Добро пожаловать на крупнейший портал бизнес-авиации
Меню
Столица на Волге: как Нижний Новгород встретит гостей ЧМ в 2018 году
Столица на Волге: как Нижний Новгород встретит гостей ЧМ в 2018 году
Самые важные матчи в расписании любого спортивного состязания - матчи этапа плей-офф: именно они привлекают больше всего болельщиков на трибунах. В Нижнем Новгороде, который в числе одиннадцати российских городов будет принимать Чемпионат мира по футболу в 2018 году, пройдут не только четыре матча группового этапа, но и два матча стадии плей-офф. Город относится к первенству серьёзно: например, областные власти намерены использовать первенство для совершения качественного скачка в развитии въездного туризма. "АвиаПорт" продолжает проект "ЧМ-18" - серию статей о реконструкции российских региональных аэропортов. Это первый материал, в котором речь идёт об активе одного из российских аэропортовых холдингов. В "Аэропортах регионов" основательно подошли к проектировке и реализации стратегии развития аэропорта Нижнего Новгорода.

Без сдвигов не обошлось

Существующая аэродромная инфраструктура в Нижнем Новгороде включает две взлётно-посадочных полосы, одну магистральную рулёжную дорожку и перрон на 40 мест. Конкурс на её реконструкцию был объявлен после прихода в "Стригино" стратегического инвестора - холдинга "Аэропорты регионов" (входит в группу компаний "Ренова" российского бизнесмена Виктора Вексельберга), при этом совокупный объем инвестиций в развитие "Стригино", по данным "АвиаПорта", должен составить не менее 4,5 млрд рублей. Взлётно-посадочной инфраструктурой "Стригино" владеет Федеральное государственное унитарное предприятие "Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)" (ФГУП АГА(А)), которое в ходе подготовки к Чемпионату Мира 2018 объявило два тендера на реконструкцию обеих взлётно-посадочных полос. Победителем в обоих стала "Трансстроймеханизация", которая входит в группу компаний "Мостотрест" (принадлежит НПФ "Благосостояние", обслуживающего сотрудников компании РЖД). Проектировщиком, как сообщили "АвиаПорту" во ФГУП АГА(А), был выбран "ПИ и НИИ ВТ "Ленаэропроект". Согласно разработанному плану, реконструированы должны быть обе полосы, однако на ВПП-2 работы идут медленнее, чем на параллельной "взлёте". По данным "Коммерсанта", генеральный подрядчик отстаёт от намеченного графика на три месяца - об этом газете сообщили представители ФГУП АГА(А). В качестве причин назывались неблагоприятные климатические условия, а также необходимость актуализации проекта "в части инженерно-геологических изысканий". В "Мостотресте" изданию сообщили, что заказчик не всегда мог предоставить полосу под работы, поскольку она является действующей (в отличие от ВПП-1), но отметили, что "оставшиеся работы займут не более десяти дней". Полностью завершить реконструкцию ВПП-2 подрядчик намерен во втором квартале этого года. При этом характеристики ВПП-2 останутся прежними: 2,8 тысячи метров в длину и 45 метров в ширину. Куда быстрее идёт реконструкция ВПП-1 - там работы ведутся в соответствии с планом, они должны завершится в ноябре 2017 года. По их окончании эта полоса будет сдана в эксплуатацию в удлинённом - до 3 тысяч метров - варианте. На полосе установят светосигнальное оборудование, она получит 4Е категорию ИКАО (длина ВПП более 1800 метров и способность принимать воздушные суда с размахом крыла 52-60 метров и шириной колеи 9-14 метров), и получит допуск к приёму воздушных судов типа Ан-124, Ил-96 и Boeing 747 и классом ниже с ограничением по взлётной массе, но без ограничения интенсивности. Вместе с ВПП генподрядчик также занимается реконструкцией МРД и перрона. Рулёжную дорожку удлиняют (в соответствии с предполагаемой протяжённостью ВПП-1), также укрепляют её покрытие. Аналогичные работы идут на перроне - об их частичном выполнении ФГУП АГА(А) отчитывалась в декабре прошлого года. При этом количество мест на перроне, по данным "АвиаПорта", не изменится - их останется 40. Перрон будет сдан вслед за ВПП-2 - работы по его реконструкции должны быть закончены в июне 2016 года.

