Добро пожаловать на крупнейший портал бизнес-авиации
Меню
Минтранс рекомендовал переформатировать работу отечественных авиакомпаний
Минтранс рекомендовал переформатировать работу отечественных авиакомпаний
По оценке ведомства, российская авиация еще никогда не сталкивалась с такой сложной ситуацией как в 2015-2016 году. В рамках форума "Транспортная Неделя" состоялся круглый стол "Перспективы развития рынка авиаперевозок с учетом новых вызовов", сообщает официальный сайт министерства транспорта. В обсуждении состояния отрасли гражданской авиации приняли участие министр транспорта РФ Максим Соколов заместитель министра транспорта Валерий Окулов, ассоциированный партнер, глава представительства в России ООО "Люфтганза Консалтинг" Станислав Соломко, руководители авиапредприятий, аэропортов, члены экспертного сообщества. В своем выступлении глава ведомства подчеркнул, что отрасль не сталкивалась за время своего существования с такими серьезными внешними факторами, причем причины тому совершенно разные. Он указал на необходимость переформатировать деятельность участников рынка с учетом предложений всех его игроков. М. Соколов привел последние статистические данные по авиаотрасли. Так, за 10 месяцев текущего года российскими компаниями перевезено почти 81 млн пассажиров - больше, чем было по итогам рекордного 2014 года. Вместе с тем пассажирооборот за это время снизился на 3,8% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Это снижение связано с сокращением средней дальности полетов пассажиров, что в конечно счете является следствием экономических процессов: снижения ВВП, покупательской способности населения. Сейчас наблюдается серьезное перераспределение между региональными и международными авиаперевозками. Если международные перевозки сократились почти на 14%, то на внутренних воздушных линиях наблюдается более чем 15-процентный рост. На долю ВВЛ сегодня приходится 57% от всего авиационного трафика, хотя недавно пропорция была обратной. Это следствие активной политики государства, проводимой в последнее время, которая не позволила нашей авиации "завалиться на бок, на одно крыло", компенсировав непредсказуемо выпадающие доходы от сокращения международных линий. М. Соколов указал на примечательную тенденцию роста местных авиасообщений. Впервые здесь произошел 5-процентный рост. Даже в прошлом году, когда в целом перевозки на внутренних линиях выросли более чем на 10%, объемы на местных маршрутах все равно падали. Особняком стоит ситуация с грузовыми перевозками: за 10 месяцев грузооборот российских эксплуатантов вырос на 7%. Причем здесь, в отличие от сегмента пассажироперевозок, наблюдается рост международных грузоперевозок на 12% при падении внутренних на 16,7 процентных пункта. На данную статистику не могли не повлиять события внутреннего характера, в частности, фактическое банкротство второго по величине игрока на рынке, авиакомпании Трансаэро. Несмотря на это, удалось выполнить обязательства перед почти 2 млн пассажирами, которые купили билеты на рейсы прекратившего свою деятельность эксплуатанта, отметил Министр и поблагодарил руководство, всех сотрудников авиакомпании "Аэрофлот", оказавшей содействие в этой непростой ситуации. Тем не менее, по мнению главы ведомства, отсутствие такого солидного эксплуатанта "самым серьезным образом повлияет на будущее нашего рынка". Другим серьезнейшим вызовом стало практически исключение из международных направлений трех стран - Украины, Египта и Турции, что, безусловно, отразится на сокращении регулярных перевозок. Совокупный объем "выпадающих" пассажиров по этим направлениям составляет порядка 8 млн человек. Это серьезная доля рынка, составляющая около 9%, подчеркнул Министр и указал на необходимость поиска новых рынков для российских авиакомпаний с учетом сложившейся на сегодняшний день ситуации. В результате отечественные компании ушли в менее рентабельный сегмент рынка внутренних