Добро пожаловать на крупнейший портал бизнес-авиации
Меню
Откуда берутся 300-процентные накрутки на авиабилеты?
Откуда берутся 300-процентные накрутки на авиабилеты?
Россия — самая большая страна в мире. Протяженность с запада на восток — почти 10 тысяч километров. Огромные расстояния. По земле ездить долго, да и при наших дорогах лучше летать. Правда, для большинства россиян цены на авиабилеты просто неподъемные, особенно на местных авиалиниях. Отчего так? В мире же по-другому. Кто наживается? Иркутская область. Из-за "взбесившихся" цен на авиабилеты жители удаленных районов вынуждены подолгу добираться до дома на перекладных либо в нарушение всех правил авиаперевозок подсаживаться, как здесь говорят, "живым весом" на грузовые борта. "Выбираем такой полет, потому что дешевле стоит. На пассажирском — 11 тысяч с копейками. А так 7 тысяч. Разница — четыре тысячи", — рассказал Александр, старатель-вахтовик. В 850 километрах — бывший центр сибирского старательства, а ныне изрядно исчерпавший свои недра городок Бодайбо. Когда-то отсутствие здесь дорог затрудняло воровство золота с приисков. Теперь помогает озолотиться авиаторам. Тариф на грузоперевозку, как и все тут, совершенно грабительский — от 85 до 120 рублей за килограмм. Таким образом сосиски, например, за полтора часа лету подорожают на 50%, молочные продукты — на 100%, мука и крупы — на 150%. "Что касается перевозок в город Бодайбо, правительство Иркутской области отношения к ним не имеет. Здесь государственного регулирования тарифа нет. Завтра частник поставит 100 тысяч. Он посчитает, что так ему выгодно, понимаете. Авиакомпания просто зарабатывает деньги", — отметил Андрей Никитин, начальник Управления воздушного транспорт, заместитель министра транспорта Иркутской области. - Но при этом авиакомпания субсидируется из средств бюджета. Как это возможно? - Мне что, вещи своими именами назвать? — говорит Никитин. - Да. - Вы же понимаете, что я не буду это делать. Главный областной перевозчик и до недавнего времени главный получатель многомиллионных субсидий авиакомпания "Ангара" принадлежит недавно отставленному иркутскому губернатору. Он же, по слухам, контролирует и вторую половину местного авиабизнеса — компанию "Ираэро". Ни по тарифам, ни по качеству перевозчики практически неотличимы. "Мы летаем со страхом и риском, потому что самолеты все старые. И дребезжание, и запахи, и постоянно приглашаешь стюардессу, задаешь ей вопросы. Но мы являемся заложниками этой ситуации — у нас нет железной дороги. Мы просто-напросто вынуждены покупать эти билеты", — вздыхают местные жители. Тем же аэропортом Бодайбо вынужденно пользуются свыше 50 тысяч пассажиров в год. Все они проходят через простейшую магнитную рамку, взвешивают багаж на раритетных весах, смотрят единственный телевизор. Буфета тут нет, туалет — на улице. При этом чуть ли не треть от цены каждого билета составляют услуги аэропорта. - В ваших тарифах услуга "авиабезопасность и досмотр пассажиров" стоит в восемь раз дороже, чем в международных аэропортах высшей категории. Как так? - Если бы здесь было в плане ценовой политики что-то неправильно, нам бы не утвердили эти цены. Мы не могли бы по ним работать. Мы являемся монополистом в Бодайбинском районе, поэтому все цены у нас обязательно согласовываются, — заявил Валерий Грачев, исполнительный директор аэропорта города Бодайбо. - Но взлет и посадка в голом поле могут стоить в семь раз дороже, чем в московском Шереметьево, в десять раз больше, чем в питерском Пулково?! - Я не буду отвечать на этот вопрос. Вы меня сравниваете с федеральным аэропортом, а я представляю интересы аэропорта местного — это совершенно разные вещи. При диких тарифах и мизерных зарплатах персонала этот хитрый домик должен приносить ежегодно по 150-200 миллионов рублей прибыли. Как же надо стараться, чтобы в итоге не иметь средств не то что на твердую бетонную полосу, а даже на очистку от снега и грязи существующей грунтовки?! Уж сколько раз авиационные власти грозились разобраться с региональными перевозками, но под вечным предлогом нехватки средств местные монополисты как летали на старых посудинах, как грузили людей вместе с ящиками и мешками, как сажали самолеты в снежно-грязевые ванны, так и продолжают. Якутия — крупнейший и самый девственный в плане дорог регион России. Среднее расстояние между поселками — 800 километров, преодолеть которые по земле — задача реже трудная, чаще невыполнимая. Тут уж какую цену ни заломи, а самолеты всегда будут забиты битком. 