Добро пожаловать на крупнейший портал бизнес-авиации
Меню
Bombardier в России
Bombardier в России

Компания Bombardier известна, прежде всего, как производитель региональных и деловых самолетов. Немногим известно, что эта компания, имеющая штаб-квартиру в Канаде, активно занимается еще и работами в сфере рельсового транспорта. В настоящее время доходы Bombardier на 56% приносят авиационные программы, а остальные 44% - «транспортная» доля.

Именно в области железнодорожного транспорта началась активная деятельность Bombardier в России. В конце 90-х годов компания приобрела Deutsche Waggonbau AG – немецкого (бывшая ГДР) производителя подвижного состава, который поставлял вагоны в нашу страну с 1948 года, причем эти поставки составляли половину отечественного вагонного парка. Это заложило основу активного сотрудничества Bombardier с российскими организациями и предприятиями отрасли.

Однако «железнодорожная» деятельность компании заслуживает отдельного разговора. Если же говорить об авиации, то основная продукция Bombardier – региональные самолеты с двухконтурными турбореактивными (ДТРД) и турбовинтовыми (ТВД) двигателями, а также самолеты для деловой авиации. В настоящее время в мире используется более 2,2 тысяч «регионалов», произведенных компанией, а также свыше 3,4 тысяч самолетов бизнес-класса марки Bombardier. В качестве «нишевого» продукта компания производит гидросамолеты.

В области региональных самолетов с ТРД компания испытывает сильнейшую конкуренцию со стороны бразильской фирмы Embraer. Вдвоем эти компании практически «закрывают» весь мировой рынок реактивной региональной авиации.

В области региональных самолетов с ТВД основным конкурентом Bombardier является франко-итальянская фирма ATR. Однако конкуренция на «турбовинтовом» сегменте рынка не столь велика. Дело в том, что в настоящее время идет активное перевооружение многих региональных авиаперевозчиков в части парка самолетов с ТВД. В результате та же компания ATR фактически не успевает выполнять заказы на постройку самолетов ATR-42 и ATR-72. У Bombardier ситуация, возможно, и не столь радужна, однако в целом беспокойства состояние программ семейства самолетов Q Series у руководства компании не вызывает – заказов вполне достаточно.

Если же говорить о российском авиационном рынке, то наиболее прочные позиции у Bombardier в сегменте самолетов деловой авиации. В настоящее время на долю самолетов Learjet, Challenger и Global приходится более трети общего парка корпоративных самолетов России и стран СНГ. Среди «больших» бизнес-джетов представители семейства Challenger 600 занимают 89% регионального рынка. Хорошие позиции у Bombardier по деловым самолетам большого радиуса действия – 8 машин типа Global Express составляют 62,5% этого сегмента рынка (который по определению невелик).

По части турбовинтовых самолетов Bombardier пока уступает конкурентам из ATR. В отличие от канадских, франко-итальянские самолеты уже вышли на регулярные трассы. Компания UtAir закупила семь машин типа ATR-42. Хотя следует отметить, что канадцы у нас были первыми. В 2003 году самолет Dash 8 стал первым зарубежным «регионалом», получившим российский сертификат типа. Авиакомпания «Сахалинские Авиатрассы» в настоящее время эксплуатирует три самолета этого типа (один Dash 8 Q-100 и два Dash 8 Q-200) в интересах компании «Эксон Нефтегаз Лимитед».

В прошлом году намерение закупить турбовинтовые самолеты Bombardier выражала одна из региональных российских авиакомпаний, однако договориться сторонам не удалось. Тем не менее, Bombardier в настоящее время имеет еще ряд потенциальных покупателей, названия которых не разглашаются.

Если же говорить о российском рынке региональных самолетов с ДТРД, то здесь Bombardier явно лидирует. Авиакомпания «Татарстан» (АКТ) имеет контракты на поставку шести самолетов типа CRJ900 (86 мест). Соглашение было подписано в ноябре 2006 года. Часть поставок осуществляются на условиях лизинга через Aviation Leasing Group (ALG). Финансирование – собственные средства авиакомпании и краткосрочный кредит от банка «Ак Барс».

Поставленные АКТ самолеты имеют кабину пилотов, выполненную в соответствии с европейскими требованиями – российские стандарты в этой сфере ориентированы все же на Европу, а не на Америку. Презентация первых двух самолетов, поставленных по этому договору, прошла в аэропорту Казани 6 августа. В стоимость контракта также входит и обучение летного и инженерно-технического состава. Уже подготовлено 24 пилота и 29 инженеров и техников.

Однако существует проблема - семейство самолетов CRJ900 не имеет российских сертификатов. Заявка была подана в ноябре прошлого года, но ответа из сертифицирующих структур авиакомпания «Татарстан» так и не получила. Официального отказа на проведение сертификации не было, однако процесс ее проведения и оформления может затянуться на неопределенное время. Высказывалось мнение, что проблема сертификации самолетов Bombardier связана с лоббированием регионального самолета Sukhoi SuperJet-100 (SSJ), для которого СRJ является прямым конкурентом.

В этих условиях АКТ решила найти альтернативные варианты использования CRJ 900. Самолеты получат регистрацию Бермудских островов, а эксплуатироваться они будут зарубежным авиаперевозчиком на условиях временной аренды.

Оценивая положение и перспективы Bombardier на российском рынке, можно сказать следующее. В части деловой авиации компания занимает твердое, а касательно бизнес-джетов большой размерности и с большим радиусом полета – и лидирующее положение. По неофициальной информации, в настоящее время Bombardier ведет переговоры с потенциальными покупателями самолетов этого класса как в России, так и ряде других стран СНГ.

Сегмент региональных самолетов с ТВД в настоящее время освоен Bombardier весьма слабо. Однако перспективы здесь неплохие. Имеющиеся в составе парков российских авиакомпаний самолеты Ан-24 близки к исчерпанию своего ресурса. Производство Ил-114 в Ташкенте развивается очень вяло. Это связано как с плохим экономическим и организационным состоянием завода, так и с отсутствием сервисной сети по обслуживанию этого самолета, а также с неясными перспективами создания такой сети. Самолет Ан-140 имел бы неплохие перспективы при условии его лицензионного производства в России, однако организация этого производства по разным причинам затягивается.

В этих условиях, располагая сертифицированным по российским нормам самолетом Dash 8, компания Bombardier может побороться за заметный сегмент рынка. Немаловажно и то, что опыт эксплуатации самолета такого типа у одной российской авиакомпании уже имеется. Bombardier в настоящее время ведет ряд переговоров по продаже как подержанных Dash 8, так и новых машин Q Series.

Что касается рынка региональных самолетов с ДТРД, то здесь ситуация выглядит весьма запутанной. Лоббирование программы SSJ является весьма сильным. Кроме того, свое лобби имеет и украинский Ан-148, который может производиться в России по лицензии. Ясно, что в этих условиях попытки продаж самолетов семейства CRJ будут встречать противодействие.

Тем не менее, будущее Bombardier на российском авиационном рынке видится хотя и не безоблачным, но без штормов. Кроме того, нужно учитывать и активную деятельность компании в сфере рельсового транспорта. За счет этого у российского представительства Bombardier возникает возможность маневра (как «организационного», так и финансового), что делает положение компании весьма прочным.


/ Новости

Более 140 моделей самолетов и вертолетов бизнес-класса;

Летно-технические характеристики, компоновки салонов, карты дальности полета из Москвы;

Эксклюзивные фото воздушных судов и VIP-интерьеров;

Ориентировочную стоимость авиатехники в 2016-2017 гг;