Добро пожаловать на крупнейший портал бизнес-авиации
Меню
Украина разрывает сотрудничество с Россией в авиастроении
Украина разрывает сотрудничество с Россией в авиастроении
Украина продолжает курс на разрыв экономических связей с Российской Федерацией. На сей раз наша страна решила отказаться от участия в совместном предприятии, которое в будущем должно было стать координатором авиастроительных отраслей двух государств.

Украина покидает борт

Кабинет министров Украины намерен согласиться с предложением Министерства экономического развития и государственного авиастроительного концерна "Антонов" о выходе этого концерна из совместного украинско-российского предприятия ООО "ОАК-Антонов". Фактически решение о согласовании принято, юридически оно будет закреплено в ближайшее время, сообщил РБК-Украина источник в правительстве. Копия распоряжения Кабмина имеется в наличии РБК-Украина. В пояснительной записке Минэкономразвития к правительственному распоряжению указано, что, учитывая ситуацию, которая сложилась в отношениях с Россией в 2014 г., в "ОАК-Антонов" приостановлены работы по программам самолетов Ан-70, Ан-124, Ан-140, вынужденно сокращен штат управления от украинской стороны. Вместе с тем, финансово-хозяйственное состояние "ОАК-Антонов", с учетом обострения политического и военного противостояния между Украиной и Россией, ухудшается, уменьшается остаток средств уставного капитала, в том числе взнос концерна, как участника этой компании, сообщается в документе. "В такой ситуации дальнейшее участие концерна в ООО "ОАК-Антонов" представляется нецелесообразным", - указано в пояснительной записке.

Почти ничего не осталось

"ОАК-Антонов" - это совместное предприятие российской "Объединенной авиастроительной корпорации" и украинского госконцерна "Антонов" с распределением уставного капитала 50% на 50%. Офис компании находится в Москве. Переговоры о создании компании Украина и Россия провели в 2010 г., а уже в следующем году было избрано ее руководство. Недавно, в марте 2015 г., Кабмин своим распоряжением вывел из состава государственного авиастроительного концерна "Антонов" фактически основной его актив - одноименное государственное предприятие - и включил его в состав государственного концерна "Укроборонпром". Позже, в июне, правительство аналогично поступило с Харьковским государственным авиапредприятием и госпредприятием "Завод 410 ГА". Сейчас в ГАК "Антонов" входит только госпредприятие "Киевский авиационный завод "Авиант".

Недолгая история

Старший партнер юридической фирмы "Ильяшев и партнеры" Роман Марченко, который занимался подготовкой вхождения концерна "Антонов" в СП с российской "Объединенной авиастроительной корпорацией", рассказал РБК-Украина, что создание "ОАК-Антонов" должно было стать первым шагом к более плотной кооперации России и Украины в авиастроительной отрасли. "Планировалось, что Украина, которая фактически имеет лучший в СНГ сохранившийся костяк конструкторского бюро, будет на базе этого СП сотрудничать с Россией, которая готова была предоставить инвестиции и свой рынок для самолетов семейства "Антонова", - рассказал Роман Марченко. По его словам, изначально предполагалось, что сотрудничество дойдет до того, что концерн "Антонов" будет корпоратизирован, после чего он и ОАК обменяются пакетами акций. В результате, "Антонов" стал бы одним из акционеров ОАК, а ОАК, в свою очередь, - "Антонова". Но по факту никаких реальных функций на это СП так и не было возложено, потому оно так никогда и не зашло далее первичного этапа. "Компания не получила ни больших денег, ни взносов в виде интеллектуальной собственности. По итогу это было мертворожденное дитя, которое так и не начало серьезно работать", - отметил Роман Марченко. При этом, по его мнению, поскольку СП так и не заработало в полную силу, Украина не ощутит особенного ущерба от выхода концерна из СП.