перевозок. Правительство РФ, Минтранс, Росавиация подставили финансовое плечо, воплотившееся в программах, заработавших после трехлетней обкатки в полной мере. Максим Соколов рекомендовал авиакомпаниям минимизировать рост средней стоимости перевозки на одного пассажира, которая, по понятным причинам, выросла и составила 6700 рублей. В прошлом году этот показатель колебался в пределах 6150 рублей. Рост обусловлен давлением макроэкономических факторов и, как следствие, возросшими ставками кредитов, изменением курса рубля по отношению к мировым валютам, а значит, ростом лизинговых платежей. По итогам первого полугодия 2015 года совокупный финансовый результат авиакомпаний снизился почти в три раза по отношению к аналогичному предыдущему периоду, убыток увеличился с 9 до 28 млрд рублей. Предполагается, что тренд до конца года не изменится. Вместе с тем Международная ассоциация воздушного транспорта прогнозирует рост спроса на авиаперевозки в мире в 2015 г. на 7%. В 2014 г. этот показатель составлял 6%. Общемировой прогноз совокупной чистой прибыли авиакомпаний указывает на рост с 25 до 29 млрд долларов США. По итогам 2014 г. чистая прибыль всех авиаперевозчиков планеты равнялась 16,4 млрд долларов. Это обосновано глобальными факторами - восстановлением мировой экономики, падением цен на нефть, повышением курса доллара по отношению к другим мировым валютам. Министр отметил, что по объективным обстоятельствам мы имеем иной вектор, чем весь международный рынок. В этой ситуации Минтранс в полном объеме сохранил господдержку по программам, которые были намечены на 2015 г. в размере 9,2 млрд рублей. Если учесть, что за 9 месяцев текущего года на поддержку отрасли направлено порядка 7,5 млрд рублей, а перевезено около 1,4 млн человек, то можно подсчитать, что каждый дополнительный пассажир обошелся федеральному бюджету немногим более 5300 рублей. Это хороший показатель даже в сравнении с программами субсидирования таких стран, как США и некоторых европейских государств. Меры принимаются и на законодательном уровне. Так, в ряду антикризисных мероприятий была снижена до 10% ставка НДС на региональных маршрутах, что позволило уменьшить налоговую нагрузку на авиакомпании примерно на 20 млрд рублей, помогло снизить их убыточность. Сокращение НДС до нулевой ставки дало бы около 20 млрд рублей, что помогло бы компенсировать выпадающие доходы от сокращения международных авиаперевозок и выровнять финансовые показатели наших авиакомпаний. Среди других мер Министр назвал сохранение субсидирования отраслевых организаций: не только авиакомпаний, но и федеральных казенных предприятий, аэропортов Крайнего Севера и Восточной Сибири, то есть регионов, где авиация является практически единственным видом транспорта и обеспечивает не столько мобильность населения, сколько транспортную доступность и связанность наших территорий. Свою эффективность показала и программа развития региональной авиации. Максим Соколов призвал участников круглого стола сформировать предложения, которые будут вынесены на обсуждение наших законодателей. Утверждение этих предложений, по его мнению, позволит сбалансировать авиаперевозочный процесс с учетом проблем и вызовов, стоящих перед отраслью. Выступивший вслед за Министром Станислав Соломко подчеркнул неплохие перспективы развития российского рынка авиаперевозок. Несмотря на девальвацию рубля, Россия до сих пор обладает значительным потенциалом для роста пассажирского трафика. По его мнению, в краткосрочном периоде роста перевозок в России не ожидается из-за сокращения МВЛ. Но затем, даже в пессимистическом сценарии, Lufthansa Consulting ожидает прирост пассажирского трафика.

/ Новости

Более 140 моделей самолетов и вертолетов бизнес-класса;

Летно-технические характеристики, компоновки салонов, карты дальности полета из Москвы;

Эксклюзивные фото воздушных судов и VIP-интерьеров;

Ориентировочную стоимость авиатехники в 2016-2017 гг;