Добро пожаловать на крупнейший портал бизнес-авиации
Меню
Закрытие Египта: к каким убыткам готовиться гражданам и бизнесу
Закрытие Египта: к каким убыткам готовиться гражданам и бизнесу
Президент Владимир Путин в пятницу, 6 ноября, согласился с рекомендациями Национального антитеррористического комитета приостановить все полеты российских авиакомпаний в Египет «до установления должного уровня безопасности авиационного сообщения», сообщила пресс-служба Кремля. На прошедшем в тот день Совете безопасности Путин провел встречу с его постоянными членами, на которой, в частности, обсуждалось «положение дел в авиационной отрасли»: 31 октября на Синайском полуострове разбился аэробус А321 «Когалымавиа», выполнявший рейс Шарм-эль-Шейх — Санкт-Петербург. Погибли все 217 пассажиров и семь членов экипажа. В пятницу Росавиация с 20:00 московского времени приостановила все регулярные, чартерные и транзитные рейсы в Египет. Было решено вывозить уже находящихся в Египте соотечественников и их багаж по отдельности. Для доставки багажа будут задействованы самолеты МЧС. Туристы вернутся рейсами тех же авиакомпаний, что доставили их в Египет. Досрочной эвакуации не будет. Еще в пятницу по итогам первого заседания оперативного штаба возглавивший его вице-премьер Аркадий Дворкович объявил, что туристы будут возвращаться домой по завершении запланированного отдыха. Поскольку максимальная продолжительность тура, как правило, не превышает двух недель, то за этот срок чиновники планирует завершить эвакуацию большинства туристов. В пятницу Ростуризм оценивал количество находящихся в Египте соотечественников примерно в 45 тыс. человек, в субботу после совещания с представителями туроператоров, агентских сетей и отраслевых объединений речь шла уже о 80 тыс. А еще около 100 тыс. человек приобрели туры в Египет с вылетом до конца декабря.

Дожить до понедельника

Сами туроператоры по Египту уже в пятницу стали объявлять, что приостановили продажи туров в Хургаду и Шарм-эль-Шейх. Основными игроками на этом направлении являются Coral Travel, «Пегас Туристик», Tez Tour, «Библио Глобус», Anex Tour, Sunmar, TUI, «Натали Турс», Brisco. Coral Travel и Sunmar (входят в один турецкий холдинг OTI), «Пегас Туристик», Anex Tour, Brisco предложили своим клиентам, которые должны были в ближайшие дни вылететь в Хургаду и Шарм-эль-Шейх, отдых на те же даты в турецкой Анталье, «Библио Глобус» — на Кипре. «Натали Турс» и TUI объявили, что готовы предоставить альтернативный вариант отдыха на любом другом направлении, пообещав, что при аннуляции тура будет возвращена его полная стоимость. Tez Tour сообщил на своем сайте, что информация о возможной замене направления будет опубликована «в ближайшее время». 20–30% клиентов туроператоров соглашаются поменять направление, заявил в субботу Дворкович. Эти цифры подтверждает гендиректор «Сети магазинов горящих путевок» Сергей Агафонов, участвующий в работе оперативного штаба. Это прежде всего те туристы, кто должен был улететь в Египет в эти выходные, объясняет Агафонов. Наряду с заменой направления туроператоры предлагают своим клиентам уже оплаченную сумму, условно говоря, положить на депозит: перенести отпуск и забронировать в декабре или уже после Нового года другой тур (если он будет стоить дороже, то придется доплатить разницу, если дешевле — ее вернет туроператор). По двум дням — субботе и воскресенью — делать выводы, сколько туристов согласились на такие условия, некорректно, пока клиенты взяли паузу на размышление, говорит генеральный менеджер «Пегас Туристик» Анна Подгорная. Большинство клиентов наших агентств ждут понедельника, когда будет больше ясности, подтверждает представитель сети «Горячие туры» Ольга Иванова.

Как россиян вывезут из Египта

В настоящее время в Египте отдыхают примерно 70–80 тыс. россиян. Правительство РФ объявило, что российские туристы будут вывезены из Египта силами МЧС и авиакомпаний в сроки, максимально приближенные к указанным в их билетах. Как сообщил РБК источник, близкий к правительству, эвакуацию планируется проводить так же, как это делают власти Великобритании. Первоначально будут вывозиться туристы с минимально необходимой ручной кладью, а их багаж доставят на родину позднее. Расходы на эвакуацию, вероятно, будут профинансированы из Резервного фонда по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий. По данным РИА Новости, по состоянию на 8 ноября в Россию были возвращены уже 11 тыс. туристов. Проанонсированный «Натали Турс» и TUI полный возврат стоимости тура в Египет при его аннуляции — сейчас исключительно добровольный жест этих туроператоров. Статья 14 закона «Об основах туристской деятельности в РФ» оговаривает особый порядок действий, когда возникает угроза безопасности туристов и сохранности их имущества. О такой угрозе туроператоров должен проинформировать Ростуризм. Только в этом случае туроператор или турагент, заключивший договор с туристом, должен вернуть тому полную стоимость тура (если клиент еще не воспользовался этой услугой). При этом договор надо расторгать в суде. В отсутствие соответствующего уведомления Ростуризма туроператор или турагент при расторжении договора вправе удержать фактически понесенные расходы: уже приобретенный авиабилет, перечисленную отелю оплату за номер и т.п. Ростуризм до сих пор официально не известил туроператоров о существующей угрозе жизни туристов и сохранности их имущества, констатирует руководитель правовой службы Ассоциации туроператоров России Надежда Ефремова. Уже дважды за последние пять лет российские власти фактически запрещали организованные поездки в Египет (подробнее см. справку), но тогда, напоминает Ефремова, Ростуризм выпускал либо приказ, либо информационное письмо, в которых рекомендовал туроператорам и турагентам приостановить продажи по этому направлению. Сейчас этого нет, поэтому нет и правовых оснований для возврата полной стоимости тура, заключает юрист.

