Добро пожаловать на крупнейший портал бизнес-авиации
Меню
Бизнес уходит в небо
Бизнес уходит в небо

Преодоление затянувшегося кризиса в отечественном аэропортовом хозяйстве невозможно без развития местных воздушных линий и небольших региональных аэропортов - к такому выводу пришли участники конференции "Региональная авиация общего назначения -2007", созванной в Твери по инициативе Национальной ассоциации деловой авиации России. Новизны, согласимся, в этой мысли немного, вся новизна - в реалиях.

С самолетов - на оленей

По данным ассоциации, с начала 90-х число действующих в стране аэропортов сократилось больше чем втрое - с 1302 до 351. И процесс этот продолжается: в прошлом году из эксплуатации было выведено 32 аэропорта, нынче из реестра будет вычеркнуто еще как минимум десяток. Причем из строя действующих выбывают в основном аэропорты регионального и местного значения, расположенные в районах Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока. Частота полетов на здешних воздушных линиях составляет от одного раза в день до одного-двух раз в неделю. Объемы перевозок сокращаются в основном по причине высоких тарифов, не соответствующих платежеспособности жителей. Если в 2001 году цена за один километр пролета на местных авиатрассах составляла два рубля, то нынче приблизилась к десяти. Выжить смогли лишь те из аэропортов, которые получают финансовую поддержку региональных властей или преуспевающих предприятий, прежде всего нефте- и газодобывающих.

В европейской части страны местных аэропортов сохранилось больше, однако загрузка основной массы их составляет лишь малую часть прежней. Почти повсеместно прекратились полеты между центрами областей-соседей, а воздушное сообщение внутри регионов и вовсе ушло в прошлое. Еще хуже то, что состояние инфраструктуры гражданских аэропортов не обеспечивает в полной мере безопасность полетов. Лишь две трети российских аэропортов имеют взлетно-посадочные полосы с искусственным покрытием. При этом многие из них построены более двадцати лет назад и требуют срочного капитального ремонта. Нередки ситуации, когда аэропорт, допущенный к приему самолетов определенного типа, не способен обеспечить их обслуживание. Общий износ основных производственных фондов российских аэропортов в среднем достиг 80 процентов. И это несмотря на солидный рост инвестиций в отрасль, наблюдавшийся в последние несколько лет. Начиная с 2003 года объем средств, вложенных в развитие наших аэропортов, увеличился почти в шесть раз, достигнув 22 миллиардов рублей. Однако основная часть денег вкладывается частными компаниями в международные аэропорты Москвы и нескольких крупных центров. Государственное же финансирование региональных и местных аэропортов свелось к минимуму. Скажем, в текущем году федеральные средства выделены лишь четырем региональным аэропортам - Воронежскому, Кировскому, Палана (Корякия) и Менделеево (Курилы). По признанию главы минтранса Игоря Левитина, только на ремонт инфраструктуры аэропортов страны требуется 150 миллиардов рублей.

Вся страна через столицу не улетит

Аналитики не без основания опасаются, что слишком бурный рост пассажиропотока в московском авиационном узле приведет к деформации российской аэропортовой индустрии и всего рынка авиаперевозок. Достаточно сказать, что вследствие разрушения региональных и местных авиационных связей доля столицы в общем объеме пассажиропотока российских аэропортов за последнее десятилетие выросла с 40 до 55 процентов. Такая гипертрофированная концентрация пассажирских и грузовых потоков в десяти-двенадцати узловых аэропортах не дает использовать в полной мере транзитно-трансфертный потенциал страны, способствует удорожанию перевозок, а главное - стагнации экономической жизни регионов.

Выход из сложившейся ситуации один - восстановить авиационное сообщение на местных воздушных линиях, а региональные аэропорты либо приватизировать, либо передать в концессию инвесторам. Именно такое поручение президент дал правительству нынешней весной. Подписанный 27 июля президентом закон о разграничении полномочий федеральных и региональных властей в обеспечении населения транспортными услугами дает регионам возможность участвовать своими средствами в финансировании аэропортов. В соответствии с программой развития аэродромной сети, разработанной минтрансом, в ведении федерального центра останется всего 70 аэропортов, а оставшиеся почти три сотни заберут себе субъекты РФ. Решение президента привлечь частных инвесторов к развитию аэропортовой инфраструктуры уже приносит первые результаты. Так, компания, купившая аэропорты Анапы, Геленджика, Сочи и Краснодара, объявила о намерении в ближайшие два-три года инвестировать в объекты 500-600 миллионов долларов. Но наиболее активную позицию заняло правительство Москвы. В принятой недавно программе дальнейшего развития воздушно-транспортной системы города значительное место отводится аэропортам региональных центров, расположенных в относительной близости от столицы. До 2010 года московские власти намерены купить в собственность и реконструировать 16 региональных аэропортов, в том числе всех центрально-черноземных областей, а также городов Иваново, Калуга, Брянск, Кострома и Ярославль, потратив в общей сложности до 55 миллиардов рублей.