Постепенное обновление

Пассажиры внутренних авиалиний, прибывающие и отправляющиеся из Нижнего Новгорода, сейчас пользуются новым терминалом - в нем идёт тестовое обслуживание рейсов ВВЛ. Оно началось 4 марта, а ранее, 29 февраля, около сотни волонтёров участвовали в тестовом запуске терминальных систем. Генеральным подрядчиком строительства нового пассажирского терминала "Стригино" выступила чешская строительная компания PSJ. Разрешение Росавиации на ввод в эксплуатацию первой очереди нового пассажирского терминала международного аэропорта "Стригино" было получено 29 декабря 2015 года. Проект нового комплекса разработала петербургская компания "Сигни Групп", а дизайном занималось британское архитектурное бюро Hintan Association. Площадь нового терминала составляет 27,8 тысяч квадратных метров, его пропускная способность оценивается управляющей компанией в 1600 пассажиров в час. В новом здании аэровокзала 17 стоек регистрации, 37 кабин паспортного контроля, а также по четыре багажных ленты в каждом из секторов. Увеличение пропускной способности до 1600 человек (старый терминал может обслуживать 1200 пассажиров в час) обусловлено появлением в Нижнем Новгороде телетрапов и новых выходов на посадку в автобусы. Так, в новом терминале в каждом из секторов будет по два телетрапа и по два автобусных гейта. При этом пропускная способность сектора ВВЛ составит 960 пассажиров в час, на МВЛ она составит 640 пассажиров в обоих направлениях. Согласно требованиям ФИФА к аэропортам, принимающим рейсы во время проведения Чемпионата мира, терминал должен обладать пропускной способностью в 1000 пассажиров в час на ВВЛ и в 600 на МВЛ в одном направлении. Холдинг "Аэропорты регионов" осведомлён об этих условиях, поэтому во время первенства в работе будут также задействованы мощности старого терминала. "Старый терминал после перевода основной деятельности (обслуживание пассажиров ВВЛ и МВЛ) в новый терминал будет "законсервирован" до июля 2018 года", - уточнили "АвиаПорту" представители холдинга. Для высокопоставленных персон, планирующих поездку в Нижний Новгород, в новом терминале в дальнейшем будет оборудован зал официальных лиц и делегаций (ЗОЛД): отдельный вход и подъезд будет осуществляется с привокзальной площади. Существует ли опция обособленной регистрации на рейс, в холдинге не уточняют. "Для вылетающих пассажиров предусмотрены залы повышенной комфортности в секторах ВВЛ и МВЛ, в которых сейчас ведутся строительно-монтажные работы", - рассказывают представители холдинга. Окончательный перевод в новый терминал рейсов на внутренних воздушных линиях запланирован на конец первого квартала этого года, а в полную силу новый аэровокзальный комплекс заработает во втором квартале, когда в нем начнётся обслуживание международных перевозок.

По площади уже отработали

Отдельным пунктом в требованиях ФИФА является организация логистики на привокзальной площади. Сейчас из "Стригино" в город можно добраться либо на такси (в аэропорту работает один официальный оператор), либо на автобусах и маршрутках (по два маршрута). Перед новым терминалом построена новая парковка на 650 мест, в аэропорту работают две службы по аренде автомобилей, однако на практике во время проведения первенства эти опции могут оказаться не столь востребованными, как общественный транспорт. "Управляющая компания "Аэропорты Регионов" на время проведения ЧМ 2018 разработала операционный план по обслуживанию гостей и пассажиров. В нем выработаны схемы движения и парковки воздушных судов на перроне, пассажиров в терминале, автотранспорта и автобусов на привокзальной площади", - уверяют в холдинге, не уточняя точной схемы и графика движения. Не исключено, что график движения общественного транспорта от аэропорта до Нижнего Новгорода будет переработан. В мае прошлого года в рамках "Петербургского международного инновационного форума пассажирского транспорта 2015" директор департамента транспорта и связи администрации Нижнего Новгорода Анатолий Гусев говорил, что городу необходимо "в преддверии этого [проведения Чемпионата мира] пополнять парки и депо новой техникой, развивать автоматизированную систему контроля оплаты проезда, наладить работу с частными перевозчиками и так далее". Аналогичное решение приняли в Калининграде: там на время проведения матчей будет увеличено число автобусов и маршрутных такси, курсирующих от города до аэропорта. Оптимизация транспортного сообщения - не единственная задача, стоящая перед "Аэропортами регионов". Холдинг рассчитывает построить новую гостиницу на привокзальной площади: сейчас, по словам представителей управляющей компании, идут поиски соинвестора и профильного оператора. При этом отель будет возведён на новой привокзальной площади, которая была построена вместе с новым терминалом, к ней идут несколько подъездных дорог. По словам представителя холдинга, они "ждут своих пассажиров".

