Добро пожаловать на крупнейший портал бизнес-авиации
Меню
Таллинская перезагрузка
Таллинская перезагрузка
Решение Еврокомиссии о неправомерности госпомощи Estonian Air и последовавшая за этим остановка деятельности перевозчика в ноябре 2015 года не повлияли на желание правительства Эстонской республики инвестировать в развитие воздушного транспорта. Поэтому одновременно с крахом Estonian Air в Таллинском аэропорту при поддержке национальных властей был запущен новый государственный авиационный проект — Nordic Aviation Group. По своим объемам эстонский рынок пассажирских авиаперевозок занимает третье (и последнее) место в Прибалтике. В прошлом году таллинский аэропорт имени Леннарта Мери (эстонский писатель и государственный деятель, президент Эстонии в 1992–2001 гг.) обслужил 2,167 млн пасс. (рост к 2014 г. на 7,4 %). На долю этой воздушной гавани приходится 98% пассажиров всех аэропортов страны. Для сравнения: по итогам 2015 г. объемы пассажирских перевозок аэропортов Риги (280 км от Таллина; Латвия) и Вильнюса (530 км; Литва) превысили показатель главной воздушной гавани Эстонии соответственно в 2,4 и 1,5 раза. "В Эстонии живет 1,4 млн чел., в Таллине — 450 тыс. (около трети населения страны. — Прим. АТО). Это маленький рынок, и мы не видим большого интереса других перевозчиков и понимаем, что даже если Таллин для них интересен, то на карте Европы много других городов, куда летать намного прибыльнее. Авиасвязь является проблемой для нашего маленького общества, а государство для того и есть, чтобы решать вопросы, которые рынок решить не может", — рассказывает ATO Эрик Сакков, член правления и коммерческий директор нового эстонского перевозчика Nordic Aviation Group (NAG).

Уроки на будущее

Независимые и в хорошем смысле слова гордые наследники эстов (принятое в западноевропейских, преимущественно латинских, источниках название средневекового населения современной Эстонии) сделали все возможное, чтобы минимизировать потери от ухода с рынка Estonian Air (работала с 1991 г.; подробнее о причинах ее краха см. АТО № 165, с. 6). Одна из старейших авиакомпаний Прибалтики прекратила выполнение коммерческих рейсов 8 ноября прошлого года, но вечером того же дня NAG в партнерстве с bmi Regional выполнила первый в своей истории пассажирский рейс из Таллина в Амстердам на самолете Embraer ERJ145 британского регионального перевозчика. "На самом деле Estonian Air справлялась на рынке хорошо, и последний год показывала прибыль. И, конечно, надо учесть, что Estonian Air обслуживала наш рынок в течение 24 лет. Причиной банкротства Estonian Air является решение Европейской комиссии, так как поддержка Estonian Air государством была признана незаконной и авиакомпанию обязали вернуть полученные деньги, — разъясняет Сакков, отвечая на вопрос о том, какие уроки менеджмент NAG извлек из истории с Estonian Air. — Бизнес-план Nordic Aviation Group составлен, исходя из консервативных предпосылок. Мы участвуем в тендерах других авиаперевозчиков, что приносит нам дополнительную прибыль и сокращает расходы. В отличие от Estonian Air мы не находимся под расследованием Еврокомиссии и у нас есть реальная стабильная возможность претворить свою стратегию в жизнь. Мы будем классической авиакомпанией, и наша самая главная задача — обеспечение воздушных перевозок из Таллина в те точки Европы, с которыми на сегодняшний день прямое сообщение отсутствует".

Словенская помощь

На старте проект NAG получил от эстонского правительства инвестиции в размере 40 млн евро. До получения от государственной администрации гражданской авиации Эстонии (Eesti Lennuamet) собственного сертификата эксплуатанта в начале февраля NAG на протяжении трех месяцев пользовалась исключительно услугами других авиакомпаний по так называемым договорам ACMI (aircraft, crew, maintenance, insurance — оплата за самолет, экипаж, техобслуживание, страхование). Например, новый балтийский перевозчик использовал ВС как bmi Regional, так и региональных авиакомпаний NextJet (Швеция; самолеты BAe ATP), Carpatair (Румыния; Fokker 100) и Trade Air (Хорватия; Fokker 100). Но стратегия развития парка NAG предполагает эксплуатацию машин производства Bombardier. В том числе поэтому основным партнером NAG по операционной деятельности стала словенская авиакомпания Adria Airways (входит в Star Alliance). "Мы искали партнера, у которого есть операционная платформа для самолетов типа CRJ, а также качественная коммерческая платформа. За использование этих платформ мы платим Adria Airways. Юридически все полеты, которые мы выполняем из Таллина, — это полеты Adria Airways", — говорил в декабре 2015 г. Эрик Сакков. Спустя пару месяцев перевозчик получил в рамках договоров аренды от американского лизингодателя Regional One две 70-местные машины CRJ700, ранее летавшие в Estonian Air. Помимо CRJ700 NAG планирует использовать более вместительные CRJ900 (этот тип также был во флоте Estonian Air). Анонсируется, что к лету новая эстонская авиакомпания сформирует парк из шести CRJ700/900. Среди прочего решение эксплуатировать машины этого типа связано с приемом на работу в NAG уже подготовленных пилотов и бортпроводников из Estonian Air. Техническим обслуживанием парка NAG в ее базовом аэропорту — Таллине занимается местный провайдер услуг ТОиР Magnetic MRO. За пределами Эстонии авиакомпания сотрудничает с техническими подразделениями Lufthansa Cityline (Германия), Solinair и Adria Technika (Словения), Flybe Aviation Services (Великобритания) и др. "Мы постепенно переходим на собственный флот и уже к концу этого года надеемся осуществлять все полеты на своих самолетах. По поводу коммерческой платформы мы еще не определились, продолжим ли сотрудничество с Adria Airways или будем создавать собственную коммерческую платформу. Для принятия правильного решения нужно проанализировать все возможности", — поясняет Сакков.

