Добро пожаловать на крупнейший портал бизнес-авиации
Меню
Деловые небеса
Деловые небеса
Мировой рынок бизнес-джетов по стоимости сегодня превосходит продажи военной авиации. По прогнозам зарубежных экспертов, до 2020 года в мире понадобится 14 тыс. новых бизнес-джетов – реактивных самолетов деловой авиации – на общую сумму 0 млрд. Одним из новых направлений должен стать выход на рынок сверхзвуковых машин. В США насчитывается почти 9 тыс. эксплуатантов деловой авиации, парк которой уже перешел рубеж в 10 тыс. самолетов и вертолетов. Половина из них используется в личных целях. Доля Европы существенно скромнее – лишь около 20%, на Латинскую Америку приходится не более 5%, а на Азиатско-Тихоокеанский регион – всего 2,6%.

По дальности полета и пассажировместимости бизнес-джеты принято делить на пять групп. К первой группе относятся небольшие машины с дальностью полета до 1,5 тыс. км, рассчитанные на пять-шесть пассажиров. К этой группе относятся такие "хиты" рынка от американских производителей, как Cessna Citation Jet CJ1, CJ2 и CJ3, а также Cessna Mustang компании Cessna Aircraft, Eclipse 500 компании Eclipse Aircraft, Swearingen SJ30-2 компании Sino Swearingen, Hawker Beechcraft Premier I компании Hawker Beechcraft. Вторая группа имеет дальность полета 3-4 тыс. км. Эти машины берут на борт до восьми человек. Наиболее яркими представителями этого класса бизнес-джетов на сегодня являются Learjet 60 канадской фирмы Bombardier, Hawker 800 американской Hawker Beechcraft и Cessna XL компании Cessna Aircraft. Третья группа – это машины, перевозящие 9-15 пассажиров на расстояние до 7 тыс. км со скоростью 800-850 км/ч. В этот класс входят Challenger 604 компании Bombardier, Falcon 900 и Falcon 2000 французской компании Dassault Aviation, Gulfstream G200 и Gulfstream G350 производства одноименной американской компании.

К четвертой группе относят самолеты для межконтинентальных перелетов, способные пролететь без дозаправки 12 тыс. км с 15-25 пассажирами. К этой категории относятся уже старые Gulfstream G450 компании Gulfstream, Falcon 7X французской Dassault и Global Express XRS канадской Bombardier. Наконец, пятая группа – это бизнес-джеты, созданные на базе обычных гражданских лайнеров для регулярных авиаперевозок. В эту категорию, например, входят пользующиеся высоким спросом для корпоративных перевозок BBJ и BBJ2, изготавливаемые фирмой Boeing на основе серийных Boeing 737-700.

Как сами бизнес-джеты, так и предприятия, их производящие, главным образом расположены в США. Лидер – компания Gulfstream, на которую, по разным оценкам, в ближайшие десять лет придется 25-28% рынка по объемам продаж, или —38 млрд. Компания сформировала в последние годы свою новую производственную линейку – это уже хорошо зарекомендовавшие себя на рынке машины G150, G200, самый фешенебельный из "Гольфстримов" G550 и наиболее свежая разработка дальнемагистральный G450. Сейчас Gulfstream продолжает работы над технологиями по уменьшению звукового удара для своего будущего сверхзвукового бизнес-самолета.

Другой крупнейший американский производитель бизнес-джетов – Cessna Aircraft - специализируется на выпуске главным образом самых легких, а потому дешевых бизнес-джетов. По собственным прогнозам, Cessna в следующее десятилетие продаст машин на общую сумму млрд. Это составит около 16,5% мирового рынка. В то же время в штуках Cessna продает больше всех производителей: десятилетний план – около 3300 самолетов, то есть более 30% всего прогнозируемого десятилетнего объема продаж. Сейчас компания находится на этапе производства уже сформированной линейки, проводя постоянно модернизацию хорошо зарекомендовавших себя версий. Наиболее современные деловые самолеты этого производителя – C525A Citation CJ2, C560 Citation Encore, C560XLS и C680 Sovereign.