Как закрывали Египет

Российские власти уже дважды — в 2011 и 2013 годах — настоятельно рекомендовали турфирмам прекратить продажи туров в Египет. Первый раз это произошло в начале 2011 года, во время «арабской весны», когда в Египте свергали президента Хосни Мубарака. В приказе Ростуризма от 29 января 2011 года «О принятии неотложных мер в связи с ситуацией в Арабской Республике Египет» ведомство рекомендовало операторам, турагентам и их объединениям «приостановить отправку российских туристов в Египет на период существования угрозы безопасности (до нормализации обстановки)». Уже находящимся на курортах Египта россиянам было рекомендовано «не покидать территорий гостиничных комплексов и иных мест временного пребывания». Тогда же полеты в Египет приостановили все российские авиакомпании, они лишь только вывозили туристов (зарубежные перевозчики, в частности EgyptAir, продолжали полеты в обе стороны). Примечательно, что из 40 тыс. россиян, отдыхавших в феврале 2011 года на курортах Египта, досрочно вернуться домой согласилась лишь тысяча туристов. Этот фактический запрет был отменен только 1 апреля 2011 года. Тогда Ассоциация туроператоров России оценила потери всей отечественной туротрасли от двухмесячного закрытия Египта примерно в $200 млн. Но полностью закрыть границы все равно не удалось. В феврале 2011 года в Египте побывали, по данным ее статистического агентства, 6,2 тыс. россиян, в марте того года — 6,3 тыс. В апреле, когда авиасообщение возобновилось, Египет посетили уже 111,5 тыс. россиян (годом ранее — 321,5 тыс.). Во второй раз власти попытались запретить продажу туров в Египет в августе 2013 года, когда после свержения президента Мурси военные власти ввели в стране режим чрезвычайного положения. Поздно вечером 15 августа 2013 года Ростуризм выпустил информационное письмо, в котором вновь рекомендовал турфирмам прекратить продажи туров в Египет. Полеты в эту страну практически полностью прекратились лишь в сентябре. Но уже 15 сентября 2013 года туроператор «Библио Глобус» возобновил полетную программу «Трансаэро» в Шарм-эль-Шейх. Ростуризм тогда выразил «сожаление», что туроператор не внял рекомендациям. Однако примеру «Библио Глобуса» последовали и другие компании, не желавшие терять деньги. Свои рекомендации Ростуризм отозвал только в ноябре 2013 года. Египетская статистика свидетельствует, что во второй раз запрет не сработал. В августе 2013 года страну посетили 181,9 тыс. россиян, в сентябре — только 26,8 тыс., в октябре — уже 145,7 тыс., в ноябре — 250,4 тыс.

Первые потери

Прерванное авиасообщение с Египтом ухудшает и так непростое рыночное положение туроператоров. Из-за девальвации рубля спрос на всех массовых направлениях снижается с начала этого года. Лишь Египет как самое бюджетное направление смог продемонстрировать рост турпотока из России в мае—июне, когда рубль окреп. Но уже в июле—августе после очередного обесценивания рубля турпоток в Хургаду и Шарм-эль-Шейх вновь стал падать. В сентябре началась агония «Трансаэро», ключевого авиаперевозчика на туристическом рынке. В результате в сложнейшей ситуации оказался ее стратегический партнер — туроператор «Библио Глобус», летом проавансировавший авиакомпанию на 8 млрд руб. А после катастрофы аэробуса «Когалымавиа» (работает под маркой Metrojet) спрос ожидаемо упал еще больше. На какой срок прервано авиасообщение с самым популярным туристическим направлением в зимнем сезоне, пока непонятно. Дворкович в субботу говорил минимум о нескольких неделях — пока не будет проведен аудит и выработаны меры безопасности. Тем временем туроператоры, по их признанию, уже теряют деньги на рейсах, которые сейчас пустыми отправляются в Египет, чтобы только забрать туристов с курортов. Эти перелеты выполняются за счет туроператоров, и на каждом пустом кресле те теряют половину стоимости авиабилета, указывают Анна Подгорная из «Пегас Туристик» и президент «Натали Турс» Владимир Воробьев. По их словам, стоимость авиабилета в Шарм-эль-Шейх или Хургаду и обратно на одного человека составляет сейчас в среднем около $250. Надо вывезти около 80 тыс. человек, таким образом, упрощенно говоря, туроператоры на этом потеряют $10 млн, отмечает Воробьев.

