Добро пожаловать на крупнейший портал бизнес-авиации
Меню
От экологических обязательств к эффективности и обратно
От экологических обязательств к эффективности и обратно
"Цели авиационной отрасли по сокращению выбросов углекислого газа являются амбициозными, но достижимыми при правильной государственной поддержке", - генеральный директор ACI World Ангела Гиттенс Вместе с предоставлением неоспоримых преимуществ, научно-технический прогресс предъявляет человечеству и новые вызовы. Рост масштабов хозяйственной деятельности усилил отрицательное воздействие на природу и сильно повлиял на экологическую ситуацию во всем мире. Настолько, что общество задумалось о судьбе будущих поколений и гармонизации собственных отношений с природой. Но именно научно-техническая революция дает инструменты для того, чтобы прогресс не стал фатальным для среды, в которой живет человек. Для применения этих инструментов необходима координация деятельности правительств, отраслевых организаций и бизнеса. Многие из насущных вопросов вынесены на обсуждение проходящей в Париже Климатической конференции ООН, в ходе которой авиационному транспорту будет уделено значительное внимание. Запланировано проведение шести мероприятий, а также проведение тематического дня транспорта. Активное участие в работе конференции принимает Air Transport Action Group - глобальная межотраслевая группа, деятельность которой нацелена на обеспечение устойчивого развития авиации. Воздушный транспорт, на долю которого приходится 2% совокупного объема эмиссии CO2, по-прежнему остается единственным средством быстро добраться до удаленного пункта назначения. Грузовой воздушный транспорт является краеугольным камнем глобальных логистических сетей, содействуя развитию импорта и экспорта по всему миру. Динамичное развитие авиаперевозок неизбежно нанесло бы огромный ущерб окружающей среде, однако инициативы, реализуемые отраслью, призваны стабилизировать, а затем и сократить уровень эмиссии парниковых газов. Так Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) в 2007 году провозгласила глобальную инициативу по уменьшению вредных выбросов в атмосферу, которая предусматривает сокращение потребления топлива в гражданской авиации к 2020 году на 25%, а к 2050 - достижение нулевого уровня выбросов углекислого газа. Аэропортовое сообщество не стоит вдалеке от насущных экологических проблем. Операторы многих современных аэропортов приступили к решению задачи обеспечения экологической безопасности авиатранспортных процессов.

Масштаб проблемы

Ущерб, наносимый авиацией природе, огромен. Немалая доля "вины" принадлежит аэропортам. Взлетающими самолетами в атмосферу выбрасываются тысячи тонн вредных газов. Количественные данные не поддаются точному подсчету, но каждый сожженный литр авиационного топлива оставляет за собой более 2,5 кг углекислого газа. А ведь даже самый современный лайнер потребляет несколько тысяч литров топлива в час полета! Помимо этого, в полете самолеты выделяют оксиды азота и озон, что также негативно влияет на глобальный климат. Пик этих выбросов приходится на взлет и набор высоты. А это значит, что все они концентрируются в районах аэропортов. Там, где живут люди. Они мощнейшие источники шума и крупнейшие потребители энергетических ресурсов. Доказано, что у людей, которые регулярно воздействию авиационного шума, увеличивается риск развития инсульта, гипертонии и болезней сердца. Жители окрестностей аэропорта склонны к психологическим заболеваниям, а проживающие рядом с аэропортом женщины чаще испытывают депрессию. Согласно ВОЗ, человек не может отдыхать при уровне шума более 40 дБ. Шум, превышающий 65 дБ, приводит к беспокойству, а уровень в 80-100 дБ опасен для здоровья. Когда в результате отсутствия установленных санитарно-защитных зон, самовольной застройки вблизи аэропортов их "поглощают" мегаполисы, приходится искать компромиссы. Для обеспечения жизни этих городов требуется огромное количество топлива, электроэнергии, наземного транспорта, продуктов и т.д. со всеми вытекающими проблемами. Отсутствие защитных сооружений приводит к бесконтрольному сливу вредных жидкостей в почву и отравлению грунтовых вод. Являясь мощными источниками вредных выбросов, электромагнитного загрязнения и шума, смогут ли когда-нибудь аэропорты классифицироваться как экологически чистые? Возможно, схема аккредитации углеводородных выбросов и другие инициативы станут реальными инструментами, способными решить основные проблемы на пути к "зеленому" аэропорту.