33 тысячи 450 рублей — за перелет в 1600 километров. То же расстояние — например, от Питера до Самары — можно пролететь за 3 тысячи рублей. Сумму, за которую можно с комфортом слетать, скажем, из Калининграда в Южно-Сахалинск и обратно, отдаем за тысячекилометровый вояж из Якутска до райцентра Зырянка Верхнеколымского улуса. Сумасшедшая прибыльность не мешает местным перевозчикам экономить на всем: от уборки салона до газированной воды — не более стаканчика в одни руки, иначе, пассажирам захочется по нужде. Туалет-то не работает. Что только ни вписывают межулусные авиаторы в себестоимость своих билетов: и подачу телескопических трапов к борту авиалайнера, и механизированную разгрузку и перевозку багажа, и мифический автобус для доставки людей в здание аэровокзального комплекса. Услуга "аэропортовое обслуживание пассажиров" здесь одна из самых дорогих в Евразии: Главным оправданием ценового бешенства, конечно, является вздорожание керосина, особенно его так называемой "заправки в крыло". Просто вставить пистолет в горловину бака в Зырянке стоит вдвое дороже, чем в Париже, и втрое дороже, чем в Москве. "25 тысяч до Якутска из Зырянки! У нас не могут роженицу увезти туда. Логистика страшная!", — говорит Вячеслав Карпенко, депутат поселкового Собрания. Самолеты все разбазарили. Куда дели, Бог его знает. Кукурузников, Ан-2 было штук 6-7. Не те ли это кукурузники, что под видом списания или продажи на запчасти уходят в руки коммерсантов? Дикий официальный ценник породил в якутской глубинке сеть нелегальных перевозчиков, взлетающих прямо из тундры и берущих за билет в полтора-два раза меньше обычного. Минувшим летом произошел арест некоей нелицензированной авиакомпании, пытавшейся отгрызть кусок от республиканского транспортного пирога. Спустя несколько месяцев на соседнем поле другая компания застигнута за тем же самым. И хоть в кадре — уже новый, модифицированный на новосибирском заводе Ан-2 с американским движком и импортной авионикой, полиция усомнилась в его пригодности. Нелегальный доход в очередной раз изъяли, самолеты арестовали. Пассажиры вынуждено вернулись в кассы казенных аэродромов. В краю бездорожья — небесная монополия, хотя формально к внутриякутским перевозкам допущены две авиакомпании — "Якутия" и "Полярные авиалинии". Учредителем обеих является администрация региона. Она же в лице нескольких высших чиновников утверждает маршруты и тарифы. "Это экономически обоснованная цена. Мы за этим следим. Но дешевле не будет", — сказал Георгий Егоров, первый заместитель министра транспорта Республики Саха (Якутия). - Как вам кажется, 300% накрутки на билетах не многовато? - В силу человеческой природы, в силу психологии человеку же никогда много не бывает, — признается Егоров. - Хорошо, а людям, которые годами копят на билет, что делать? - Я тоже отношусь к этому слову — "люди". Людям работать надо! - Все же ответьте не как чиновник. Вы и вправду считаете эти цены нормальными? - Я считаю, что этими тарифами идет дискриминация населения нашей республики. - Почему же тогда их не снизить? Это же не частная авиация. - Я в телевизор отвечать не буду. За год в регионе перевозится свыше 350 тысяч пассажиров. Помножим на среднюю цену билета — получаем годовую выручку — около 7 миллиардов, из которых чуть ли не 5 миллиардов может составлять чистая прибыль. Судьба этих колоссальных средств неизвестна, ибо на бумаге якутские авиаторы из года в год жалуются на убытки и просят все новых многомиллионных субсидий у государства. - Странное дело, чем ужаснее аэродром, тем выше его тарифы и больше аэропортовый сбор с пассажиров. Вопрос к Антимонопольной службе: почему такие тарифы не опротестовываются? - Вы пытались смотреть экономику этих аэропортов? Даже с их кратно большими ценами они планово убыточные, именно поэтому, — пояснил Дмитрий Рутенберг, начальник Управления регулирования транспорта ФАС России. - Это они вам говорят, что они планово убыточные? - Нет, это говорят цифры. - Цифры предоставляют они? - Да. - И вы считаете, что эти тарифы, когда за пользование избой берут в десять раз больше, чем за пользование лучшими мировыми аэропортами оправданы? - Оправданы.

/ Новости

Более 140 моделей самолетов и вертолетов бизнес-класса;

Летно-технические характеристики, компоновки салонов, карты дальности полета из Москвы;

Эксклюзивные фото воздушных судов и VIP-интерьеров;

Ориентировочную стоимость авиатехники в 2016-2017 гг;