Добро пожаловать на крупнейший портал бизнес-авиации
Меню
Летающий отель Гленна Мартина
Летающий отель Гленна Мартина

Гленн Л. Мартин был одним из пионеров американской авиации. Свой первый самолет он построил в 1909 году, будучи владельцем магазина по продаже автомобилей. А уже в 1912-м Мартин основал в Лос-Анджелесе собственное авиастроительное предприятие Glenn L. Martin Company. И вскоре оно прославилось на весь мир.

China Clipper со товарищи

Уже к 1931 году фирма накопила достаточный опыт, благодаря которому американская авиакомпания Pan American Airways заказала ей разработку трансатлантического авиалайнера с дальностью полета более 5000 км. Постройка велась на заводе в Мидл-Ривер (штат Мэриленд) с ноября 1932 года. Спустя два года был готов первый экземпляр. Он получил название Martin Model 130 China Clipper. Это была большая летающая лодка-моноплан классической схемы с высокорасположенным подкосным крылом, с четырьмя двигателями Pratt & Whitney R-1830 Twin Wasp, имевшая корпус усовершенствованной конструкции с двумя реданами. И не просто большая – она стала крупнейшим самолетом того времени американской конструкции.

M-130 впервые поднялся в воздух 30 декабря 1934 года, а уже в октябре 1935-го, пройдя цикл испытаний, самолет был передан Pan American. Вскоре Pan American получила и второй идентичный авиалайнер – Philippine Clipper. А в начале 1936 года поступил последний самолет – Hawaii Clipper.

Серебро и фарфор над океаном

Но первый рейс через Тихий океан состоялся на China Clipper 22 ноября 1935 года. На глазах у 25 тысяч зевак, разместившихся вдоль залива Сан-Франциско, экипаж поднялся в воздух, держа курс на Манилу. Рейсы из Сан-Франциско в Манилу выполнялись еженедельно. Каждый пассажир платил Pan American за полет туда и обратно по 1438 долларов 20 центов. По тем временам это были огромные деньги.

И все же полеты «Мартинов» с пассажирами вызывали большой интерес в американском обществе. Трансокеанские рейсы работали на престиж не только авиакомпании, но и страны в целом. Поэтому внимание общественности к перелетам через океан обеспечивала и пресса, и даже Голливуд. Так, в 1936 году на «фабрике грез» сняли хвалебный фильм, который так и назывался – «China Clipper». Да и сам лайнер было за что хвалить. Хотя перелет через океан продолжался очень долго, пассажиры не чувствовали дискомфорта. К их услугам были три просторных купе с широкими креслами и большой салон на 12 пассажиров. Каждое купе было рассчитано на 8 сидячих или 6 спальных мест.

По удобству и красоте пассажирских помещений летающая лодка не уступала престижным отелям. Пассажиров в полете изысканно кормили и поили, подавая пищу на серебре и фарфоре.

Цена вопроса и таинственное исчезновение

Среди пассажирских самолетов середины 1930-х Martin M-130 были самыми дорогостоящими. Они продавались по цене $ 417 тысяч за экземпляр. Это было в два раза больше, чем за Sikorsky S-42 ($ 242 тысячи) и в пять раз дороже Douglas DC-2 ($ 78 тысяч). Фактически же, с учетом затрат на разработку, себестоимость каждой машины была еще выше. Фирма сделала скидки ради того, чтобы Pan American купила все заказанные ранее экземпляры. Однако высокая цена повлияла на то, что кроме трех первоначально заказанных экземпляров, новых заявок не поступало. Поэтому коммерчески удачным самолетом M-130 назвать нельзя.

Ко всему прочему 28 июля 1938 года Hawaii Clipper, на борту которого находились 15 человек, пропал без вести на пути из Манилы на Гуам. От самолета не поступало сигналов бедствия, не было найдено ни следов крушения, ни даже масляного пятна. Загадочное исчезновение породило множество слухов и спекуляций, гуляющих до сих пор.

У Pan American начались серьезные проблемы. Доверие общества к океанским летающим лодкам заметно упало. Поток клиентов уменьшился – объем перевозок сократился на 60%. В результате в феврале 1939 года оставшаяся пара M-130 была снята с трансокеанской линии. Авиалайнеры перевели на более короткие маршруты, где они и летали до 1945 года.

Несмотря на свою относительно короткую «жизнь» летающие лодки Martin Model 130 успели налетать около 10 тысяч часов, а объем перевозок составил около 20,5 миллиона пассажирокилометров. Без сомнения, эти уникальные самолеты внесли огромный вклад в развитие трансокеанских перелетов. И хотя до наших дней не сохранилось ни одного экземпляра M-130, существуют их воссозданные реплики, красующиеся в нескольких американских музеях. «Клиперы» не забыты.


/ Новости

Более 140 моделей самолетов и вертолетов бизнес-класса;

Летно-технические характеристики, компоновки салонов, карты дальности полета из Москвы;

Эксклюзивные фото воздушных судов и VIP-интерьеров;

Ориентировочную стоимость авиатехники в 2016-2017 гг;