Программа углеродной аккредитации аэропортов

Центральным вопросом снижения воздействия на окружающую среду для аэропортов является снижение выбросов оксидов углерода. Хотя их доля составляют лишь небольшую часть от общего воздействия авиационной отрасли, в краткосрочной перспективе аэропорты могут сократить выбросы, пока разрабатываются альтернативные технологии и экологически чистое авиационное топливо. Важным инструментом для оценки усилий аэропортов в этом направлении стала созданная в 2009 году ACI Europe (европейское крыло Международного совета аэропортов) добровольная программа углеродной аккредитации. Инициатива стала прямым следствием резолюции по изменению климата, принятой в июне 2008 на ежегодном саммите ACI Europe, и была поддержана Европейской конференцией по гражданской авиации и Евроконтролем. Программа управляется независимым международным консультативным агентством WSP Environment & Energy и имеет четыре уровня управленческой сертификации аэропортов: "отображение", "сокращение", "оптимизация" и "нейтралитет". Независимая экспертиза проверяет выполнение критериев в соответствии со стандартами ISO 14064 при наличии свидетельств. Надзор за деятельностью осуществляет независимый консультативный совет, среди участников которого представители Программы по охране окружающей среды ООН, Еврокомиссии и Всемирного фонда дикой природы. 30 ноября 2011 года в него вошла Международная организация гражданской авиации (ICAO), формально поддержавшая программу. Для того, чтобы получить первый уровень, аэропорт должен присоединиться к программе измерений углеродного следа, определения источников выбросов и передачи информации для независимой проверки. Второй уровень дополнительно предполагает разработку плана и процедур управления эмиссиями, постановку целей и демонстрацию независимым инспекторам реальных достижении по снижению выбросов в метрических показателях. Третий уровень признает, что аэропорт активно занимается сокращением выбросов третьих сторон, действующих из других аэропортов, в том числе авиакомпаний, групп наземного обслуживания и предприятий общественного питания. Аэропорты, открывшие экологические проекты, компенсирующие за счет снижения собственных выбросы углерода в других местах, удостаиваются на сегодняшний день редкого уровня аккредитации 3+ или "нейтралитет". Выгоды от участия в программе условно делятся на две категории: твердую, которую можно измерить, и мягкую, не поддающуюся исчислению. К первой относятся увеличение операционной эффективности за счет внедрения новаций, снижение потребления энергетических ресурсов, обмен опытом и возможность использования лучших практик, эффективность системного подхода к борьбе с выбросами, участие всех заинтересованных сторон, увеличение акционерной стоимости, репутации бренда, поддержка держателей акций и возможность расширения в соответствии с местными требованиями. Во второй отмечаются увеличение доверия к аэропорту, развитие диалога между персоналом и подразделениями аэропорта касательно выбросов СО2, диалога с держателями акций по вопросам снижения вредных выбросов источниками, напрямую управляемыми аэропортом, укрепление имиджа, снижение нормативно-правовых рисков и повышение шансов на получение регуляторных разрешений, а также возможностей расширения. Старт практическим действиям был дан. Уже через год Еврокомиссар по транспорту Сийм Каллас высоко оценил успехи схемы, отметив, что выбросы СО2 в 23 аккредитованных на тот момент европейских аэропортах снизились на 55 тыс. тонн за срок чуть более года. В Европе уже 75 таких хабов, обслуживающих 58,6% европейского трафика. Программа быстро распространилась за пределы Европы. На сегодняшний день насчитывается 125 аккредитованных аэропортов в 40 странах мира, которые обслуживают 1,7 млрд пассажиров в год или 27,5% мирового пассажиропотока. За последний год 36 аэропортов представили данные об измерениях углеродного следа. 47 аэропортов реально снизили уровни выбросов благодаря грамотному управлению. 22 аэропорта получили аккредитацию третьего уровня, а еще 20 получили высший уровень. Из года в год в этих аэропортах снижается объемы выбросов углекислого газа в расчете на пассажира. Если в Европе этот показатель в 2102 году составил 3,22 кг, то в 2013-м уже 2,75 кг. Это доказывает эффективность, несмотря на увеличение числа аккредитованных аэропортов.

