Добро пожаловать на крупнейший портал бизнес-авиации
Меню
Дроны под контролем: ФСБ хочет регистрировать все беспилотники
Дроны под контролем: ФСБ хочет регистрировать все беспилотники
Регистрацию беспилотных летательных аппаратов в России собираются передать в ведение Федеральной службы безопасности. Проект постановления правительства, который определяет порядок регистрации, вынесен на общественное обсуждение. Согласно документу, регистрировать купленные беспилотные летательные аппараты можно будет, подавая стандартную заявку в ФСБ, где будут содержаться параметры аппарата, информация об изготовителе и серийный номер, если он есть. Это постановление призвано решить одну из проблем, которые, как отмечают эксперты, возникнут после вступления в действие нового закона о беспилотниках, требующего регистрировать все дроны весом более 250 граммов. Специалисты настаивают, что этот закон настолько усложнил правила использования дронов, что с конца марта, когда он вступит в силу, полеты беспилотных систем будут фактически прекращены, будь то профессиональные аппараты или даже игрушки, купленные в детских магазинах. По мнению экспертов, нововведения фактически приравнивают дроны к обычным летательным аппаратам. В частности, это значит, что на них будут распространяться требования о регистрации в Росавиации. При этом согласно проекту постановления, после отправки данных в ФСБ информация будет внесена в реестр беспилотников - Государственную базу данных о беспилотных воздушных судах. О том, будет ли она также отправлена в Росавиацию, ничего не говорится. Проект постановления, как считает президент Ассоциации эксплуатантов и разработчиков беспилотных авиационных систем Амир Валиев, не решит многих проблем, поскольку для коммерческой эксплуатации летательного аппарата простой регистрации недостаточно. Кроме того, этот документ не регулирует, каким образом оператор дрона сможет получить лицензию на его управление, чего также требует новый закон.

Новый закон

Законопроект был внесен в Госдуму еще 30 марта, и в процессе обсуждения в него было внесено довольно много поправок. Несмотря на это финальный текст вызвал много нареканий со стороны пользователей беспилотных систем. В сопроводительной записке комитета Госдумы по транспорту, который готовил законопроект, говорилось: "Беспилотные воздушные суда по определению являются воздушными судами, на них в значительной мере распространяются существующие нормы и правила". Именно это обстоятельство, по мнению критиков, является самой слабой стороной новых правил, которые фактически приравнивают беспилотники к обычным летательным аппаратам, а их операторов - к настоящим пилотам. В результате, как считают они, от новых правил пострадают авиамоделисты, операторы промышленных дронов (которые, в частности, используют для аэрофотосъемки и контроля трубопроводов), журналисты, наконец, просто родители, купившие ребенку игрушку весом более четверти килограмма.

Зачем регистрировать беспилотники?

Необходимость каким-то образом упорядочить использование беспилотных систем стала очевидной для правительств многих стран несколько лет назад. С развитием беспилотных технологий дроны стали летать выше, возросла их управляемость и грузоподъемность. Кроме того, беспилотники становятся все доступнее, дешевле. Их возможности в области маневренности и грузоподъемности стали беспокоить правоохранительные органы во многих странах - они боятся, что дрон можно использовать в незаконных целях, будь то переноска взрывчатки или незаконная фотосъемка. Кроме того, в небе просто становится тесно. Уже были случаи в разных странах, когда частные беспилотники ставили под угрозу полеты в районе аэропортов либо в других зонах. Регистрация необходима для того, чтобы можно было установить принадлежность летательного аппарата, в случае инцидента - найти того, кто несет за него отвественность. Правила регистрации беспилотных летательных аппаратов разработаны и действуют в США, Великобритании и других государствах.

В ведении ФСБ

Согласно проекту постановления, в ФСБ нужно будет предоставить всю информацию о беспилотнике весом более 250 граммов, его производителе и владельце. Указать необходимо, например, не только максимальную взлетную массу, но также тип, количество и мощность установленных двигателей. При этом учитывается даже возможность регистрации дрона, изготовленного своими руками. Регистрация беспилотника не предусматривает выдачи какого-либо номерного знака для аппарата. У владельца на руках будет лишь справка со всей информацией о владельце и летных характеристиках дрона. В постановлении ничего не говорится о том, какие права дает эта регистрация, достаточно ли иметь ее для того, например, чтобы можно было этот беспилотник затем использовать в коммерческих целях. Ведь, согласно закону, для этого необходим сертификат летной годности, который выдается на основании сертификата типа, аттестата о годности к эксплуатации или другого аналогичного документа. "Это [проект постановления о регистрации в ФСБ] никак не затрагивает возможности коммерческого применения беспилотников после проведения регистрации, потому что не завершена часть, связанная с признанием беспилотника воздушным судном в собственности какого-то владельца, чтобы потом можно было перейти к получению лицензии эксплуатанта", - говорит Амир Валиев. Он также указывает на то, что проекте правительства нет разделения на некоммерческие беспилотники, авиамодели или спортивные аппараты. В документе лишь говорится, что при регистрации необходимо указать, является ли дрон военным или гражданским. Правда, по словам главного редактора UAV.ru Дениса Федутинова, регулирование вопросов использования летательных аппаратов не входит в круг задач органов ФСБ. "Постановление лишь дополняет собой ранее обозначенные требования, но не заменяет их", - сказал он.