Корпорация Hawker Beechcraft недавно сменила своих владельцев: в марте этого года компании Onex Partners и GS Capital Partners приобрели ее у Raytheon. В настоящее время основными продуктами фирмы стали три реактивных бизнес-джета – средний Hawker 4000, более легкий Hawker 850XP и "малыш" Beechcraft Premier IA. Самый большой в среднем реактивном классе двухдвигательный Hawker 4000 (ранее назывался Horizon) прошел сертификацию FAA еще в ноябре прошлого года, однако пока еще не поступил в массовую продажу – его первые поставки ожидаются только в сентябре. А для Hawker 850XP среднего класса компания уже создала полноценную замену: этим летом должна завершиться сертификация Hawker 900XP, а к концу года – Hawker 750.

Географически близким конкурентом американских компаний является канадская фирма Bombardier. По объемам продаж бизнес-джетов это вторая компания в мире, план которой на следующие десять лет оценивается в ,5 млрд (24% всего объема рынка). Новинка компании Challenger 605 запущен в производство в январе этого года. Руководство Bombardier особо подчеркивало, что у этой машины наиболее просторный салон, предусматривающий перемещение пассажиров в полный рост, среди всех больших самолетов бизнес-класса. Кроме средне- и дальнемагистральных Challenger компания Bombardier выпускает и менее крупные бизнес-джеты, новинками среди которых за последнее время стали 8-9-местный Learjet 45XR и 12-местный Global 5000.

В Латинской Америке Embraer до недавнего времени переоборудовала под бизнес-джеты обычные региональные самолеты –ставила на них VIP-салон. Сейчас компания сформировала отдельную линейку деловой авиации – в нее вошли легкие Phenom 100VLJ и Phenom 300. Первый Phenom 100 должен взлететь этим летом, а начало поставок запланировано на середину 2008 года. Компания заявила уже о 400 законтрактованных 100-х и 300-х. В "верхней середине" линейки расположился недавно представленный публике Legacy 600.

Главный производитель реактивных самолетов деловой авиации в Старом Свете – французская Dassault Aviation. Его доля на рынке оценивается экспертами в 16,5% от всего объема продаж бизнес-джетов. Объем продаж Dassault на десятилетие оценивается более чем в млрд. Последняя новинка компании – трехдвигательный дальнемагистральный Falcon 7X на 12-19 пассажиров, прошедший в первой половине этого года двойную сертификацию – как Европейским агентством по авиационной безопасности (EASA), так и Американской авиационной федерацией (FAA). Создатели самолета подчеркивают, что это первый в мире бизнес-джет с самой современной электродистанционной системой управления, которая ставится на французские истребители Rafale.

13 июня Dassault передала Falcon 7X первому заказчику, до конца года будут поставлены еще 16 таких самолетов. В следующем году поставки возрастут до 36 машин, а в 2009-м – до 40. Всего в течение десяти лет ожидается заказ на 500 Falcon 7X, пока же законтрактованы 160 новых "Соколов". В семействе Falcon остаются и новые модернизации хорошо зарекомендовавших Falcon 2000EX и Falcon 900EX. Кроме того, Dassault Aviation объявила о планах создания своего перспективного бизнес-джета "суперсреднего" класса, для которого в июне этого года уже выбрала двигатель тягой 4,5 тонны компании Rolls Royce. Источники в промышленности полагают, что новый бизнес-самолет Dassault появится к 2013 году. Хотя в компании пока не спешат с прогнозами. На вопрос о планах замены новой разработкой существующих машин Dassault, например Falcon 2000, председатель совета директоров компании Чарльз Элдерстен заявил: "Мы пока не готовы даже определить размерную категорию будущего проекта".