Другие отраслевые инициативы

Большое внимание экологии уделяет ICAO. Руководящая группа Комитета ICAO по охране окружающей среды от воздействия авиации (САЕР) ежегодно проводит заседания, на которых обсуждаются проекты решений в области охраны окружающей среды и нормативные документы, затрагивающие интересы производителей и эксплуатантов. В сентябре 2015 года в рамках подготовки к COP21 ICAO провела семинар, посвященный сокращению авиационных эмиссий, на котором были представлены предложения по решению проблемы. ООН определила долгосрочные цели развития на последующие годы (post-2015 UN Sustainable Development Goals), в которых для авиации в числе приоритетных указывается сокращение выбросов. Эти цели также определены в реализуемой ныне кампании ИКАО "Ни одна страна не останется без внимания" (NCLB). ИКАО намерена развивать и поддерживать финансово действия государств-членов по уменьшению авиационных выбросов. Основополагающей целью названо ежегодное 1,5%-ое увеличение топливной эффективности (хотя в 2010-м было решено увеличивать по 2%) и стабилизация эмиссии углекислого газа на уровне 2005 года к 2020-му, а в долгосрочной перспективе уменьшение выбросов вдвое к 2050 году. 30 сентября 2015 года группа действий по вопросам воздушного транспорта (ATAG) определила инициативу ИКАО в качестве ключевого компонента сотрудничества в авиационном секторе в борьбе с изменением климата. Программа ИКАО была включена в новое издание ATAG Aviation Climate Solutions, в котором представлены 100 примеров сотрудничества в целях снижения эмиссии двуокиси углерода и уменьшения ее воздействия на климат. Презентация издания состоялась в рамках саммита по глобальной устойчивой авиации в Женеве (Швейцария), на котором было получено открытое письмо руководителей отрасли с подтверждением ее приверженности делу борьбы с изменением климата. Партнерские программы, отмеченные на семинаре E-GAP ИКАО, и меры по борьбе с изменением климата, представленные в издании ATAG, являются частью послания авиационной отрасли 21-й конференции сторон РКИК ООН в Париже, на которой ожидается принятие соглашения по борьбе с изменением климата. Среди последних инициатив стоит отметить проект нового стандарта ICAO по ограничению эмиссии углекислого газа, дополнения к существующему стандарту по ограничению эмиссии нелетучих частиц, изменения к руководствам ICAO по проведению сертификационных испытаний по шуму и эмиссии вредных веществ. Следует также подчеркнуть важность работы по разработке резолюций относительно снижения шума и улучшения качества воздуха в зоне аэропортов, а также по уменьшению негативного влияния авиации на людей и изменение климата. Принято решение по созданию глобальной системы рыночных мер, содействующих снижению авиационных выбросов (GMBM). Итоговые решения по новому стандарту и изменениям в существующих нормативных документах будут приняты на 10-м заседании САЕР и 39-й Сессии Ассамблеи ICAO в 2016 году.