Рука Москвы не оскудеет

Цель программы - увеличить за счет реконструкции грузовой и пассажирский поток находящегося в собственности правительства Москвы аэропорта Внуково, получив шестнадцать "запасных" авиаплощадок, - вполне совпадает с желанием региональных властей, не имеющих таких средств. Хотя, как предполагают некоторые эксперты, на пути этих планов могут возникнуть и трудности из-за несогласия акционеров местных аэропортов на появление в своих рядах могущественных совладельцев: для защиты своих инвестиций московские власти намерены предложить механизм выкупа контрольной доли в уставном капитале путем дополнительной эмиссии. Те же из аэропортов, что остаются государственными или унитарными предприятиями, должны будут прежде пройти процедуру приватизации. Опыт такой есть - Москвой уже приобретены контрольные пакеты акций авиапредприятий в Иванове и Калуге. Деньги (а только в Иванове на выкуп акций потрачено около 500 миллионов рублей), по словам начальника отдела развития транспортных систем правительства Москвы Олега Никольского, пойдут на работы по расширению и техническому переоснащению аэропортов. Реконструкция одного такого аэропорта, по подсчетам, потребует не меньше 100 миллионов долларов. Таким образом, общая сумма составит как минимум 1,6 миллиарда. Однако власти Москвы рассчитывают, и не без основания, на то, что деньги на покупку и реконструкцию региональных аэропортов будут взяты не только из городского бюджета, но и у частных инвесторов. Некоторые из них уже выразили желание принять участие в перспективном проекте.

В правительстве Москвы не скрывают, что рассматривают эти вложения как "стартовую площадку" для продвижения столичного бизнеса в регионы. Мало кто сомневается, что большинство рейсов из региональных аэропортов во Внуково в последующем будут выполняться столичной авиакомпанией. Московские предприниматели примут участие в строительстве и реконструкции, в создании в "зонах деловой активности", какими являются аэропорты, соответствующей инфраструктуры.

На первом этапе планируется реконструировать аэропорты Брянска, Иванова, Нижнего Новгорода, Липецка, Воронежа, Волгограда, Калуги, Петрозаводска и Тамбова, позднее приступить к работам в Орле, Оренбурге, Белгороде, Курске, Вологде, Костроме, Кургане, Ульяновске. В Липецке, например, считают, что за счет столичных инвестиций местное авиапредприятие сможет решить свои основные, до настоящего времени неподъемные, проблемы - реконструировать или даже построить новую дополнительную взлетно-посадочную полосу, приобрести современное сигнальное оборудование и локаторы. Сложнее ситуация в Воронеже, где серьезную конкуренцию московской может составить вполне успешная местная авиакомпания. Тем не менее ее представители высказались в этой связи за "здоровое партнерство" и заявили, что компания намерена сотрудничать со столичными партнерами на местном рынке авиаперевозок, грамотно разделив функции и заказы, составив оптимальные, с учетом взаимных интересов, маршрутные сети.

Там, где могут появиться препятствия для приобретения контрольного пакета акций, правительство Москвы намерено рассматривать альтернативные варианты - аренду имущества или концессионное соглашение. Но много времени на обдумывание предложений и раскачку у региональных властей не будет - к работе по внедрению проектов строительства современных авиатерминалов москвичи намерены приступить уже до конца текущего года. По расчетам составителей программы, к 2010 году совокупный объем рынка услуг малой авиации только в ЦФО возрастет с нынешнего миллиарда до шестнадцати миллиардов рублей, воздушный парк увеличится с 35 до 250 судов.


/ Новости

Более 140 моделей самолетов и вертолетов бизнес-класса;

Летно-технические характеристики, компоновки салонов, карты дальности полета из Москвы;

Эксклюзивные фото воздушных судов и VIP-интерьеров;

Ориентировочную стоимость авиатехники в 2016-2017 гг;