Разработчики авиатехники пытаются освоить новые ниши для деловой авиации. В мае 2007 года на итальянском авиашоу Giornata Azzurra-2007 (авиабаза Пратика-ди-Маре) впервые широкой публике был показан в полете конвертоплан BA609 Tiltrotor, созданный американо-итальянской компанией Bell/Agusta Aerospace. Создатели позиционировали свое детище как гражданскую машину, незаменимую для быстрых перелетов между городами. ВА609 может летать со скоростью 510 км/ч на расстояние до 1850 км, и при этом у него есть "вертолетная" возможность вертикальных взлета и посадки. Это позволяет отказаться от аэродромов, на дорогу в которые и из которых из-за пробок порой времени тратится больше, чем на сам полет. Представители Bell/Agusta Aerospace объявили, что у них уже есть заказы на 70 гражданских BA609 из 15 стран. Гражданских конкурентов у этой машины в мире пока нет.

Однако основные перспективы деловая авиация уже пару десятилетий связывает с созданием сверхзвуковых машин. В июне этого года на Парижском авиасалоне были впервые представлены продувочная модель и макет салона перспективного сверхзвукового 8-12-местного бизнес-джета SBJ (Supersonic Business Jet) американской компании Aerion. Макет крыла SBJ тестировался также на летающей лаборатории F-15, принадлежащей Национальному аэрокосмическому агентству США. Крыло SBJ подтвердило все расчетные характеристики, полученные при компьютерном моделировании.

Кстати, "прямое" углепластиковое крыло с титановой кромкой для SBJ, созданное по оригинальной технологии NLF (natural laminar flow – "естественное ламинарное обтекание"), – это ноу-хау компании Aerion. Оно позволит SBJ летать на различных дозвуковых, околозвуковых и сверхзвуковых скоростях вплоть до 1,6 Маха (в 1,6 раза быстрее скорости звука). Дело в том, что по правилам Международной организации гражданской авиации (ICAO) с неограниченной сверхзвуковой скоростью можно летать только над океанами, а также в ограниченных воздушных коридорах ряда стран. Во всех других местах правила ICAO запрещают такие полеты из-за возникающей при переходе на сверхзвук ударной волны, создающей высокий уровень шума. За счет полета на высоте при низких температурах можно лететь без ударной волны на скоростях 1,1—1,2 Маха. Но вот американские авиационные правила вообще запрещают в полетах над территорией США скорость свыше 1 Маха.

Эти требования серьезно сдерживают развитие сверхзвуковых гражданских, в том числе и бизнес-самолетов. Однако по расчетам Aerion, комбинированные полеты на околозвуковых и, где можно, на сверхзвуковых скоростях позволят добиться существенного выигрыша по времени полета. В качестве примера компания продемонстрировала в Ле-Бурже вариант маршрута Чикаго—Лондон, который занял всего 5 часов 25 минут. При полете же в обратном направлении, например из Парижа в Нью-Йорк, можно, взлетев в восемь утра из аэропорта Руаси – Шарль де Голль, через 4 часа 15 минут приземлиться в аэропорту имени Джона Кеннеди и успеть на полуденный завтрак на Манхэттене. Дальность полета более 7,4 тыс. км обеспечивает беспосадочные полеты из Нью-Йорка до Гонолулу, Рио-де-Жанейро и Москвы. Полет до Токио с часовой остановкой в Анкоридже на дозаправку займет 9 часов 33 минуты, что все равно на 5 часов меньше, чем без посадок на дозвуковом лайнере. По расчетам Aerion, в первые десять лет производства SBJ клиенты во всем мире приобретут 250-300 таких машин.


/ Новости

Более 140 моделей самолетов и вертолетов бизнес-класса;

Летно-технические характеристики, компоновки салонов, карты дальности полета из Москвы;

Эксклюзивные фото воздушных судов и VIP-интерьеров;

Ориентировочную стоимость авиатехники в 2016-2017 гг;