадки предусмотрен складной трап. Мы привыкли к варианту дверь-трап на большинстве бизнес-джетов, но на "Мустанге" этот номер не проходил, потому что трап, совмещенный с дверью, получился бы несуразно длинным и пологим, а делать дверь из двух половин проектировщики сочли невыгодным из-за необходимости в дополнительных замках и более сложной герметизации.

Крыло Mustang также совершенно новое, с современным высоконесущим профилем и простой, но эффективной взлетно-посадочной механизацией. Весьма интересны протекторы пневматической противообледенительной системы (ПОС). Прямо на них вдоль всей передней кромки крыла сделаны турбулизаторы в виде резиновых клинышков. Обычной задачей этих устройств является генерация воздушных вихрей, улучшающих несущие свойства крыла на малых скоростях (правильнее было бы сказать - на больших углах атаки). На "Мустанге" же турбулизаторы играют иную роль - облегчают скалывание льда при включении ПОС, а обтекание крыла меняют лишь в самой незначительной степени. Такое нововведение - результат ужесточения требований, предъявляемых Федеральной авиационной администрацией США к решению проблемы обледенения самолетов. Кстати, примерно так же на "Мустанге" появились V-образные подфюзеляжные кили, которые были установлены на этапе летных испытаний для улучшения путевой устойчивости и продольной балансировки на крейсерских скоростях полета. Администрация сочла, что всю дорогу "подруливать" автопилотом - это уже несовременно.

Машина для пилота

В Cessna Aircraft считают, что порядка 80% владельцев Mustang будут летать на них самостоятельно. Поэтому есть смысл рассмотреть машину и с этой стороны. Для пилота-частника, который пересядет на реактивный самолет с винтового двухмоторника, сделано все. Прежде всего, Mustang имеет очень низкие скорости взлета и посадки, даже ниже, чем у винтовых самолетов. В первом ознакомительном полете это обстоятельство смущает всех, потому что малую скорость летчик привычно воспринимает как опасную. (Самолет без скорости не летит, по себе знаю.) Помимо высоконесущего крыла, большое влияние на посадочную скорость оказывают двигатели с системой цифрового управления FADEC. Система так точно дозирует подачу топлива, что обороты и, соответственно, тяга на режиме малого газа получаются очень небольшими, отсюда и возможность "подкрадываться" к взлетно-посадочной полосе.

Не могут не радовать также эргономика и оборудование пилотской кабины: улучшенный обзор (в том числе вбок-назад, что важно при рулении по земле), удобное кресло, необычная, не доходящая до пола центральная консоль, через которую уже не нужно перешагивать. Но главное преимущество - авионика Garmin 1000 с высочайшей степенью интеграции. В Mustang авионика не просто дополняет основные системы, но непо-__ средственно управляет ими. В итоге число разного рода переключателей сведено к разумному минимуму, а с приборной доски убраны даже световые табло аварийной сигнализации. Оставлена только лампа "внимание!", после загорания, которой пилоту достаточно перевести взгляд на многофункциональный дисплей, где появится толковое объяснение возникшей неполадки или нештатной ситуации. Вся электроника многоканально резервирована, как на магистральных лайнерах или боевых самолетах, поэтому вероятность отказа исчезающе мала. В общем и целом Mustang отлично приспособлен к уровню продвинутого пилота-любителя и вполне заменяет винтовой самолет в его лучших качествах (экономичность, доступность в пилотировании и способность летать с коротких полос), но превосходит в скорости, комфорте и надежности. К тому же нельзя забывать, что принадлежность к семейству Citation даже при всей новизне самолета гарантирует предсказуемость его летных характеристик и техники пилотирования, а это для летчика важно.

Правила пользования

По всем признакам Mustang - типичный особо легкий бизнес-джет. Судите сами: согласно типовому определению NBAA, к категории особо легких джетов (VLJ) относятся одно- и двухдвигательные реактивные самолеты максимальной взлетной массой до 4,5 т. Максимальная взлетная масса Mustang составляет 3,9 т. Добавьте к этому скромную дальность полета в 2161 км (от Москвы до Бонна), маленький четырехместный салон и типичное для VLJ отсутствие туалета, и что получится? Правильно, особо легкий бизнес-джет во всей красе. Кстати, об отхожем месте. Строго говоря, туалет на борту Mustang есть. Но это не "приватная комната", а унитаз-кресло без ограждения. Использовать такой "дивайс" уместно лишь в самых, экстренных случаях. Поэтому в графе "туалет" мы уверенно ставим минус. Нужен ли Mustang в России? Очевидно - нет. Самостоятельно летать на нем у нас практически некому. Много ли ваших знакомых летают по делам и на отдых на собственных винтовых самолетах и мечтают пересесть в пилотскую кабину сопоставимого по цене джета? Я таких не знаю. Вот и ответ на вопрос. Mustang - типичный американец, и только там, на просторах вольных прерий американской частной авиации, он покажет, на что способен. А мы пока только учимся правильно подходить к лошади, чтобы не лягнула.


/ Новости

Более 140 моделей самолетов и вертолетов бизнес-класса;

Летно-технические характеристики, компоновки салонов, карты дальности полета из Москвы;

Эксклюзивные фото воздушных судов и VIP-интерьеров;

Ориентировочную стоимость авиатехники в 2016-2017 гг;