Добро пожаловать на крупнейший портал бизнес-авиации
Меню
Кодекс для беспилотников
Кодекс для беспилотников
Использование в России беспилотников, в том числе в коммерческих целях, могут легализовать к 2020 году. Законодательство, устанавливающее правила легального применения беспилотных летательных аппаратов, в России начали обсуждать еще в 2012 году. Разработкой законопроекта, регулирующего вопросы "использования воздушного пространства Российской Федерации и деятельности в области авиации в части, касающейся применения беспилотных воздушных судов (БВС)", занимался Минтранс. В пояснительной записке к проекту федерального закона, указывалось, что "достигнутый уровень технологий БВС (…) поставил перед авиационными властями государств-участников Международной организации гражданской авиации (ИКАО) ряд вопросов технического и организационного характера, связанных с проблемой интеграции БВС в воздушное пространство, используемое пилотируемыми воздушными судами с экипажем на борту". В настоящее время применение БВС в Российской Федерации осуществляется посредством установления временного и местного режимов полетов, а также кратковременных разрешений на выполнение полетов в интересах пользователей воздушного пространства, организующих полеты беспилотников. Вместе с тем, признали в Минтрансе, расширяющиеся возможности их использования требуют разработки нормативной правовой базы, которая бы учитывала особенности БВС для использования в гражданской, государственной и экспериментальной авиации. В том числе внесения изменений в воздушное законодательство России. Законопроект, в частности, предусматривает включение в Воздушный кодекс РФ норм, устанавливающих понятия "пилотируемое воздушное судно", "беспилотное воздушное судно", "беспилотная авиационная система", "внешний экипаж". Кроме того, проект закона оговаривает особенности применения в гражданской авиации сверхлегких гражданских воздушных судов весом конструкции 115 кг и менее. В феврале комиссия правительства РФ по законопроектной деятельности одобрила внесенный Минтрансом законопроект об использовании беспилотных воздушных судов, а в марте проект этого закона был одобрен кабинетом министров и внесен в качестве законодательной инициативы в Госдуму. Документ вводит нормы по сертификации и госрегистрации беспилотников различных типов, устанавливает требования к их управлению и обеспечению безопасности полетов; предлагает механизм расследования авиационных происшествий, связанных с эксплуатацией таких воздушных судов. По замыслу авторов законопроекта, госрегистрации должны подлежать беспилотники с максимальной взлетной массой более 30 кг. Обязательным условием для эксплуатации дронов, согласно законопроекту, является наличие сертификата летной годности. В июне депутаты Госдумы уже приняли правительственный законопроект в первом чтении. По мнению эксперта ИКАО и комитета Госдумы по транспорту, профессора Виталия Бордунова, необходимость подобного закона очевидна. "Государство должно проделать большую работу, чтобы законодательно урегулировать процесс сертификации беспилотных систем. Мы должны быть убеждены, что беспилотники находятся в надежных руках, что они исправно функционируют и никому не причинят вреда. Вот эти моменты необходимо прописать в законе", - заявил Бордунов "Российской газете". По его словам, эти изменения носят фундаментальный характер. "С новым законодательством в области регламентации полетов беспилотных систем мы вступаем в новый этап развития авиационной техники в нашей стране", - считает и главный редактор интернет-портала о беспилотной авиации Денис Федутинов. Беспилотные авиационные системы, по его словам, все шире применяются для мониторинга нефте- и газопроводов, высоковольтных линий электропередач, железных и автомобильных дорог. И это только часть тех задач, которые можно решать с помощью беспилотников. "Самое главное, что основная идея документа - не ограничить применение беспилотников, а сформировать правила, чтобы дать возможность более интенсивно развивать и применять беспилотные системы для решения не только военных, но и гражданских задач", - добавил Федутинов. По мнению эксперта, законопроект, как и любое новшество, скорее всего, не будет идеальным, но большинство недостатков станут видны уже в процессе применения нового законодательства. Примечательно, что по единому мнению специалистов, в ситуации, когда беспилотники летают вне правового поля, оказались почти все страны. У России же сейчас появился шанс первой легализовать этот экзотический вид авиационной деятельности. Вместе с тем, по оценкам экспертов, использование в России беспилотников в едином воздушном пространстве с пилотируемыми воздушными судами может быть легализовано лишь к 2020 году. Тогда же планируется разрешить и коммерческое использование БВС в населенных пунктах. Такой прогноз содержится в "дорожной карте", подготовленной экспертной группой AeroNet в рамках президентского проекта "Национальная технологическая инициатива". В рабочую группу по проекту AeroNet входят 55 специалистов, рассказал "Известиям" руководитель рабочей группы Сергей Жуков. В их числе представители бизнеса, крупных госкомпаний (например, "Ростеха", "Вертолетов России"), научных организаций, таких как Центральный аэрогидродинамический институт, Государственный научно-исследовательский институт авиационных систем, и представители министерств. "Мы определили сегменты рынка беспилотников, наиболее перспективные для российских компаний. Это мониторинг объектов и дистанционное зондирование Земли, сельское хозяйство, доставка грузов, а в перспективе - людей и спасение. Прорабатывая эти сегменты, мы планировали пилотные проекты и параллельно описывали ту формулу модификации законодательства, которая бы соответствовала намеченным целям", - пояснил Жуков. После того как новый вариант Воздушного кодекса получит статус действующего документа, нужно будет внести изменения в десятки нормативных актов, регулирующих режим использования воздушных средств. Например, предстоит получить в госкомиссии по радиочастотам номиналы частот для управления беспилотными воздушными средствами, оформить выделение для беспилотников маловысотных коридоров для мониторинга объектов. Работа по модификации законодательства, по оценкам экспертов рабочей группы AeroNet, в основном должна завершиться в 2017–2018 годах. Отдельные мероприятия, например, такие как "Определение системы ответственности за последствия эксплуатации беспилотного средства", могут быть завершены в 2019 году. "Главное здесь - это скорость модификации законодательства", - считает член-корреспондент Российской академии космонавтики имени Циолковского Андрей Ионин. По его словам, многие технологии использования БВС уже наработаны, в отличие от тех же беспилотных автомобилей. "И в этой ситуации преимущество получит та страна, где максимально быстро будут созданы благоприятные условия для развития этого бизнеса. Чтобы внутренний рынок рос максимально быстро и с ним вместе росли национальные игроки. У нас в России потенциал для использования беспилотников огромен, учитывая нашу географию и непростую логистику в удаленных районах", - сказал Ионин. Между тем представитель Минтранса, настоявший на анонимности, выразил опасение, что принятие нового Воздушного кодекса, в котором будет определен порядок использования беспилотников в России, может привести к слишком сильному зарегулированию этого процесса – до такой степени, что городах нельзя будет запускать даже детские квадрокоптеры. "Другая крайность - если мы максимально либерализуем этот рынок, то рискуем получить последствия техногенного характера - вплоть до терактов", - предостерегает собеседник издания. По его мнению, основное развитие для беспилотных систем возможно в малонаселенных и отдаленных районах РФ.

/ Новости

Более 140 моделей самолетов и вертолетов бизнес-класса;

Летно-технические характеристики, компоновки салонов, карты дальности полета из Москвы;

Эксклюзивные фото воздушных судов и VIP-интерьеров;

Ориентировочную стоимость авиатехники в 2016-2017 гг;