Впереди планеты всей

Осло считается одним из самых "зеленых" в Европе, где лидирующие позиции в области экологичности занимают скандинавские хабы. Из-за постоянно растущего пассажиропотока в 2008 году в столичном норвежском аэропорту назрела необходимость расширения. В конкурсе на строительство дополнительного терминала победило бюро Nordic - Office of Architecture. Проект стоимостью 13 млрд норвежских крон ($1,5 млрд) был готов в 2010-м, а работы начались в 2011 году. Будет расширен существующий терминал, к нему пристроят еще один и перестроят железнодорожную станцию. Новый терминал должен открыться в 2017 году. После достройки хаб будет претендовать на сертификат BREEAM Excellence. В план реконструкции включены решения максимального использовании естественного освещения, геотермальной энергии, и тепла, получаемого при сжигании мусора. Сам же аэропорт продолжает бесперебойно работать, как того требует программа углеродной аккредитации. К ней Осло присоединился еще в 2009 году. Стоит отметить, что значительной частью стратегии развития порта, открытого в 1998-м, изначально была защита окружающей среды. Летом этого года аэропорт столицы Норвегии удостоился уровня 3+ или "нейтралитета" по схеме углеродной аккредитации. Для получения такой высокой оценки, в числе прочих улучшений, менеджмент ввел широкое использование электромобилей и гибридных транспортных средств. В прошлом году аэропорт инвестировал значительные средства в проект "Механизма чистого развития" территорий в Колумбии, поддержанный ООН в рамках Киотского протокола. Также аэропорт получил собственную водородную станцию, что позволило снабжать местным "горючим" обширный парк служебных автомобилей, работающих на водородном топливе. Первый такой автомобиль был приобретен в 2014 году и использовался для патрулирования территории. А в планах - полный отказ от ископаемых источников энергии. С этой целью осуществляется тестирование всех альтернативных технологий, включая био-топливо и электродвигатели. Оператор аэропорта, компания Avinor, реализует сразу четыре проекта, включенных в Aviation Climate Solutions. Совместно с Air BP и SkyNRG предполагается предложение био-топлива для реактивных самолетов. К настоящему моменту Lufthansa Group, KLM и SAS уже подписали контракты. "Зеленое" топливо будет поставляться к бортам через стационарную систему топливозаправочных гидрантов. Аэропорт предлагает бесплатную зарядку электромобилей, как обслуживающих пассажиров, так и используемых персоналом. Хаб уже располагает 240 пунктами зарядки. Планируется строительство нового резервуара, который будет использоваться для сбора снега зимой и охлаждения летом нового и Северного терминалов. Начиная с 2012 года, благодаря современной спутниковой навигации, было выполнено более 7500 заходов на посадку по криволинейной траектории, что существенно снизило шумовую нагрузку на прилегающие жилые районы. Такие процедуры планируется ввести на постоянной основе. Согласно заявлению руководителей, их целью является полное прекращение эмиссии парниковых газов собственными подразделениями аэропорта к 2020 году. Задача явно превосходит цели, поставленные мировым сообществом. С целью ее решения в 2014 году Осло принял комплексную климатическую программу. Программа предполагает тщательное рассмотрение всех источников выбросов, которые имеются в аэропорту такого размера, и всех возможных способов сокращения выбросов парниковых газов. Одновременно с этим продолжатся работы по сокращению выбросов наземного и воздушного транспорта.

"Берлинский зеленый аэропорт"