Окончательный развод

Исполнительный директор авиакомпании "Аэроджет" Анатолий Мазуренко уверен, что, судя по опыту последний десятилетий, у Украины в принципе не может быть эффективного сотрудничества с Россией в авиастроении. "Фактически условиями для активного производства самолетов Россия ставила неподписание ассоциации с Евросоюзом, невступление Украины в НАТО и вхождение страны в Таможенный союз. Украина же на эти условия не шла, поэтому Россия искусственно тормозила развитие авиастроительных проектов. К примеру, Ан-70 был ориентирован на российский рынок, но россияне так и не купили ни одного самолета. В мирное время Украина с Россией, за исключением единичных экземпляров Ан-140 и Ан-148, ничего, по сути, так не построила", - отметил Анатолий Мазуренко. В то же время Роман Марченко рассказывает, что за период нынешнего кризиса во взаимоотношениях между Украиной и Россией было свернуто и большинство иных крупных проектов сотрудничества ГП "Антонов" с российскими предприятиями. Причем, с учетом того, что госпредприятие возглавил народный депутат от пропрезидентской фракции "Блок Петра Порошенко" Михаил Гвоздев, концерн, безусловно, будет поддерживать государственное понимание взаимоотношений Украины с Россией. "В частности, Украина сейчас не особенно активна в вопросе поставок комплектующих для пассажирских Ан-140 и Ан-148, которые собирались соответственно в Саратове и Воронеже. Поскольку без украинских сертифицированных деталей россияне не могут строить эти машины, в РФ прекратили их сборку", - заявил Роман Марченко, добавив, что фактически прекращены и проекты двойного назначения, в частности по Ан-70. Эксперт транспортного рынка Владимир Шемаев добавляет к причинам неэффективного сотрудничества между Украиной и Россией в авиастроении наличие в России собственных разработок в авиации, к примеру, тех же самолетов семейства Ил. При этом, как подчеркнул Роман Марченко, от прекращения сотрудничества точно также страдает и Украина. "Часть комплектующих для производства Ан-148 и Ан-158 в Киев поставляется из России. Но сейчас необходимые комплектующие из России в полном объеме не отгружаются. Правда, Украина имеет возможность начать заказывать аналогичные детали в других странах - наша страна может пойти на такой шаг, поскольку она является собственником интеллектуальных прав на эти самолеты и, соответственно, может вносить соответствующие изменения в сертификат типа. И эта работа уже ведется, но на это потребуется минимум год-два", - уточнил Роман Марченко.

На другие маршруты

В условиях российской агрессии против Украины, сотрудничество с РФ в авиастроительной отрасли в перспективе становится иллюзорным, уверен Анатолий Мазуренко. "Украинским предприятиям в этой отрасли необходимо срочно переориентироваться на других смежников, на другой рынок", - отмечает он. Владимир Шемаев также считает, что в нынешних условиях Украине стоит активизировать лоббирование своих авиаразработок в дружественных странах. "В качестве примера для продвижения можно привести военно-транспортный самолет Ан-70, который по техническим и ценовым характеристикам превосходит аналогичный европейский самолет Airbus A400M. Однако страны НАТО не готовы закупать самолет у государства, которое не входит в этот блок", - сожалеет Владимир Шемаев. Помимо стран НАТО Владимир Шемаев советует Украине наращивать сотрудничество со странами Африки, Ближнего Востока, Индией. "Поскольку самолеты семейства "Антонова" приспособлены к посадке на нестабильные грунты, то они могут эффективно конкурировать в странах, где не сильно развито аэродромное хозяйство", - объяснил он. В свою очередь Роман Марченко считает, что перспектива развития украинского авиастроения кроется в налаживании сотрудничества с богатыми странами без авиатрадиций, которые при этом хотят научиться строить самолеты. В качестве примера он приводит Саудовскую Аравию, с которой "Антонов" недавно подписал договор о начале производства самолетов в этой стране. "Кроме того уже был опыт производства в Иране ИрАН-140 и они давно смотрят на наши Ан-148 и Ан-158. Давайте будем реалистами - ни на европейском рынке, ни на американском нас не ждут с нашими воздушными судами. Поэтому Украине стоит еще активнее работать на так называемых развивающихся рынках", - заключил Роман Марченко. В то же время Владимир Шемаев считает, что для того, чтобы украинские авиапромышленные предприятия более эффективно конкурировали с компаниями из других стран, Украине стоит позаботиться о финансовой поддержке отечественных фирм. "Было бы эффективно, если бы "Укрэксимбанк", как его коллеги в США, кредитовал иностранных покупателей украинских самолетов под небольшую процентную ставку, тем самым поддерживая украинскую промышленность", - отметил он.

/ Новости

Более 140 моделей самолетов и вертолетов бизнес-класса;

Летно-технические характеристики, компоновки салонов, карты дальности полета из Москвы;

Эксклюзивные фото воздушных судов и VIP-интерьеров;

Ориентировочную стоимость авиатехники в 2016-2017 гг;