Из чего складывается стоимость тура в Египет

Именно авиаперевозка является наиболее затратной частью в себестоимости стандартного турпакета в Египет, равно как и на других массовых направлениях. Средняя стоимость авиабилета в Хургаду и Шарм-эль-Шейх и обратно сейчас равняется около $250 на человека, стандартный номер на двоих в пятизвездном отеле Египта стоит туроператору в среднем $30 за одну ночь, еще около $5 с человека уходит на трансфер в отель и обратно в аэропорт, перечисляет президент «Натали Турс» Владимир Воробьев. К этому надо добавить $1 с человека в день за медицинскую страховку и 15% собственной маржи, из которых 9–12% будет комиссией турагентству за проданный тур, добавляет генеральный менеджер «Пегас Туристик» Анна Подгорная. Таким образом, стандартный недельный тур в пятизвездный отель на двоих должен стоить от $844. Но это, оговаривается Подгорная, идеальный вариант, когда никто не демпингует, заставляя всех остальных снижать цены. Среди других потенциальных потерь — предоплаты египетским отелям. Ее после прошлогоднего массового краха туроператоров требуют практически все отельеры, говорит Подгорная. Теперь туроператорам предстоит передоговариваться с местными партнерами, обещая тот же объем загрузки после того, как авиасообщение будет восстановлено. После того как продажи вновь откроются, спрос должен быстро восстановиться, ведь Египет — это направление, где туры покупают в последний момент, оптимистичен Воробьев.

Не только туроператоры

Серьезные потери сейчас грозят не самим туроператорам, а тем их владельцам, что выстроили за последние годы холдинги с собственной авиаперевозкой. Например, родственными «Пегас Туристик» авиакомпаниями являются Pegas Fly (может эксплуатировать, по данным Росавиации, восемь самолетов) и Nord Wind (21 самолет), Anex Tour — Air Azur (11 самолетов), Brisco — Metrojet (семь самолетов), Coral Travel и Sunmar — Royal Flight (шесть самолетов) Tez Tour — I Fly (шесть самолетов). В зимнем сезоне бюджетный Египет является самым массовым направлением, которому в эти месяцы практически нет альтернативы. Относительно недорогие отели в Таиланде, но из-за своего географического расположения перелет до его курортов из европейской части России выходит более долгим и дорогим. При этом в парке перечисленных авиакомпаний преобладают среднемагистральные самолеты, которые без промежуточной посадки из Москвы в Таиланд лететь не могут. Таким образом, перед владельцами турхолдингов встает вопрос, как не допустить сейчас простоя своих самолетов. «Боинги» Royal Flight будут летать на Гоа, в Бангкок, Дубай, Рас Аль Хайму и Анталью, говорит руководитель отдела по связям с общественностью Coral Travel Марина Макаркова. При этом она признает, что «налет, конечно, снизится», поскольку все эти направления не являются полноценной заменой Египту с точки зрения турпотока. Помимо собственных авиакомпаний у ряда владельцев туроператоров есть под управлением и отели в Египте. Например, у холдинга OTI это работающие под маркой Otium две гостиницы в Шарм-эль-Шейхе и одна в Хургаде. Пока, говорит Макаркова, не принято решение, что выгоднее — приостановить работу отелей или продолжать работать с низкой загрузкой, принимая туристов внутреннего рынка и близлежащих стран.

Обещают помочь

Премьер-министр Дмитрий Медведев в воскресенье дал поручение Аркадию Дворковичу проработать программу поддержки туроператоров. Этот вопрос в воскресенье утром уже превентивно обсуждался перед очередным заседанием оперативного штаба в аэропорту Внуково, рассказал РБК руководитель Ростуризма Олег Сафонов. От туротрасли он ждет консолидированного решения, какая помощь, по ее мнению, является первостепенной. Для этого в понедельник, 9 ноября, Сафонов вновь встретится с туроператорами, а уже во вторник их примет Дворкович. Такая встреча действительно запланирована на вторник, подтвердил журналистам после совещания во Внуково вице-премьер. Ассоциация туроператоров России к понедельнику подготовит свои предложения, обещает ее исполнительный директор Майя Ломидзе. Если выразят хотя бы моральную поддержку, это будет уже историческим событием, иронизирует руководитель одной из турфирм. Прежде государство никогда помощи туроператорам не оказывало.

/ Новости

Более 140 моделей самолетов и вертолетов бизнес-класса;

Летно-технические характеристики, компоновки салонов, карты дальности полета из Москвы;

Эксклюзивные фото воздушных судов и VIP-интерьеров;

Ориентировочную стоимость авиатехники в 2016-2017 гг;