Первые результаты

В начале марта расписание регулярных рейсов NAG состояло из восьми направлений: Амстердам (Голландия), Брюссель (Бельгия), Вильнюс (Литва), Киев (Украина), Мюнхен (Германия), Стокгольм (Швеция), Осло и Тронхейм (Норвегия) — все выполняются из таллинского аэропорта. В феврале самыми популярными линиями были Стокгольм и Амстердам. В летнем расписании перевозчика, которое вступает в силу с 27 марта, количество маршрутов возрастет вдвое. К вышеперечисленным направлениям добавятся рейсы в Вену (Австрия), Берлин (Германия), Ниццу и Париж (Франция), Одессу (Украина), Риеку и Сплит (Хорватия), Эдинбург (Шотландия). Таким образом, в летнем расписании расстояние полетов самолетов NAG будет варьироваться от 530 км (Вильнюс) до 2100 км (Ницца). Отвечая на вопрос, когда NAG намерена открыть рейсы в Россию, Эрик Сакков говорит: "Мы открываем новые направления, исходя из потребностей и желания клиентов. Россия для нас рынок очень интересный; рассматриваем не только Москву и Санкт-Петербург (в свое время в аэропорты этих городов летала Estonian Air. — Прим. ATO.ru). Несомненно, российские направления представляют большой интерес для жителей Эстонии, и мы хотели бы к вам летать, но для этого необходимо обновить некоторые договоры между нашими странами, а это не так просто". С начала операционной деятельности 8 ноября прошлого года и по февраль включительно услугами нового эстонского госперевозчика воспользовались 74,7 тыс. пасс. Из них по итогам первых двух месяцев 2016 г. пассажирами NAG стали 33,3 тыс. чел., или 13% от пассажиропотока таллинского аэропорта за рассматриваемый период; средняя загрузка одного рейса составила 25 чел. "Таким результатом мы очень довольны, поскольку ровно четыре месяца назад у нас не было ни одного пассажира", — лаконичен Сакков.

Стрекозьи мотивы

Помимо уже вложенных инвестиций эстонское правительство больше не планирует вкладывать дополнительные средства в новый авиационный проект. И это несмотря на то что NAG приходится начинать работу в условиях жесткой европейской конкуренции. "Мы должны справиться сами. Политика открытого неба, конечно, хорошая вещь, но это никоим образом не влияет на величину нашего рынка и не делает нас интереснее для больших перевозчиков. В Таллин летают почти все лоукостеры. На этих линиях все политические, экономические и культурные отношения не построишь, — считает Эрик Сакков. — Что касается чиновников, то на самом деле решение о создании NAG было принято на политическом уровне, с учетом того факта, что иметь свою государственную авиакомпанию необходимо даже в том случае, если она и не приносит огромной прибыли. У нас выход на безубыточность планируется в 2019 г.". Когда этот номер сдавался в печать, стало известно, что с летнего расписания NAG планирует выполнять полеты под фирменным наименованием Nordica. В авиакомпании отметили, что Эстония и прежде относила себя к числу северных стран и у руководителей государства имеется определенное желание подчеркнуть это в названии новоиспеченного национального перевозчика. Символом Nordica станет стрекоза, во многих культурах ассоциирующаяся с удачей. "Мы не исключаем, что в будущем государство привлечет и частных инвесторов в Nordic Aviation Group. Наша задача сделать предприятие привлекательным, чтобы потенциальные инвесторы захотели вложить свои деньги", — заключает Сакков.

/ Новости

Более 140 моделей самолетов и вертолетов бизнес-класса;

Летно-технические характеристики, компоновки салонов, карты дальности полета из Москвы;

Эксклюзивные фото воздушных судов и VIP-интерьеров;

Ориентировочную стоимость авиатехники в 2016-2017 гг;