Внешний пилот

Еще одним неурегулированным вопросом остается положение закона о том, что управлять беспилотным аппаратом должен квалифицированный оператор. Российский закон вводит новый термин - "внешний пилот", причем в законе оговорено, что он (особенно, если операторов будет несколько) будет обладать правами командира воздушного судна. Таким образом, в новой редакции 57 статьи воздушного кодекса говорится, что "командиром воздушного судна [...] является лицо, имеющее действующее свидетельство пилота (летчика, внешнего пилота), а также подготовку и опыт, необходимые для самостоятельного управления воздушным судном определенного типа". Другими словами, управлять дроном может только внешний пилот с правами, однако механизм их получения никак не описан. "Авиамоделистов, хоббистов, которые запускают модели самолетов, приравняли к авиационному персоналу. Чтобы получить документ, они должны пройти ровно то же самое, что и пилот "Боинга". Возможно, будут введены для них упрощающие процедуры, но другой вопрос - зачем?" - заявил в интервью Би-би-си член президиума "Федерации авиамодельного спорта России" Глеб Бабинцев. Представители компаний, использующих БПЛА, предлагают самые разные решения проблемы. Например, подготовка операторов частными компаниями под контролем государства или даже без него. "Тот порядок, который предлагали мы - чтобы [для управления беспилотниками весом] до 30 килограммов не было обязательной сертификации. Мы полагали, что в рамках саморегулируемых организаций, которым даны сейчас большие полномочия и по стандартизации, и по аттестации, мы предполагали постепенное усложнение сертификации. [...] Если летать над безлюдными территориями, то всю сертификацию надо свести к регистрации - летаешь и летай, можешь хоть разбить свой самолет, но ты никому не навредишь", - сказал Амир Валиев.

Иностранный опыт

Федеральное управление гражданской авиации США разработало упрощенную процедуру регистрации для беспилотников весом от 250 граммов до 25 килограммов. Легкие беспилотники в США регистрируются онлайн. Это стоит пять долларов, и для регистрации необходимо иметь электронный почтовый адрес, именную банковскую карту и почтовый адрес в США. Регистрация дается на три года и распространяется на все беспилотники, которые принадлежат одному человеку. Более тяжелые аппараты проходят стандартную процедуру регистрации. Владелец БПЛА обязан быть старше 13 лет и быть гражданином или постоянным жителем США. Это касается беспилотников весом до 25 килограммов. При этом, если летательный аппарат принадлежит к спортивной или развлекательной категории, то лицензия для управления им не требуется. Достаточно лишь соблюдать простые правила, опубликованные на сайте. В Великобритании правила более либеральные - дроны в личной собственности весом до 20 килограммов регистрировать не надо, но необходимо соблюдать довольно простые и четкие правила полетов, изложенные на сайте правила полетов. Кроме того, внешним пилотам не выдают лицензий, но они обязаны знать основы правил полетов. В качестве гарантии таких знаний рекомендуется пройти специальные курсы в коммерческих компаниях. Их список размещен на сайте британской Авиационной администрации. Специальное разрешение требуется для коммерческих полетов и полетов вне пределов зон, где разрешены полеты БПЛА, например, там, где дрон станет участником воздушного движения. Но в общем для полетов в разрешенной зоне (как и в случае с частными некоммерческими БПЛА в США) достаточно соблюдать простые правила. В Великобритании дрон обязан всегда находиться в зоне визуального контакта с оператором (на удалении 500 метров и на высоте 122 метра максимум); если на нем есть камера, то он не должен приближаться на расстояние менее 50 метров к людям, зданиям и автомобилям, держаться далее 150 метров от скоплений людей или закрытых зон.

/ Новости

Более 140 моделей самолетов и вертолетов бизнес-класса;

Летно-технические характеристики, компоновки салонов, карты дальности полета из Москвы;

Эксклюзивные фото воздушных судов и VIP-интерьеров;

Ориентировочную стоимость авиатехники в 2016-2017 гг;