Сформировали прогнозы

Последние несколько лет развития Международного аэропорта "Стригино" характеризовались быстрым ростом пассажиропотока как на внутренних, так и на международных линиях. В 2012 году аэропорт обслужил почти 750 тысяч человек, а уже через год - более 917 тысяч (по данным Росавиации - 910 тысяч), рост составил 22,8%. Ещё через год через "Стригино" по данным Росавиации прошли 1 126 755 пассажиров - аэропорт снова продемонстрировал рост в 23,8%, несмотря на начавшееся уже в 2014 ухудшение ситуации в экономике. Однако прошедший кризисный 2015 год отбросил аэропорт обратно за границу 1 млн пассажиропотока: по его итогам "Стригино" удалось обслужить только 946 тысяч пассажиров - на 16% меньше, чем в прошлом году (хотя и больше, чем в 2013 году). При этом уже сейчас можно говорить, что грядущий сезон будет сложным: фактически закрыты два самых популярных туристических международных направления, доходы населения продолжают сокращаться, а это даёт основания полагать, что затормозится и развитие международного туризма по другим направлениям. Высокую загрузку "Стригино" не сможет дать и участие Нижнего Новгорода в программе субсидируемых перевозок в Приволжском Федеральном округе, реализуемой Росавиацией совместно с регионами. По данным ведомства, даже на самом популярном маршруте в рамках программы (линии Казань - Пермь) было перевезено лишь 8,5 тысяч человек за весь 2015 год. Однако этим летом отрасль ожидает хороших показателей по внутренним перевозкам: исполнительный директор Ассоциации туроператоров России (АТОР) Майя Ломидзе считает, что рынок внутреннего туризма в летнем сезоне-2016 может вырасти на 15-20% "при сохранении текущей политической и экономической ситуации". Это мнение она озвучила 11 марта на пресс-конференции "Российский туризм: четыре месяца без Турции и Египта". Более того, по мнению М.Ломидзе, "основной прирост на внутреннем рынке происходит в сегменте культурно-познавательного туризма" - именно такой туризм сейчас развивают Нижегородские власти. С 2012 года в регионе действует программа по развитию внутреннего и въездного туризма, при этом текущий 2016 год - последний в работе программы. Она уже принесла результаты: год назад агентство РБК со ссылкой на минпредпринимательства области сообщало, что в 2014 году регион посетили 840 тысяч человек. При этом, по данным Росстата, в 2013 году область посетили на 50 тысяч человек меньше, а региональное правительство прогнозировало, что темпы роста в 2015 останутся на том же уровне. Росстат не публикует количество въезжающих туристов в Нижегородскую область. "В последние восемь лет поток туристов у нас увеличился в девять раз, - заявлял журналистам в июле прошлого года губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев (цитата по ТАСС). - Нам хотелось бы, чтобы этот показатель ещё вырос. Миллиона у нас пока нет. Задача - в ближайшие годы, до 2020-го, выйти на цифру, совпадающую с численностью населения города (1,3 млн жителей в самом городе и 3,3 млн - в области). Чемпионат мира поспособствует этому", - говорил чиновник. Сейчас власти продолжают развивать въездной туризм: 17 марта в городе в рамках Нижегородской ярмарки пройдёт презентация туристического потенциала региона, которую представит "Нижегородский туристско-информационный центр". Руководство "Стригино", вероятно, считает, что развитие въездного туризма больше скажется на загрузке наземного транспорта, поэтому не завышает оценки по пассажиропотоку. Согласно прогнозу компании, по итогам 2016 года аэропортом воспользуются 869 тысяч человек (на 8,2% меньше, чем по итогам 2015). Далее, ожидают в "Аэропортах регионов", пассажиропоток снова начнёт расти (919 тысяч в 2017 году), однако преодолеть планку в 1 млн пассажиров, достигнутую ещё в 2014, аэропорт вновь сможет только в год проведения Чемпионата мира: в 2018 прогнозируется пассажиропоток в 1,1 млн человек.

/ Новости

Более 140 моделей самолетов и вертолетов бизнес-класса;

Летно-технические характеристики, компоновки салонов, карты дальности полета из Москвы;

Эксклюзивные фото воздушных судов и VIP-интерьеров;

Ориентировочную стоимость авиатехники в 2016-2017 гг;