Добро пожаловать на крупнейший портал бизнес-авиации
Меню
Подбили на взлете
Подбили на взлете

Последствия мирового финансово-кредитного кризиса затронули мировую индустрию авиаперевозок. На прошлой неделе Международная ассоциация авиатранспорта (IATA) заявила о резком снижении прогноза прибыли мировой авиаиндустрии в 2008 году. Пострадают не только американские авиакомпании, не успевшие толком оправиться от кризиса, начавшегося после терактов 11 сентября 2001 года, но и европейские авиаперевозчики.

Кризис съедает прибыль

На минувшей неделе Международная ассоциация авиатранспорта (IATA) на международной конференции в Женеве резко снизила свой прогноз прибыли мировой индустрии воздушных перевозок. Если ранее IATA ожидала, что в следующем году индустрия покажет прибыль ,8 млрд, то сейчас организация сократила прогноз для 2008 года до $ 5 млрд. Для 2007 года IATA оставила свой предыдущий прогноз в $ 5,6 млрд на прежнем уровне. Таким образом, в следующем году мировая авиаиндустрия получит меньше прибыли, чем в этом году, хотя совсем недавно в будущем году ожидался значительный рост. Двумя днями раньше похожий прогноз выпустило рейтинговое агентство Fitch, заявившее, что из-за роста цен на топливо, кредитного кризиса и неопределенности общеэкономической ситуации 2008 год станет "непростым" годом для авиаперевозчиков. "После двух лет, в течение которых индустрия ощущала приток наличных средств и сокращала задолженность, в 2008 году, похоже, будет наблюдаться финансовая нестабильность, когда вновь надо будет уделять большое внимание контролю над издержками и экономии ликвидных средств",-- считает Fitch. Кроме того, аналитики рейтингового агентства считают, что в первом квартале 2008 года, после окончания рождественских каникул, индустрия может понести убытки, а руководство авиакомпаний будет испытывать растущее давление со стороны своих сотрудников, требующих повышения зарплаты с началом нового года.

Радужные ожидания IATA в отношении ближайшего будущего мировой индустрии авиаперевозок объяснялись тем, что в этом году впервые после многолетнего кризиса, вызванного терактами 11 сентября 2001 года и эпидемией атипичной пневмонии в 2003 году, авиаперевозчики за счет повышения эффективности труда, сокращения издержек и закупки более экономичных самолетов впервые с 2000 года начали получать прибыль (Ъ писал об этом 9 октября). Однако масштабы кредитного кризиса, начавшегося с большого числа дефолтов на американском ипотечном рынке и приведшего к многомиллиардным потерям крупнейших финансовых корпораций мира, заставили экспертов IATA пересмотреть свой прогноз в отношении перспектив мировой авиаиндустрии. По словам главного экономиста IATA Брайана Пирса, кредитный кризис привел к тому, что 2007 год -- первый прибыльный год с 2000 года станет "пиком цикла".

Эксперты IATA считают, что наибольший удар будет нанесен по американским авиакомпаниям -- их прибыль упадет с $ 2,7 млрд в 2007 году до млрд в 2008-м. Против американцев играет и то, что 35% американского авиапарка старше 25 лет -- американские авиакомпании только-только начали выбираться из кризиса, начавшегося в 2001 году, и не успевают обновлять авиапарк, а устаревающие модели самолетов потребляют больше топлива, чем более современные, что оказывает дополнительное негативное воздействие в условиях высоких цен на нефть. Прибыль европейских авиакомпаний упадет на $ 100 млн -- до $ 2 млрд, на $ 100 млн -- до $ 600 млн упадет прибыльность азиатских авиакомпаний. Прибыли авиакомпаний Ближневосточного региона останутся на прежнем уровне -- $ 200 млн, поскольку перевозчики из этого региона активно расширяют сеть маршрутов, что позволит нейтрализовать последствия мирового кредитного кризиса. Единственный регион, который покажет рост прибыли в 2008 году,-- Латинская Америка. Прибыль местных перевозчиков вырастет в целом на $ 100 млн во многом благодаря продолжающейся реструктуризации местной авиаиндустрии. Как и в 2007 году, Африка останется единственным регионом мира, показывающим убытки -- $ 100 млн.

Перевозчики выпадают из цикла

Говоря о том, почему проблемы американского жилищного рынка отразятся на индустрии авиаперевозок, экономисты IATA прежде всего отмечают, что расширение ипотечного кризиса на кредитный рынок в целом привело к заметному ужесточению условий кредитования, причем не только на потребительском, но и на корпоративном уровне (подробнее см. интервью). А общая нестабильность финансовых рынков, вызванная кредитным кризисом, привела к снижению потребительского доверия и оказывает негативное воздействие на общеэкономическую ситуацию. Поэтому IATA ждет от следующего года и сокращения пассажиропотока. Если в этом году он вырос на 5,9%, то в следующем году рост составит 4%.