Компания Flughafen Berlin Brandenburg GmbH, в управлении которой находятся оба аэропорта Берлина и новый строящийся ("Вилли Брандт"), выработала стратегию, названную "Берлинский зеленый аэропорт" (BER Green Airport). Ее целью является обеспечение работы аэроузла в энергоэффективной, ресурсосберегающей и экологически чистой манере. Компания также стремится убеждать сотрудничать с ней бизнес-партнеров, поставщиков и пассажиров, которые могут помочь ей реализовать эту концепцию. Она включает три стратегии: экологическую, управления ресурсами окружающей среды, а также экологических и энергетических руководящих принципов. Экологическая стратегия определяет основные направления работы на пути к становлению подлинно "зеленого аэропорта", устанавливая новые стандарты для устойчивых операций. Этому способствует собственная система экологического менеджмента, которая контролирует все операционные процессы в аэропорту, оказывающие влияние на окружающую среду и климат. Это один из ключевых инструментов в стратегии BER, сертифицированный по стандартам ISO 14001. Ввиду близости крупных городов, серьезное внимание уделяется борьбе с шумом. Программа защиты от шума в 2012 году была пересмотрена и в настоящее время более социально ориентирована. Все заинтересованные обеспечиваются полной информацией о новых маршрутах и изменениях высот пролета. Новые стационарные и мобильные пункты измерения шума полностью документируют любые изменения. Компания просит жителей сообщать о громком шуме и связывается с авиакомпаниями немедленно, иногда корректируя плату за взлет-посадку. Ведется диалог с авиакомпаниями о разработке мер по сокращению авиационного шума в долгосрочной перспективе. Реализуется добровольная программа изучения состояния воздуха в непосредственной близости от аэропорта. Для определения наличия загрязняющих веществ используются мед (пыльца и соты), собираемый в районе аэроузла, и биомониторинг при помощи насаждений стандартизированных растений капусты. Данные о наличии оксидов углерода (СО), азота (NO, NO2) и твердых частиц (PM10 и PM2.5), получаемые с помощью измерительных точек и изучаемые в государственной лаборатории на присутствие бензолов и других углеводородов, ежедневно публикуются на сайте, учитываются и систематизируются для составления комплексного годового отчета. Основным элементом стратегии "Зеленый аэропорт" является программа по защите климата, предусматривающая, что потребление энергии аэропортами будет неуклонно сокращается. Этому должно способствовать использование возобновляемых источников энергии. Шенефельд и Тегель половину энергии получают от таких источников. Ее хватило бы для снабжения города с населением 35 тыс. человек. Снижение выбросов двуокиси углерода оценивается в 36,5 тыс. тонн в год. Эффективность системы кондиционирования терминала нового аэропорта на 30% превышает стандарты, определенные Energy Saving Act 2007 года. Две высокоэффективных (к.п.д. вдвое выше, чем у газовых - до 80%) комбинированных установки, производящие тепло и электроэнергию, а также использование геотермальной энергии в терминале, будут способствовать существенному сокращению выбросов. По подсчетам, "умный" терминал будет выбрасывать углерода на 11 тыс. тонн в год меньше, чем обычный. Создание крыши из фотоэлектрических солнечных панелей временно отложено по экономическим соображениям, но планируется в ближайшей перспективе. Сверхэффективный компьютерный центр начал работать в 2011 году. Система кондиционирования воздуха использует внешний воздух для охлаждения, что снижает расходы на электроэнергию и выбросы вредных газов. Если температура наружного воздуха составляет пять градусов по Цельсию или меньше, то дополнительного электричества для охлаждения высокопроизводительных серверов не требуется. Благодаря интеллектуальному управлению энергией, потребляемая мощность компьютеров постоянно контролируется. Потребление энергии для кондиционирования воздуха и аварийного питания снижено на 50% за счет использования энергосберегающих технологий. Менеджмент работает над уменьшением количества используемой воды, снижением вредного воздействия на почву, грунтовые воды и местные водотоки. Устанавливаются специальные очистительные системы и сеть дренажа, соединяющая воедино все сооружения. Стоки из ресторанов и цехов бортпитания проходят предварительную очистку от жира в специальных отстойниках. Еще большой очистке подвергаются стоки из мастерских и моек, а остальные стоки проходят через очистную установку на ж/д станции Вастманнсдорф. Существует разветвленная система сбора дождевой воды с насосными станциями, резервуарами и очистными сооружениями. При этом, прежде чем попасть в почву, дождевая вода будет сортироваться по степени загрязненности. Например, в зимнее время вода с ВПП, загрязненная антиобледенительными жидкостями, будет предварительно очищаться. Вода с перронов, где может быть керосин и другие жидкости, будет проходить очистку в специальных сепараторах, а затем фильтрование. Вся процедура очистки автоматизирована. Если уровень загрязненности не превышает допустимых пределов, то вода сразу будет сливаться в систему дренажа. В новом аэропорту большинство самолетов будет заправляться через подземные трубопроводы. Для защиты почвы и грунтовых вод эти установки будут регулярно проверяться специалистами. Жидкости, используемые для борьбы с обледенением, тщательно подбираются в соответствии с требованиями по эксплуатации и экологичности. Аэропорт в настоящее время использует формиаты натрия и калия, которые классифицируются как наименее вредные и легко поддается биологическому разложению. Соль не используется вообще, а применение деайсингов тщательно документируется. Разработана система, которая стимулирует снижение отходов. Например, компании, которые работают в терминале, обязаны их сортировать по типам, как это принято в немецких домашних хозяйствах. Мешки для мусора, обозначенные именем компании его произведшим, взвешиваются. Соответственно их массе компании выставляется счет. Крупноразмерные отходы, такие как бумага, картон, дерево, металлолом и пластмасс, и все опасные отходы принимаются в специальных пунктах. Их утилизация также оплачивается по весу. Большое внимание уделяется озеленению территории. В районе аэроузла высажено более 1300 деревьев, в основном, лайма. В новом аэропорту 28 из 86 самолетных стоянок будет оснащено аэродромными источниками питания с частотой 400 Гц. Использование дизельных АПА на них будет запрещено. Начиная с января 2013 года, в аэропортах используются автомобили, эмитирующие не более 103 г СО2 на км пути. Также активно тестируются электромобили и авто на водороде, для которых TOTAL строит заправочную станцию. Планируется строительство электрозарядной станции на 10 машин. При этом, оператор старается закупать электроэнергию, произведенную из возобновляемых источников. Управление ресурсами окружающей среды предполагает использование инновационных сберегающих технологий с целью получения роста объемов перевозок при меньших затратах ресурсов. Оператор аэропортов ввел в действие систему менеджмента ресурсами окружающей среды и энергией для обеспечения контроля всех влияющих на экологию операционных процессов. Компания сама поставила перед собой цели, направленные на снижение негативного воздействия на окружающую среду, избегая рисков и повышая правовую определенность. В качестве корпоративной цели объявлена защита окружающей среды и климата. Все сотрудники компании вносят свой вклад в их конкретной сфере деятельности и зоне ответственности. Любые потенциально негативные последствия корпоративных решений на окружающую среду или климат рассматриваются на этапе предварительной оценки и планируются меры для их предотвращения. Полное соответствие обеспечивается соблюдением законодательства по охране окружающей среды и официальных правил с превышением стандартов, где это возможно. Постоянное повышение экологических показателей и энергетической эффективности - второй принцип. Соединив самые передовые технологии, оптимизированное оперативное управление и экологически сознательное поведение пользователей, компания постоянно снижает потребление энергии и ресурсов. Поставлены четкие цели, позволяющие свести к минимуму негативное воздействие деятельности на окружающую среду. Ведется постоянный мониторинг, аудит и документирование воздействия на окружающую среду операций и потребления энергоресурсов. Принимаются срочные меры, если выполнение экологических и энергетических целей ставится под угрозу. Третий принцип - повышение уровня экологической информированности, в том числе деловых партнеров, авиационных и сервисных компаний. Сотрудников обучают выполнять свою работу с мыслью в голове о возможном ущербе окружающей среде и климату. Четвертый принцип - информация и диалог. Компания активно ищет открытый и объективный диалог с различными заинтересованными сторонами. Регулярно информирует общественность о собственном воздействии на окружающую среду и усилиях по защите окружающей среды и климата. [5]

Солнечный аэропорт

Международный аэропорт Кочин (штат Керала, Индия) стал первым индийским или даже первым в мире аэропортом, полностью перешедшим на использование солнечной энергии. В августе была введена в эксплуатацию первая солнечная энергетическая установка мощностью 12 МВт, расположенная на площади 45 акров вблизи грузового терминала и насчитывающая более чем 46 тыс. фотоэлектрических солнечных панелей. Монтаж выполнила бангалорская компания Bosch Ltd, которая уложилась в рекордно короткие шесть месяцев. Стоимость проекта оценивается в 620 млн рупий или $62 млн. Ежегодно генерируемой энергии достаточно для обеспечения 10,000 домов или работы 52 тыс. потребителей по 1 кВт. По подсчетам, средства окупятся в течение пяти лет, а ожидаемый избыток энергии будет подаваться в государственную сеть. В сочетании с уже существующими ресурсами Кочин, являющийся третьим по загруженности в стране, стал полностью солнечным. Аэропорт, принявший в 2014-2015 финансовом году 6,8 млн пассажиров, прогнозирует сократить выбросы углерода в течение следующих 25 лет на 300 тыс. тонн. Это эквивалентно посадке трех миллионов деревьев. Будучи первым разработанным в рамках модели государственно-частного партнерства, хаб впервые опробовал солнечную энергию в 2013 году. Тогда были установлены панели общей мощностью 100 кВт на крыше терминала прибытия. Затем последовала установка мегаваттной станции, которую разместили в главном ангаре технического обслуживания. По имеющейся информации, правительство Индии доверило публичной компании Cochin International Airport Limited (CIAL) строительство 8 мини-гидроэлектростанций общей мощностью 44 МВт. Как видим, борьба за экологию несет с собой не только экономические потери, связанные с большими инвестициями, но и плюсы в виде увеличения эффективности операций и снижения энергозатрат. Очевидно, что эффект от масштабных вложений на первоначальном этапе минимален, но в долгосрочной перспективе они окупаются за счет новых технологий. К аэропортам, реализующим "зеленые" программы, усиливается интерес инвесторов. Растет приток высокоинтеллектуальной рабочей силы и уважение со стороны государственных институтов, которые подключаются к финансовому и правовому стимулированию их деятельности. В результате, это сказывается на рентабельности предприятий, которые с увеличением доходов ставят перед собой новые амбициозные экологические цели. По сути, это самовозобновляемый эволютивный процесс, альтернативы которому нет…

/ Новости

Более 140 моделей самолетов и вертолетов бизнес-класса;

Летно-технические характеристики, компоновки салонов, карты дальности полета из Москвы;

Эксклюзивные фото воздушных судов и VIP-интерьеров;

Ориентировочную стоимость авиатехники в 2016-2017 гг;