Эксперты отмечают, что кредитный кризис привел к укорачиванию циклов развития мировой индустрии авиаперевозок (см. диаграмму #1). Предыдущий пик наблюдался в 1999 году, но тогда ему предшествовал почти такой же по прибыльности 1998 год. Сейчас первый же прибыльный год -- 2007-й -- стал пиком цикла, после которого прибыль вновь идет на спад. Как заявил в Женеве глава IATA Джованни Бизиньяни, "пик уже проходит, а индустрия все еще отягощена долгами в 0 млрд", подразумевая, что многие авиакомпании еще не успели расплатиться по долгам, сделанным после предыдущего кризиса 2001-2003 годов. Хотя позитивная динамика 2007 года обеспечит в следующем году рост числа фактических поставок новых самолетов, экономисты IATA не спешат радоваться. Дело в том, что кредитный кризис может привести и к смещению циклов заказов новых самолетов, фактических поставок и динамики пассажиропотока. Обычно компании заказывают новые самолеты в момент пика пассажирооборота, затем ждут несколько лет, пока авиастроители выпустят заказанные суда. Таким образом, объемы фактических поставок воздушных судов достигают наивысшей точки, когда пассажиропоток, в свою очередь, достигает низшей точки цикла -- поставки новых самолетов компенсируют низкий пассажиропоток и стимулируют начало нового подъема (см. диаграмму #2). Но сейчас дело обстоит по-другому. В следующем году поставки самолетов будут расти, а пассажиропоток будет сокращаться, что, по мнению IATA, окажет негативное воздействие на загруженность -- авиакомпании будут получать новые машины, а пассажиропоток будет снижаться, а это, в свою очередь, "окажет дополнительное давление на улучшение доходности", сообщается в прогнозе IATA.

Еще одним негативным фактором станет продолжающийся рост цен на нефть. В последние годы авиакомпании начали бороться с высокими ценами на нефть путем закупки новых, более экономичных лайнеров. Заказы на такие самолеты особенно выросли с начала 2005 года (см. диаграмму #3). Но нефть продолжает дорожать, что усиливает давление на авиакомпании. В этом году цены на нефть вплотную приблизились к отметке $ 100 за баррель, таким образом, цены на авиатопливо, которые в среднем на 10-15% выше цены на нефть, уже перевалили отметку в $ 100 за баррель. И здесь американские авиакомпании окажутся в худшем положении, чем их европейские коллеги. Из-за падения курса доллара затраты на топливо в реальном исчислении окажутся для американских компаний выше, чем для европейских. По мнению IATA, в следующем году авиакомпании мира потратят на топливо почти $ 150 млрд, что составит 30% от всех операционных издержек.

Кадровый голод в России

Российский авиарынок реагирует на мировые тенденции весьма избирательно, однако эксперты не склонны считать 2008 год безоблачным для авиаотрасли. По мнению аналитика банка "Траст" Евгения Шаго, мировой кризис ликвидности скажется на экономике только тех авиакомпаний, которые эксплуатируют воздушные суда иностранного производства. "Практически все самолеты зарубежного производства находятся в лизинге у зарубежных компаний, которые будут повышать свои ставки в соответствии с мировой конъюнктурой",-- говорит господин Шаго. По его мнению, эффект от ипотечного кризиса в США будет сказываться еще долго, что дает своеобразный "шанс отечественным авиапроизводителям выступить с конкурентным предложением".

В то же время эксперты единодушны во мнении, что в связи с ростом цен на авиатопливо существенно подскочат цены на авиабилеты. "В результате пассажиропоток в 2008 году сократится до однозначных цифр, в первом полугодии может составить 4-7%",-- прогнозирует Евгений Шаго. Но эксперты указывают и на чисто российские тенденции, способные негативно повлиять на российский авиарынок. По мнению главы аналитической службы агентства "Авиапорт" Олега Пантелеева (см. интервью на этой странице), кроме роста затрат на авиатопливо в 2008 году в полной мере проявится кадровый голод. "Флот авиакомпаний пополняется современными самолетами, а пилотировать их по-прежнему некому",-- отмечает эксперт. Кроме того, по мнению господина Пантелеева, в 2008 году участникам рынка следует ждать усиления конкуренции со стороны международных авиакомпаний, а также появления в России большего числа low-cost перевозчиков.


/ Новости

Более 140 моделей самолетов и вертолетов бизнес-класса;

Летно-технические характеристики, компоновки салонов, карты дальности полета из Москвы;

Эксклюзивные фото воздушных судов и VIP-интерьеров;

Ориентировочную стоимость авиатехники в 2016-2017 гг;